Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на уровень затрат предприятия






Любая деятельность, создающая потребительскую ценность, ис­пользует на входе сырье и материалы, человеческие ресурсы, техно­логию и информацию для выполнения своих функций. При этом на выходе получаются результаты в виде информации (например, дан­ные о покупателях, параметры производительности, статистика бра­ка), активов (например, запасы готовой продукции, дебиторская за­долженность) и пассивов (например, кредиторская задолженность) предприятия.

В совокупности покупатели, поставщики и сама фирма с точки зрения их участия в создании потребительской стоимости образуют (по М. Портеру) «целостную цепочку».

Отправной точкой при анализе затрат фирмы являются ее це­почки ценности и распределение имеющихся активов и расходов по видам деятельности. Данный подход дает ключ к созданию прочно­го конкурентного преимущества и помогает сформулировать марке­тинговую стратегию предприятия.

При распределении затрат внутри цепочки ценности необходимо выделять те виды деятельности, на которые приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. В связи с этим выде­ляют отрасли и предприятия, в затратах которых преобладают те или иные элементы: материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие, фон­доемкие. Выделение из всех затрат наиболее быстрорастущей их части позволяет определить наиболее эффективный источник сни­жения себестоимости продукции (работ, услуг).

Кроме того, при распределении затрат необходимо учитывать тот факт, что затраты ведут себя по-разному. Поэтому их следует рассматривать раздельно. Речь идет о широко распространенном за рубежом способе деления затрат на постоянные и переменные.

Важным критерием для выделения видов деятельности является по­ведение конкурентов. Если конкуренты выполняют ту или иную дея­тельность другими способами, то она должна рассматриваться отдельно в цепочке ценности фирмы, так как различия между конкурентами могут привести к тому, что данный вид деятельности окажется источни­ком конкурентного преимущества или недостатка.

Поведение затрат зависит от структурных факторов, которые М. Портер назвал «двигатели затрат» (cost drivers).

В общем виде взаимодействие нескольких факторов определяет поведение затрат для данного вида деятельности. Кроме того, отно­сительная важность данного фактора, влияющего на динамику зат­рат, меняется для разных видов деятельности.

Согласно М. Портеру, существует десять главных факторов, влияющих на динамику затрат.

1. Влияние масштаба на затраты. Затраты по тому или ино­му виду деятельности часто зависят от ее масштабов. эффект эко­номии масштабов имеет место, когда предприятие может выполнить ту или иную деятельность более эффективно в больших объемах, или когда оно может распределить свои расходы по созданию нематериальных активов (например, реклама, НИОКР и др.) на больший объем продаваемой продукции.

Экономия масштаба обусловлена следующими причинами:

- по мере роста размеров предприятия возрастает возможность использования преимуществ специализации деятельности;

- на более крупных предприятиях больше возможностей вне­дрения нового высокопроизводительного и дорогостоящего оборудо­вания;

- на больших предприятиях появляется возможность для ди­версификации деятельности, развития побочных производств, вы­пуска продукции и отходов производства.

Однако с ростом масштаба деятельности может наблюдаться и противоположный эффект: увеличение сложности деятельности и рас­ходов на управление может привести к росту затрат. Отрицатель­ный эффект масштаба возникает вследствие следующих причин:

- с ростом размера предприятия увеличиваются затраты на передачу и обработку информации, замедляется скорость принятия решений, что приводит к снижению быстроты реагирования в усло­виях рынка на изменение спроса;

- снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями, теряется ее гибкость, что в рыночных условиях мо­жет отрицательно сказаться на финансовом положении предприятия;

- в отдельных подразделениях возникают локальные интересы,; *М: |-Шпротиворечащие интересам предприятия в целом.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции (естественные монополии), а в некоторых отраслях наблюдается иная картина: средние издержки в начале резко снижаются с ростом объемов производства, а затем почти не изменяются с увеличением выпуска продукции.

Экономия масштаба может быть следствием не только техноло­гии, применяемой в той или иной деятельности, но и способа орга­низации производства на предприятии.

Для понимания взаимосвязи масштаба деятельности и затрат необходимо изучить механизмы этого влияния. С точки зрения кон­куренции это означает, что предприятие должно так управлять сво­ей деятельностью, чтобы максимально повысить ее чувствительность к тому типу масштаба, в котором она имеет наибольшее преимуще­ство перед конкурентами.

2. Обучение. Затраты, связанные с определенной деятельнос­тью, могут уменьшаться благодаря эффекту обучения, которое приводит к повышению эффективности. В число механизмов, приводя­щих к снижению расходов, входят следующие факторы: оптимиза­ция схемы работ, улучшение расписания, модификация продукции, приводящая к облегчению ее производства и т. д.

Эффект обучения различен для разных видов деятельности, поскольку каждая деятельность предлагает разные возможности для своего улучшения. Обучение может происходить в виде резко­го улучшения деятельности в один прием (например, при получе­нии информации о каких-либо аспектах деятельности конкурента), но чаще – в виде накопления небольших усовершенствований. Резкое улучшение деятельности представляется наиболее подходя­щим, когда уровень ее выполнения на предприятии значительно ниже достигнутого конкурентами. Однако такой подход обуслов­лен большими трудностями, связанными с сопротивлением изме­нениям и высокими затратами.

В свою очередь, непрерывное улучшение нацелено на то, чтобы сделать изменения частью культуры организации. При этом в изме­нениях участвуют сотрудники всех уровней, и эффект обучения становится необратимым. Таким образом, обучение в организациях зависит от степени внимания, уделяемого ему менеджерами. Для многих предприятий России характерна ситуация, когда они значи­тельно проигрывают своим конкурентам из развитых стран. В виду того, что конкуренция во многих областях бизнеса быстро развива­ется, предприятиям придется пройти путь резкого улучшения дея­тельности, в том числе за счет обучения.

Обучение может передаваться от одной фирмы к другой через на­ставников, консультантов, бывших работников и т. д. Данное явление на Западе называется эффектом «перелива». В том виде деятельности, где эффект «перелива» ярко выражен, скорость обучения на предприятии в большей степени определяется обучением всей отрасли.

Для российских предприятий часто скорость обучения приводит к падению прибыли. Это обусловлено макроэкономическими преобразованиями. Положение часто усугубляется неправильным распределением средств: закупка слишком дорогой и сложной информационной системы, бессистемный подход к повышению квалификации и т. д.

3. Использование ресурсов. Данный фактор динамики затрат особенно важен. В настоящее время многие фирмы обладают боль­шими ресурсами, но эффективность их использования очень мала. Так, для многих предприятий характерна слишком высокая числен­ность персонала, получающего фиксированный оклад, но работающе­го неэффективно. Это существенно ухудшает схему использования ресурсов.

Кроме того, серьезную проблему представляет широкое распространение неквалифицированного ручного труда. Например, часто на российских предприятиях в снабжении множество кладовщиков, грузчиков, подсобных рабочих выполняют 80-90% подъемно-транс­портных, погрузо-разгрузочных работ вручную вместо того, чтобы те же работы выполняло ограниченное число операторов подъемно-транспортной техники. Затраты же на механизацию этих работ обыч­но не превышают 10% всех капитальных затрат.

Экономисты западных предприятий уделяют большое внимание анализу использования ресурсов. Например, они учитывают и тот факт, что использование ресурсов в отдельный момент времени ча­сто зависит от колебаний спроса (сезонности, спада), т. е. при ана­лизе учитывается весь цикл колебаний спроса. На предприятиях со­ставляется схема использования ресурсов, которая отражает изме­нения в интенсивности их использования, поскольку учитывает затраты при сокращении или расширении деятельности. Кроме того, в схеме использования ресурсов отражаются внешние факторы (в том числе поведение конкурентов и их инвестиционная политика) и частично – политика самой фирмы в таких областях, как марке­тинг и выбор ассортимента продаваемой продукции.

4. Связи между различными видами деятельности. Затра­ты, связанные с некоторой деятельностью, часто зависят от того, как выполняются другие виды деятельности. Причем существует 2 вида связей: внутренние (связи внутри цепочки ценностей) и вне­шние (связи с цепочками поставщиков и покупателей).

Когда виды деятельности связаны между собой, то существует возможность уменьшения суммарных затрат путем изменения од­ного из них. Реальна даже ситуация, когда увеличение расходов на один вид деятельности приводит к общему снижению затрат.

Данное обстоятельство открывает широкие перспективы для оп­тимизации работы предприятий. Однако многие из них часто не ви­дят (или не хотят видеть) свои возможности. Например, типична ситуация, когда предприятие имеют излишние запасы сырья и матери­алов, а также готовой продукции, что повышает затраты по входной и выходной логистике. Часто это можно объяснить объективными обстоятельствами, связанными с несовершенством рыночных меха­низмов. Однако есть и другие причины: некомпетентность работни­ков снабжения и сбыта (отсутствует соответствующая система найма и обучения персонала), не ведется изучение рынка (отсутствует служба маркетинга), отсутствует информационная система.

Вертикальные связи отражают взаимосвязи между видами дея­тельности фирмы и цепочками ценности поставщиков и покупате­лей. Их можно идентифицировать, исследуя, как поведение партне­ров влияет на каждый вид деятельности фирмы и наоборот. Связи с поставщиками обычно сосредоточены вокруг таких аспектов их дея­тельности, как проектирование продукции, сопровождение услуги, деятельность по обеспечению качества, упаковка, доставка, работа с заказами. Связи с поставщиками могут также возникать, когда поставщики выполняют виды деятельности, которые фирма способ­на делать самостоятельно. Следует заметить: создание вертикаль­ных связей предполагает достижение высокой степени доверия меж­ду партнерами, что, особенно в условиях становления рыночных отношений в России, происходит весьма нечасто.

Одной из проблем в эффективном использовании вертикальных связей для предприятий является их стремление к самостоятельнос­ти и экономии средств. Особенно это касается информационных технологий. Некоторые крупные компании до сих пор стараются разработать собственные версии программных продуктов, в то вре­мя как их конкуренты предпочитают заказывать такую работу у специальных фирм. В результате эти предприятия получают такие программы, которые часто оказываются непригодными для эксплу­атации или слишком дорогими. С другой стороны, предприятия, за­казывающие дорогостоящие информационные системы, могут по­пасть в ситуацию, когда система не даст ожидаемого эффекта по ряду причин (сэкономили на обучении работников и др.).

5. Взаимосвязи между деловыми единицами предприятия (подразделениями, отделами). Распределение на виды деятельности между несколькими бизнес-единицами компании (обработка заказов (отдел снабжения), организация сети сбыта (отдел сбыта), маркетинг (отдел маркетинга) и т. д.) может повысить эффективность данного вида деятельности за счет увеличения ее масштаба, более быстрого движения затрат фирмы вниз по кривой обучения или оптимизации схемы использования ресурсов. Однако создание взаимосвязей между бизнес-единицами всегда сопряжено с затратами, которые необходимо сравнивать с потенциальными выгодами от их использования.

6. Выбор времени. Часто на затраты фирмы в той или иной деятельности влияет время ее выхода со своей продукцией на рынок.

Предприятие может получить преимущество благодаря более ран­нему, чем у конкурентов, началу своей деятельности в определен­ной области бизнеса. Например, создание торгового знака требует меньших расходов на ранних стадиях развития отрасли, чем на поздних. Эффект обучения также тесно связан с выбором времени, поскольку, чем раньше фирма начнет свою деятельность, тем боль­шее преимущество перед конкурентами она получит благодаря сни­жению затрат вдоль кривой обучения.

Однако поздний выход на рынок также имеет свои преимуще­ства. Во-первых, это возможность приобрести более современное оборудование, чем у конкурентов. Во-вторых, фирма избегает боль­ших расходов при освоении новых рынков и товаров, которые неиз­бежно будут нести первопроходцы. В-третьих, предприятие получает возможность заранее спроектировать свою «цепочку ценности», ис­ходя из учета основных факторов, влияющих на затраты в отрасли.

Выбор времени может быть важен для затрат предприятия не только с точки зрения выхода на рынок, но и с точки зрения покупки основных средств и других активов (в период спада деловой активно­сти по минимальным ценам). Однако при этом необходимо иметь в виду, что данное преимущество может оказаться недолговечным, если предприятию придется осуществлять обновление своих фондов в ус­ловиях экономического роста. Это может привести к резкому ухуд­шению конкурентного положения по затратам. Именно такая ситуа­ция имеет место на многих приватизированных предприятиях в России, где основная проблема – устаревшее оборудование.

7. Интеграция. Уровень интеграции часто влияет на затраты того или иного вида деятельности. Поскольку каждая деятельность использует ресурсы, закупаемые со стороны, перед менеджерами стоит проблема выбора, связанная с формой интеграции (горизон­тальная (вперед, назад), вертикальная).

Интеграция может уменьшить затраты по следующим причи­нам: во-первых, она избавляет предприятие от необходимости рас­ходов по снабжению, транспортировке и другим видам деятельно­сти, связанных с рынком. Во-вторых, интеграция уменьшает ры­ночную власть поставщиков или покупателей. В третьих, она может создать условия для непрерывного производства, которое приво­дит к экономии затрат за счет устранения дорогостоящих произ­водственных этапов.

Интеграция также может привести и к росту затрат из-за недо­статочно гибкого управления, дороговизны выполнения данной дея­тельности внутри предприятия по сравнению с независимыми по­ставщиками и др.

Таким образом, рост, снижение или неизменность уровня затрат при интеграции зависят от конкретного вида деятельности и исполь­зуемых ресурсов.

8. Политика фирмы. Выбор политики в определенной области деятельности фирмы отражает ее стратегию и поэтому часто являет­ся следствием компромисса между снижением затрат и дифферен­циацией. Наибольшее значение для затрат имеет политика предпри­ятия в таких областях, как:

- характеристики продукции;

- разнообразие ассортимента;

- уровень сопровождающих услуг;

- политика по формированию бюджета на маркетинг и разви­тие технологий;

- категории обслуживаемых клиентов (крупные или мелкие);

- используемые посредники (многочисленные мелкие или не­большое число крупных);

- выбор технологии производства;

- время поставки готовой продукции;

- требования, предъявляемые к сырью, материалам и другим входным ресурсам;

- политика управления персоналом, включая наем, подготовку и мотивацию работников;

- заработная плата и льготы, предоставляемые персоналу предприятия, по сравнению со средним уровнем в отрасли и др.

Наибольшую проблему, связанную с выбором политики, для рос­сийских предприятий представляет недостаточное внимание, уделя­емое менеджерами вопросам, связанным с маркетингом, подготовкой персонала, техническим перевооружением операций. С одной стороны, это сужает возможности предприятий при создании конку­рентного преимущества, а с другой стороны, там, где высшие менед­жеры понимают значение вышеуказанных областей деятельности, часто наблюдается скачкообразный рост эффективности и конку­рентоспособности благодаря простому следованию основным прин­ципам поведения предприятия на рынке.

9. Местоположение. Данный фактор может влиять на затраты различными путями:

- за счет стоимости рабочей силы в регионе;

- за счет наличия квалифицированных управленческих кадров и специалистов;

- за счет наличия источников сырья, энергии и т. п.

Кроме того, климат, культурные нормы и потребительские вкусы зависят от местоположения. Причем они влияют не только на потреб­ность в том или ином товаре, но и на способ выполнения вида дея­тельности внутри цепочки ценности (например, виды льгот персоналу частично определяются местными обычаями). Наконец, и расходы по логистике часто тесно связаны с местоположением компании.

Таким образом, местоположение оказывает влияние на всю дея­тельность предприятия. При этом его изменение часто приводит к увеличению одного вида затрат и уменьшению другого (например, расположение с целью уменьшения транспортных расходов часто при­водит к потере экономии масштаба). Однако изменения в техноло­гии, уровне заработной платы и других факторов могут изменить соотношение разных видов затрат. А это, в свою очередь, может оказаться благоприятной возможностью для получения конкурент­ного преимущества тому предприятию, которое вовремя заметило эти изменения (например, создание виртуального офиса с помощью ком­пьютерной сети и экономия за счет арендной платы за помещение).

Основная проблема, с которой сталкивается ряд российских пред­приятий, состоит в том, что они находятся вдали от рынков сбыта своей продукции (следствие монополизации советской экономики и неравномерности развития регионов). Поэтому им необходимо со­здавать свои торговые представительства, что требует крупных еди­новременных вложений средств, которых часто у предприятий нет. В результате они лишаются возможности вести эффективную мар­кетинговую политику и таким образом теряют преимущество перед конкурентами или попадают под власть посредников.

10. Институциональные факторы (правительственное регули­рование, налоговая и финансовая политика, деятельность профсою­зов, таможенное законодательство и т. д.).

В условиях экономики России данный фактор превосходит по значению все предыдущие. Объясняется это отсутствием или проти­воречивостью правовой базы во многих областях деятельности и, как следствие, непредсказуемостью многих решений властей разных уров­ней. В результате создается ситуация, когда основные угрозы потерь для предприятия происходят не от конкурентной борьбы на рынках, а от других факторов. Во-первых, это кризис неплатежей, который сделал собственность в России чрезвычайно текучей. Во-вторых, на­логовая система, не оставляющая возможностей на полноценное су­ществование предприятия в случае полной уплаты им всех налогов.

Таким образом, складывается ситуация, когда отсутствуют ле­гальные правила для сохранения собственности предприятий. Это обстоятельство приводит к тому, что даже самые успешные пред­приятия в России не уверены в прочности своего владения соб­ственностью. Поэтому основные их усилия и ресурсы направлены на ее сохранение, а не на эффективное управление. Таким образом, российские предприятия, за немногим исключением, не имеют дол­госрочной стратегии своего бизнеса, а значит – и стратегии конку­рентного преимущества.

В общем виде взаимодействие нескольких факторов определяет поведение затрат для любого вида деятельности. Динамика затрат, связанных с тем или иным видом деятельности, зависит от перечис­ленных выше факторов, степень влияния которых различна. Напри­мер, маркетинг и продажа товаров народного потребления длитель­ного пользования определяется двумя главными факторами: масштаб и схема использования ресурсов (при организации торговых предста­вительств, которая зависит от плотности покупателей). Российские предприятия в стремлении сохранить свое конкурентное преимуще­ство чаще всего опираются на масштаб (там, где сохранилась моно­полизация отрасли со времен директивной экономики) и на институ­циональные факторы (например, попытки добиться запредельных по­шлин на импорт продовольствия и автомобилей). Однако такой подход является малоэффективным перед множеством конкурентов, делаю­щих ставку на другие, более надежные, источники преимущества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал