Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние структуры затрат на прибыль






 

Количественно оценить изменение прибыли в зависимости от из­менения объема реализации можно с помощью операционного ры­чага.

Для менеджеров термин «рычаг» связан с тем, как можно уве­личить прибыль предприятия при незначительном увеличении объе­ма продаж.

Операционный рычаг (ОР) – это показатель доли постоян­ных затрат в структуре общих затрат предприятия.

Высокий уровень операционного рычага на тех предприяти­ях, где высока доля постоянных затрат по отношению к перемен­ным. На рис. 5.5 представлен график безубыточности при высоком уровне ОР.

 

Низкий уровень операционного рычага на тех предприяти­ях, где больший удельный вес занимают переменные затраты. На рис. 5.6 представлен график безубыточности при низком уровне опе­рационного рычага.

Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж, и незначительное изменение в объеме продаж приводит к значитель­ному изменению прибыли.

Уровень операционного рычага рассчитывается по формуле:

 

ОР = МП / Пр (5.28)

 

где ОР – уровень операционного рычага; МП – маржиналь­ная прибыль (вклад на покрытие); Пр — прибыль.

 

Уровень операционного рычага показывает, как при заданном объеме продаж изменение этого показателя (в %) повлияет на из­менение прибыли, т. е. на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск. Чем выше риск, тем больше воз­можное вознаграждение.

Пример.

Рассмотрим два предприятия X и У, которые имеют разную структуру затрат: у предприятия X высокие переменные затраты, у предприятия У – высокие постоянные затраты (табл. 5.9).

 

Таблица 5.9 – Исходные данные о деятельности предприятий X и У

Показатели Предприятие X Предприятие У
  Сумма % Сумма %
Выручка        
Переменные затраты        
Маржинальная прибыль        
Постоянные затраты        
Прибыль        

 

На предприятии У по сравнению с предприятием X больший удельный вес в составе затрат занимают постоянные, хотя общие затраты у предприятий X и У равны 100000 ден. ед. При увеличе­нии объема продаж на 10% (табл. 5.10) прибыль предприятия У увеличивается на 60% (с 10000 до 16000 ден. ед.), а прибыль предприятия X – только на 30% (с 10000 до 13 000 ден. ед.). Таким образом, увеличив объем продаж на 10%, предприятие У получает больше прибыли, чем предприятие X при тех же условиях.

 

Таблица 5.10 – Данные о деятельности предприятий X и У после увеличения объема продаж на 10%

Показатели Предприятие X Предприятие У
  Сумма % Сумма %
Выручка        
Переменные затраты        
Маржинальная прибыль        
Постоянные затраты        
Прибыль        

 

Рассчитаем уровень операционного рычага на предприятии X и У.

Уровень ОР предприятия X = 30000 / 10000 = 3

Уровень ОР предприятия У = 60000 / 10000 = 6

При заданном изменении объема продаж прибыль предприятия X возрастет в 3 раза, в предприятия У – в 6 раз. Если объем продаж увеличится на 10%, то прибыль предприятия X увеличится на 30%, а предприятия У – на 60%.

Возвращаясь к вопросу о том, какая структура затрат лучше – с высокой или низкой долей постоянных затрат, можно сказать следующее. Если объем продаж будет больше 100 000 ден. ед., то предприятие У имеет лучшую структуру затрат, т. к. его норма мар­жинальной прибыли выше, прибыль будет увеличиваться быстрее с возрастанием объема продаж.

Если же объем продаж будет снижаться, например, на 10%, то лучшие показатели будет иметь предприятие X, т. к. норма маржи­нальной прибыли у него ниже, и его убытки будут расти медленнее, чем у предприятия У (табл. 5.11).

 

Таблица 5.11 – Данные о деятельности предприятий X и У после снижения объема продаж на 10%

Показатели Предприятие X Предприятие У
  Сумма % Сумма %
Выручка        
Переменные затраты        
Маржинальная прибыль        
Постоянные затраты        
Прибыль        

 

Если объем продаж колеблется около 100000 ден.ед., то трудно сказать, какое из предприятий находиться в лучшем положении.

Таким образом, использование маржинального подхода, анали­за соотношения «затраты — объем прибыли», расчет маржинально­го запаса рентабельности, операционного рычага и др. показателей позволяет принимать более обоснованные управленческие решения по управлению затратами предприятий. В следующей теме будут рассмотрены методы учета затрат, которые являются частью мето­дов управления затратами.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал