Предварительная стадия.
2 основные задачи:
Развитие общей двигательной активности. Планируются ежедневная утренняя гимнастика для рук, ног, туловища.
Включение в занятие логоритмики
Драматизация
Инсценировки с использованием паралингвистических средств языка (пантомимы).
Все эти мероприятия позволяют в какой-то мере восстановить мелодику.
Восстановление ритмико-мелодической стороны речи. Отрабатывается ритмическое произнесение отдельных фраз используются такие опоры как картинка, отстукивание, отхлопывание ритма предложения. Выделяется логическое ударение. Постепенно опоры снимаются; одно и тоже предложение отрабатывается с разной интонацией. Большое внимание уделяется ритмизированию отдельных слов. Слово отстукивается, отхлопывается, ударный слог выделяется голосом. Придумываются слова с одинаковой ритмической структурой.
^ I стадия обучения.
Основные задачи: 1) актуализация слов-глаголов;
2) расширение валентности слов-глаголов;
3) расширения значения слов-глаголов.
^ Система приемов.
Дается задание составить сетку предикативных связей для слов, обозначающих действия.
1 операция – дается слово-глагол,
Н-р, «идет», Вопрос «Кто?» «Что?» – дается ряд сюжетных картинок
Задача: отобрать картинки, которые присуще слову идет.
2 операция. Отобрав картинки, пациент должен найти их вербальное словесное обозначение. «Снег, человек, поезд».
3 операция. Пациент называет предметы или явления, затем составляет отношения слов и в виде схемы записывает в тетрадь. Идет КТО? Что? – Человек, Снег, Дождь.
Дается задание составить сетку предикативных связей для слов, обозначающих предмет или явление.
Дается слово предмет. Дождь, Что делает? – серия сюжетных картинок.
Задача: отобрать картинки, изображающие действия
Отобрав картинку, пациенты должны найти вербальное, т.е. словесное обозначение. Пациент называет слово – действия, а затем составляет отношения слов и в виде схем записывает в тетрадь. Ко второму приему переходим тогда, когда отработали 1 прием и т.д. Сначала сопряжено, затем отраженно, и полусамостоятельно.
Расширение ранее отработанных сеток в значении слов. С этой целью используется метод последовательного наращивания смысловых связей и значений слов. Н-р: Дождь - Идет, Стучит, Шумит / Что делает? Человек, дождь, время / Кто? Работает, отдыхает, читает. \ Шумит Дятел, Улица, Малыш / долбит и т.д.
Актуализируется большое количество новых слов. Расширяются ассоциативные связи, валентности, выстраивают предложения. А сама сетка создает структуру предложения. Далее: актуализация слов-глаголов идет в работе с синонимами, антонимами, широко используются различные способы словообразования.
Таким образом, работа, проделанная на данной стадии подготавливает решение основной задачи – это умение структурировать.
^ II стадия обучения.
Задача: Восстановление связного высказывания.
Работа делится на два этапа.
I этап – Для структурирования предложения применяется метод вынесения линейной схемы предложения во вне – метод фишек. Суть метода: пациенту предъявляется картинка. Что делать? Девочка ловит мяч. Под картинками выкладывается ряд карточек-фишек. Каждая карточка фишка обозначает, а все вместе составляют линейную схему предложения.
Пациента вооружают рабочей программой:
Посмотрите на картинку и подумайте о ее содержании.
Разбейте картинку на смысловые части (слова) и обведи их карандашом.
Соедините стрелками те части картинки, которые связаны между собой по содержанию (девочка, мяч).
Подумайте о глаголе, который вы изобразите стрелкой.
Подсчитайте кол-во слов в вашем предложении.
Проверьте, соответствует ли количеству слов в предложении количество карточек-фишек.
Фиксируя пальцем каждую карточку-фишку глядя на картинку, громко произнесите фразу.
В начале этот метод выполняется сопряжено с логопедом, а когда пациент усвоит это действие, можно работать самостоятельно. Важно, чтобы он понимал, что с фиксацией фишки он понимает дальнее действие. Постепенно опоры как бы убираются, сначала убираются карточки-фишки. Схему предложения производим движением пальца, затем линейную схему предложения воспроизводит движением глаз. Таким образом, такие внешние опоры как картинка, карточки-фишки, движение глаз оказывают существенную помощь в структурировании предложения.
В чем психологическая сущность?
1. карточки-фишки материализуют линейную пространственную схему предложения.
2. карточки-фишки расчленяют фразу на отдельные элементы.
3. Карточки-фишки материализуют количественный состав фразы.
4. Карточки-фишки позволяют определить последовательность элементов во фразе. II этап – Составление схемы целого высказывания. Оно имеет более сложную психологическую структуру. Для восстановления высказывание выносится во вне: замысел высказывания, т.е. содержание, план и опорные слова. Для материализации замысла используется вначале сюжетная картинка, затем текст и в конце – заданный замысел.
|