Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные научные школы и концепции управления качеством.
В ходе ознакомления с теорией управления качеством обычно возникает вопрос о ее взаимосвязи с общим менеджментом. Для того чтобы увидеть связь управления качеством с системой общего менеджмента необходимо рассмотреть эволюцию методов управления качеством.
Как возникло управление качеством?
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).
Общеизвестно, что школа научного управления Тейлора, взятая за точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для общего менеджмента. Система Тейлора включает в себя законы и правила, «которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия».
Как происходило развитие концепции управления качеством по отношению к системе общего менеджмента?
Долгое время (до середины 1950-х гг.) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относилось к инженерно-техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный характер с социально-психологическим оттенком.
В то время как в области управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем менеджменте складывалась «классическая административная школа», основными направлениями деятельности которой являлись:
- описание функций управления;
- развитие принципов управления;
- систематизация управления организацией.
54. Современный механизм управления качеством: методы и функции управления качеством.
основными условиями являются:
1) наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;
2) Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;
3) наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
4) Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.
Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.
Качество продукции – это совокупность свойств, определяющих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением.
Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций. В этой связи их можно подразделить на следующие управленческие функции. 1. Функция прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлена на: • выявление научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя; • выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления; • определение номенклатуры, показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих. 2. Функция планирования повышения качества продукции предполагает: • разработку новых видов продукции; • повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции; • разработку задания по освоению новой продукции; • повышение качества изготовленной продукции и качества работы. 3. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим достижениям или превосходят их. 4. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с установленными показателями. 5. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий. 6. Функция материально-технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, комплектующих изделий и др. 7. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции. 8. Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями – с другой. 9. Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции. 10. Функция контроля качества при испытаниях продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, техническихусловий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам. 11. Функция технико-экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий. 12. Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции. 13. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции.
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ Методы и средства управленя – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение планируемого состояния и уровня качества. В процессе управления качеством используются 3 основные группы методов. 1. Экономические методы. Обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. 2. Методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции, а с другой – взыскания за причиненный ущерб от изготовления некачественной продукции. 3. Организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. Средства управления включают оргтехнику, средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются: 1) банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством; 2) метрологические средства, включающие государственные эталоны физических величин, образцовые и рабочие средства измерений; 3) государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ); 4) государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД). Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей. Управление качеством представляет органичное сочетание экономических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на качество, которые подразделяются на формирующие, обеспечивающие, стимулирующие, внутренние, внешние, функциональные и системные. К факторам, формирующим качество продукции, относятся: • качество исходного сырья; • качество материалов и комплектующих изделий; • конструкция изделия; • качество технологических процессов. К факторам, обеспечивающим сохранность качества, относятся: • соответствующая маркировка; • упаковка; • рациональные условия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе эксплуатации. К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся: • улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания; • предоставление льгот и привилегий персоналу и т. д. Следующая группа факторов, влияющих на качество, делится на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся: • качество проектной и нормативно-технической документации; • бесперебойность работы оборудования и инструмента; • уровень стандартизации, унификации и типизации. К субъективным факторам качества относятся: • квалификация, мастерство и опыт персонала; культура труда и производства; • материальное и моральное стимулирование и мотивация труда; • соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
Содержание и функции финансового менеджмента.
Сущность финансового менеджмента как экономической категории проявляется в выполняемых функциях. Ученые, исследующие теорию финансового менеджмента, называют три функции, присущие этой категории: 1) воспроизводственная, 2) распределительная; 3) контрольная. Финансовый менеджмент – это система управления, формирования, распределения и использования финн. ресурсов хоз. субъекта и эфф. кругооборотом его ден. средств. Фин. менеджмент – это система взаимоотношений между хоз. субъектами по поводу привлечения и использования фин. ресурсов. Финн. менеджмент – это управление активами и пассивами предприятия в целях поддержания платежного баланса и обеспечения необходимой ликвидности. Финансовое состояние предприятия – это его экономическое состояние характеризующийся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование фин. ресурсов предприятия. Общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта — получению прибыли. Ведь любые экономические отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде — это разница между выручкой и себестоимостью. 3. Место финансового менеджмента в системе управления организацией
2 1
Деятельность фирмы Фин. менеджер 4 Рынок капитала
3 1. Привлечение ден. средств
2. Расход денег на покупку активов необходимых для организации деятельности фирмы.
3. В результате деятельности фирмы, активы создают приток ден. средств
4. Полученный доход возвращается инвесторам, либо направляются на пр – во.(реинвестировать)
Фин. менеджмент – это интегрированный процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленные на оптимизацию деятельности организации по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов. Функции фин. менеджмента, как спец. области управления предприятием:
1. Управление активами 2. Функция управления капиталом 3. Функция управления инвестициями 4. Функция управления ден. потоками 5. Функция управления фин. рисками и предотвращение банкротства. 4. Функции и задачи фин. менеджмента Цель фин. менеджмента – это максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной фин. пол – ки на основе: максимизации рыночной стоимости фирмы, долгосрочной максимизации прибыли. Принципы фин. менеджмента: - Интегрированность в общую систему организации - Комплексный характер формирования управленческих решений - Высокий динамизм управления и многовариантность подходов к разработке управленческих решений. Задачи фин. менеджмента: - Обеспечения формирования достаточного объема фин. ресурсов - Использование сформированного объема фин. ресурсов - Оптимизация денежного оборота - Обеспечение максимизации прибыли предприятия - Обеспечение минимизации уровня фин. риска - Обеспечение постоянного финансового равновесия Функции фин. менеджмента, как спец. области управления предприятием: 6. Управление активами 7. Функция управления капиталом 8. Функция управления инвестициями 9. Функция управления ден. потоками 10. Функция управления фин. рисками и предотвращение банкротства.
|