Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов






Система «директ-костинг» предоставляет возможность обосно­ванного выбора – покупать на стороне или производить самим.

Вопрос о закупке решается с учетом различных аспектов. В пер­вую очередь, приобретение товаров других производителей может быть вызвано большими затратами на его производство, поскольку дешев­ле купить аналогичный товар, чем его произвести. Другие факторы, влияющие на принятие решений в пользу покупки или производства:

- наличие необходимых ресурсов (в т. ч. оборудования, обу­ченного персонала) для производства на предприятии;

- возможность использования в производстве материалов-за­менителей (более дешевых);

- заинтересованность в развитии НИОКР (развитие новых мате­риалов, технологий);

- заинтересованность работающих в стабильности предприятия;

- необходимость охраны секретов фирмы;

- возможность финансирования разработки новых продуктов (предприятием, государством);

- необходимость контроля и снижения времени выполнения заказа на поставку сырья и материалов;

- воздействие на степень гибкости производства;

- необходимость контроля качества и надежности продукта — наличие нескольких поставщиков (конкуренция между поставщика­ми ведет к предоставлению более выгодных условий потребителю).

При принятии решения необходимо сравнить предлагаемую цену поставки комплектующих с переменными затратами на их производство.

Этапы принятия решения: производить или покупать.

1. Определяется наиболее вероятный объем продаж на ближай­ший период времени (месяц, квартал). Для этого используются дан­ные, полученные на основе прошлых продаж и экспертных оценок.

2. Затраты на производство распределяются на постоянные и переменные.

3. Определяется себестоимость, по которой данный продукт идет в производство. Для этого необходимо из полной себестоимости продукта вычесть постоянные общехозяйственные расходы, т. к. они останутся независимо от того, будет производиться продукт или нет.

4. Рассчитываются ожидаемые общие затраты при производстве и покупке продукта.

Ожидаемые затраты при производстве рассчитываются по формуле:

 

Зож. = Ропр / пост * К + Рпер * К (6.2)

 

где Зож. – ожидаемые затраты на производство продукции; Ропр/пост – постоянная часть общепроизводственных расхо­дов на единицу продукции; К – предполагаемый объем продаж; Рпер – переменные затраты на единицу продукции. Ожидаемые затраты при покупке продукции рассчитываются по формуле:

Зож = Ц * К (6.3),

где Ц – цена покупки единицы продукции.

5. Рассчитывается значение объема продаж, при котором ожидае­мые общие затраты при производстве и при покупке будет равны. При этом за X обозначается объем продаж (К) и затраты при производстве продукции приравниваются к затратам при покупке продукции.

Также данное действие можно выразить графически, показав на графике зависимость затрат на покупку и затрат на производство от объема продаж. Точка пересечения 2 прямых затрат, спроецированная на ось X показывает объем продаж, при котором затраты будут равны.

6. Сравнивая предполагаемый объем продаж (Опр) и объем про­даж, при котором затраты на производство и на покупку будут равны (Оз), принимается решение:

если Опр < Оз, то предприятию выгоднее производить продук­цию, чем покупать;

если Опр > Оз, то предприятию выгоднее покупать.

Пример. Исходная информация об объемах продаж и вероятно­сти ее наступления приведена таблице 6.2.

Таблица 6.2 – Данные об объемах продаж

Объем продаж Вероятность
  0, 10
  0, 20
  0, 35
  0, 20
  0, 10
  0, 05

 

Переменные затраты на предполагаемый объем продаж соста­вят 2 942 100 руб., постоянные — 837900 руб.

Затраты на единицу продукции по статьям приведены в таблице 6.3.

 

Таблица 6.3 – Данные о затратах на единицу продукции

Статья затрат Затраты на единицу
Материалы*  
Зарплата*  
Электроэнергия*  
Общепроизводственные расходы (25% - переменные расходы)  
Общехозяйственные расходы (5% - переменные расходы)  

*В статьях затрат «Материалы», «Зарплата», «Электроэнергия» предполагается, что 100% - доля переменных затрат.

 

Цена покупки единицы составляет 110000 руб.

Что выгоднее для предприятия: произвести или купить продук­цию?

Решение (выполнено в соответствии с этапами принятия реше­ния).

1. Определим наиболее вероятный объем продаж на ближайший

период. Для этого заполним табл. 6.4.

 

Таблица 6.4 – Расчет предполагаемого объема продаж

Объем продаж Вероятность Предполагаемый объем продаж
  0, 10  
  0, 20  
  0, 35  
  0, 20  
  0, 10  
  0, 05  
Итого -  

 

Наиболее вероятным для предприятия будет объем продаж в 31 500 штук. Для этой величины объема продаж переменные затра­ты составят 2 942 100 руб., постоянные – 837 900 руб.

2. Распределим затраты на производство на постоянные и пере­менные в таблице 6.5.

 

Таблица 6.5 – Распределение постоянных и переменных затрат

  Затраты на еди­ницу Постоянные затра­ты Переменные затраты
Материалы*      
Зарплата*      
Электроэнергия *      
Общепроизводственные расходы (25% - переменные расходы)      
Общехозяйственные расходы (5% - переменные расходы)      
Полная себестоимость     93400.:

 

3. Определим себестоимость, по которой данный продукт идет в производство:

120 000 – 12 350 = 107 650 руб.

4. Рассчитаем ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке продукта.

Ожидаемые затраты при производстве составят:

14 250 * 31 500 + 93 400 * 31 500 = 3 390 975 000 руб.

Ожидаемые затраты при покупке составят:

110 000 * 31 500 = 3 465 000 000 руб.

Сравнивая ожидаемые затраты при производстве и при покупке, можно сделать вывод, что при данном объеме продаж продукт вы­годнее производить.

5. Рассчитаем значение объема продаж, при котором ожидае­мые общие затраты при производстве и при покупке будут равны:

93 400 * X + 14 250 * 31 500 = 110 000 X,

X = 27 041 единица.

При объеме производства 27 041 единиц затраты на производ­ство и приобретение двигателей будут равны.

Покажем на графике (рис. 6.2).

 

6. Так как предполагаемый объем продаж больше объема про­даж с равными затратами, то предприятию выгоднее производить продукцию, чем покупать.

Анализ целесообразности принятия дополнительного за­каза

Пример.

Предприятие, планирующее выпустить 41 тыс. единиц изделия А и реализовать их по цене 80 руб, получило заказ на 3 тыс. изделий по цене 49 руб. Производственные мощности позволяют произвести до­полнительный выпуск. Исходные данные приведены в табл. 6.6.

 

Таблица 6.6 – Исходные данные для анализа целесообразности принятия дополнительного заказа

Показатели Затраты на единицу продукции, руб.
Прямые затраты на материалы  
Прямые затраты на труд  
Переменные общепроизводственные затраты  
Постоянные общепроизводственные затраты (всего 205000 / 41000 ед.)  
Затраты на упаковку  
Затраты на рекламу (всего 123000 / 41000 ед.)  
Прочие постоянные коммерческие затраты  
Итого 60 >
Цена  
Суммарные затраты на упаковку дополнительного заказа  

 

Сравнительный анализ выполним в табл. 6.7.

 

Таблица 6.7 – Анализ целесообразности принятия дополнительного заказа

Показатели, руб. Не принимать заказ (объем выпуска 41000 ед.) Принять заказ (объем вы­пуска 41000 + 3000 = 44000 ед.)
Выручка от продажи (80 * 41000) (3280000 + 49*3000)
Переменные затраты:
прямые затраты на материалы    
прямые затраты на труд    
переменные общепроизводственные расходы    
упаковка   251000 (246000 * 5000)
Итого переменных затрат    
Маржинальная прибыль    
Постоянные затраты:
общепроизводственные затраты    
реклама    
коммерческие    
Итого постоянных затрат    
Прибыль    

 

Согласно проведенному анализу, предприятию целесообразно принять дополнительный заказ по цене 49 руб., поскольку это при­ведет к росту маржинальной, а также нетто-прибыли вследствие эффекта дегрессии постоянных затрат.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал