Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная революция в развитии Донбасса






20-е годы ознаменовались, мощным подъёмом культурного развития украинской нации и национальных меньшинств.

Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Огромная работа проводилась в области народного образования. Если в 1922 году школами было охвачено 15% детей донецких рабочих, в 1923 году – 67%, то в 1924 году – свыше 80%. Через год в городах и сёлах
Донецкой губернии работало 1432 школы, в них обучалось около 200 тыс. школьников. Росла сеть профтехшкол, различных курсов. В 1921 году в Юзовке открылся горномеханический техникум и при нём рабфак.

Задачей огромной государственной важности была ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. По итогам подворной переписи Донецкой губернии, проведенной в начале 1923 года, в городах не умели читать и писать 32, 4% мужчин и более 50 % женщин. В сёлах грамотность была ещё ниже.

Весной 1921 года была создана губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, такие же комиссии работали во всех уездах. Было организовано свыше 500 школ ликбеза, в которых обучалось более 20 тыс. человек. Но голод первых двух послевоенных лет помешал развернуть эту работу в полную меру. Однако уже в 1925 году в губернии насчитывалось около тысячи школ малограмотных и пунктов ликбеза. Они работали на всех заводах, шахтах, в рабочих посёлках и сёлах.

Широко развернулась культурно-просветительная работа. Её центрами в городах стали рабочие клубы (в 1823 году их было 216) и красные уголки, в сёлах – сельские клубы и избы-читальни. 1 мая 1925 года в 13 городах и шахтёрских посёлках состоялась торжественная закладка дворцов культуры.[2, стр.45-46]

В 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - " Шахтерка Донбасса", в Артемовске - " Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Развивалось библиотечное дело. В 1925 году насчитывалось 8 окружных и городских библиотек с общим книжным фондом 350 тыс. экземпляров. В Артёмовске открылась научная библиотека. Создавались библиотеки и в сёлах. [2, стр. 46]

Новые темы, мотивы и образы появились в народном творчестве Донбасса, когда трудящие приступили к преобразованию общества, к построению социализма.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

Боевое настроение рабочего класса в начале 20-х годов вылилось в первых молодёжных песнях. Комсомольцы задорно провозглашали свою ближайшую программу:

Долой разруху, даёшь наш труд!

Желанья наши все перетрут.

Разруху, голод в дугу согнем…

( Плясковский А.В. Коллективная пролетарская поэзия, М.-Л., 1927, с.180)

Основной пафос народной поэзии 20-х годов – пламенная революционность, ориентация на мировую революцию, вера в неминуемое социалистическое переустройство всей планеты. Самый оперативный жанр коллективной поэзии – частушка – образно зафиксировала события, происходившие в деревне, изменения в общественной структуре и в сознании крестьян:

Отакі-то в нас діла: попи пасуть кози,

А біднота, як один, закладають сози,

Ми не підем в церкву під вінець на шлюб,

Справити весілля допоможе клуб.

На канве старой мелодии «Кину кужіль на полицю» расшиты образы, предающие большое стремление на рода к свету, науке:

Пошлю батька, пошлю матір

В школу грамоти вивчать.

Лікнеп очі їм розв’яже,

Лікнеп правду їм розкаже.

Вместе с тем лирический герой этой песни хорошо понимает, что нужно быть готовым защищать добытое счастье. Он заявляет:

Кину кужіль на полицю,

Навчусь тримати я рушницю.

Цього конче треба вміти –

Наш добробут боронити.

Колхозное строительство в дерене нашло отражение отражение в картинах, результаты:

Орю, орю, мамо, колективні гони.

Розтяглися скрізь по полю та й стальній коні,

Оце ж та пшениця, що сіяли ми,

Оце ж теє поле, де жили пни.

Ми таки діждались світлої пори.

Все песни мажорные, пронизаны светлой радостью, раждённой новой жизнью народа – хозяина страны.

В Донбассе родилась и шахтёрская легенда «Огнедайный камень». В ней рассказывается о богатствах, красоте края, о живущем здесь могучем и гордом племени, долго пребывавшем в нищете и голоде. Но пришло время, шахтёры, руководимые самым мудрым вождём Лениным, восстали и вместе с теми, кто шёл с молотом и серпом, победили. Однако, став хозяевами родной земли, рабочие почувствовали, что нет у них сил и умения построить новую жизнь. Пошли они к вождю. Ленин дол им совет и сказал:

- Идите в свой край! Будьте верными сынами народа и все отдайте творческому труду для своего же народа. Будет у вас сила и умение.

Выполняют шахтёры указания Ильича, а огнедайный камен, который они добывают, символизирует их самоотверженное служение советскому обществу.[7 стр.81-82]

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом " Культпоход на Донбасс". Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Большую роль в политическом просвещении и воспитании трудящихся играла периодическая центральная и местная печать. В Донбассе в те годы издавались газеты «Всесоюзная кочегарка – орган Донецкого губкома КП(б) У и губисполкома, «Молодой шахтёр» - орган губкома комсомола, «Диктатура труда» в Сталино, «Кочегарка» в Горловке и др. Регулярно выходили журналы «Спутник партийного работника Донбасса», «Спутник донецкого пропагандиста», «Просвещение Донбасса». Местные издательства заботились о публикациях важнейших решений партий и правительства, произведений основоположников марксизма-ленинизма.

В донецких газетах и журналах начинали свой творческий путь многие впоследствии ставшие известными писателями, в т. ч. В. Н. Соссюра, П. Г. Беспощадный, Б. Л. Горбанов и другие.

В 1924 году сооружены первые на Донетчине монументальные памятники борцам революции, в т. ч. Артёму (Ф. А. Сергееву) в Артёмовске и Светогорске по проектам скульптора И. П. Кавалеридзе. [2, стр.46]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал