Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика уровня музыкального восприятия






РАЗДЕЛ II.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика уровня музыкального восприятия

В.И. Петрушин полагает, что назначение диагностики музыкального восприятия младших школьников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры [38, с.104]. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальное восприятие ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

Сегодня существуют различные подходы к диагностике музыкального восприятия младших школьников.

В диагностике, предложенной Н.А. Ветлугиной, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику школы. Так, например, при изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 – 4 человека). Позднее для диагностики музыкального восприятия детей создавались специальные музыкальные пособия, к которым, следует отнести «Музыкальный букварь» Н.И. Кончаловского, заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие рекомендуют использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности [8, с.229].

К способам обследования музыкальных явлений Н.А. Ветлугина относит:

вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами [8, с.235].

Показатели проявления музыкального восприятия детей в процессе различных видах музыкальной деятельности по Н.А. Ветлугиной следующие [8, с.241]:

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

– в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

– в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;

– в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:

– в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;

– в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

– в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

– в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

– в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

– в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

– в способности дать вербальную характеристику музыке;

– в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Ведущий диагностический метод О.П. Радыновой – это подгрупповые и индивидуальные задания для детей [41, с.108]. Короткие тестовые задания, скрининги для детей младшего школьного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина [22, с.217 ].

О.П. Радынова также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с детьми, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю.Б. Алиев уточнял, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра». Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б. Алиев считал яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью [41, с.115].

Учитывая рекомендации данных авторов по диагностике музыкального восприятия младших школьников, мы выделяем следующие уровни музыкального восприятия.

Таблица 2.1

Уровни развития музыкального восприятия у младших школьников

Виды музыкальной деятель- ности Уровни Высокий уровень восприятия музыки     Средний уровень восприятия музыки   Низкий уровень восприятия музыки         Слушание   Дети тщательно вслушиваются в каждую фразу музыкального произведения, различают жанры, характер, Способны к подробному анализу музыкального произведения, понимают связь между отдельными музыкальными фразами, чувствуют смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и средств его воплощения. Ребенку присуща способность внимательно прослушать музыкальное произведение, но он не готов вслушиваться в интонационные ходы, различать средства выразительности, определять смену настроения, динамику музыкального образа.   Ученики не умеют сосредоточенно прослушать музыкальное произведение до конца, отвлекаются, не проявляют интереса к его звучанию. У них нет представления о единстве музыкального образа и средств его воплощения, нет навыка анализа музыкального произведения.     Пение   У детей яркое, выразительное, эмоциональное исполнение музыки различного характера, они могут выделить и пропеть фрагменты, имеющие доминирующее значение для эмоционального содержания музыки.   Ребенок хорошо воспринимает на слух и поет знакомую мелодию, но затрудняется в исполнении новой, недавно услышанной мелодии.   Ребенок неадекватно воспринимает и передает содержание мелодии.   Музыкально-ритмические движения     Ребенок самостоятельно и четко передает настроение музыкального произведения в движении.   Ребенок затрудняется передать характер музыки в движении, требует помощи педагога в дополнительном объяснении, показе, повторе.     Ребенок не может технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения под музыку.

 

В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся ЕУВК «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатории, 3 – А класс, 23 учащихся –контрольная группа (классный руководитель Гусева И.А), 3 – Б класс, 27 учащихся – экспериментальная группа (классный руководитель Рудыка Ю.П.)

Цель констатирующего эксперимента: выявление начального уровня музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, выделены следующие задачи эксперимента:

1) определить компоненты, показатели, уровни развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста;

2) выявить первоначальный уровень музыкального восприятия младших школьников;

3) проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для выявления уровня музыкального восприятия были использованы следующие методы:

– наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений. Автор А.Г. Гогоберидзе [13, с.278].

– индивидуальная беседа. Автор Т.А. Барышева [6, с.18].

– прием выявления музыкально-цветового восприятия детьми младшего школьного возраста. Автор П.В. Халабузарь [48, с.148].

– метод «Подпевание мелодии с сопровождением». Автор М.Б. Якобсон [53, с.157].

– несюжетные этюды. Автор В.В. Медушевский [29, с.178-180].

– прием соответствия эмоциональной окраски движений характеру музыки. Автор М.Д. Таборидзе [46, с.275].

Уровень музыкального восприятия определяется у младших школьников в следующих видах музыкальной деятельности:

– в слушании;

– в пении;

– в музыкально-ритмических движениях.

I. Слушание музыки.

Задание 1. Наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений. Автор А.Г. Гогоберидзе [13, с.278].

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса младших школьников к восприятию музыки.

Детям предлагается для прослушивания (1– 1, 5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

1) сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

2) воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

3) проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

4) наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

5) адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:

1 балл – низкий уровень музыкального восприятия: ребенок отвлекается, не слушает;

2 балла – средний уровень музыкального восприятия: внешние проявления выражаются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер;

3 балла – высокий уровень музыкального восприятия: проявление яркое, без инициативы взрослого.

Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень музыкального восприятия младших школьников:

24 – 30 баллов – высокий;

20 – 24 балла – средний;

до 20 баллов – низкий.

Задание вызвало интерес не у всех детей. Одни ученики были внимательны, пытались передать характер музыки в движение, другие – пассивны и не проявляли желания передать характер музыки музыкально-ритмическими движениями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал