Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из рассказов о шамане бюкэс-джаарын






 

В древности среди Бёртюнских якутов жили два брата. Один из них был шаман, по имени Бюкэс-Джаарын. Оба имели по нескольку сыновей.

Однажды сыновья отправились на восточную сторону Ле­ны охотиться. Дело было осенью. Нашли в тайге берлогу мед­ведя. Последний не дал им заткнуть выходное отверстие и стремительно выбежал наружу. Сын шамана принял медведя на пальму, но не мог сразу свалить его. Оба стали барахтать­ся и кружиться. Мыыкыра пустил стрелу в медведя, но слу­чайно попал в брата и убил его наповал. Труп убитого он по­хоронил тут же.

В это самое время отец-шаман, сидя у себя дома, вдруг вселил в себя душу, «юёр» своего сына, который рассказал (устами отца):

«Когда я боролся с медведем, мой старший брат убил меня, пригвоздив стрелой в самую черную печень!»

Мыыкыра вернулся домой. Старик шаман спрашивает у него о сыне. Тот говорит:

«Его до смерти истерзал медведь!»

Шаман стал бранить:

«Зачем же ты оставил его кости лежать там в глухом краю, на верховьях безлюдных речек? Нужно было внутренности выбросить, мясо срезать, а кости принести на себе!»

С таким поручением он отправил его обратно. Мыыкыра пошел, вырыл труп и, срезав все мясо, кости сложил в ко­жаную суму и принес домой. Шаман велел ему построить на высоком месте «арангас» (помост на столбах) и, вложив кости в деревянный ящик, попросил поставить это на тот помост. Когда Мыыкара спускался обратно, шаман подставил свое копье. Это во время заметил стоявший тут же один родственник и отвел руку старика, сказав:

«Неужели нам должно лишиться обоих?»

Мыыкыра соскочил далеко в сторону. Затем, не желая встречаться с шаманом, переселился в земли Харыйалахского наслега, где поселился в местности Кубалаах. Тут он прожил очень долго. Но дух шамана Бюкэс-Джаарына («абаасыта» — злой дух) не переставал преследовать его в продолже­ние трех девяток лет, чтобы пожрать его. Однако это не уда­валось.

Однажды Мыыкара шел в местности под названием Малыгыр-Халльаайыта, неся на спине берестяную ветку. В это время злой дух шамана, превратившись в черного ворона с белой головой, пролетал над ним и накапал белым на ветку. Это, пропитавшись через стенку ветки, капнуло между двух лопаток. Мыыкыра от этого получил чахотку и вскоре умер.

Шаман Бюкэс-Джарын, умирая, будто бы сказал:

«Они в продолжение трех поколений будут хворать чахот­кой».

И, действительно, его потомки болели чахоткой. Уже на третьем поколении умер от чахотки Софрон.

Записано по якутски К. В. Ксенофонтовым. Перевод мой.

 

 

Попов Иван Николаевич 30 лет,

2-го Бордонского наслега

Нюрбинского улуса.

12 марта 1925 года.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал