Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая схема концепции психоанализа






 

 
 

 


Сознание сны симптомы

.

сверх Я влечения

ставшие

осознанными

       
   
 
 
 
 
 
 

 


воспитание вытесненные

цензура влечения

 
 


Эго

 

Ид индивидуальное бессознательное

Коллективное бессознательное

 

Сверх - Я - это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни индивида (по мнению Фрейда личность закладывается до 5 лет). Эта часть в структуре личности относится к бессознательному. Ребенок рождается наполненным влечениями. Он – чисто органическое существо, которое проходит через 4 последовательных стадии психосексуального развития.

 

Стадия возраст Зона либидо Задачи периода
1. оральная 0 – 18 мес. Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание от груди, отделение себя от материнского тела
2. анальная 1, 5 – 3 года Анус (удерживание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету
3. фаллическая 3 – 6 лет Половые органы Идентификация себя со взрослым того же пола, выступающими в роли образца для подражания
4. генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений, влюбленность

 

 

Фрейд развивал теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Конфликт заканчивается образованием комплексов – Эдипа у мальчика и Электры у девочки (до 4 – 5 лет). В результате вытеснения этих комплексов образуются внутренние идеалы и запреты – «Сверх –Я». Для неблагоприятного развития характерны фиксации (задержки) на определенной стадии психосексуального развития, регрессии (возвращения на пройденную стадию). Эти извращения были названы инфантилизмом.

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее известные Карл Юнг (1875 – 1961) и Альфред Адлер (1870 – 1937), создавшие собственные направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй – индивидуальной. Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, по Фрейду в бессознательную психику индивида могут войти явления вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет «нащупать» этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами (от греч. «архе» - начало и «типос» - образ). Архетипы – это некоторые прообразы, существующие в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов и интерпретировались как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики по запечатлению бесконечно повторяющегося опыта. Он описал несколько фигур архетипической природы, которые назвал: Эго – центральный элемент личного сознания, собирает разрозненные данные личного опыта; Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими бы мы хотели быть в глазах других людей; Тень – центр личного бессознательного, фокусирует и систематизирует впечатления вытесненные из сознания; Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – части души отражающие интеросексуальные связи, представления о противоположном поле; Самость – центральный архетип всей личности, он соединяет разные части души так, чтобы они дополняли друг друга. Исходя из структуры личности выделяет два типа личности: экстраверты и интроверты.

Альфред Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Эти важнейшие образования складываются к 4 – 5 годам. Формирование стиля жизни во много зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери. Человек бытие социальное, только посредством социального общения индивид становится частью общества. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка.

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. Направление зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., истоком которого были идеи З.Фрейда. Его крупными представителями являются К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен. Его появлению способствовал, по-видимому, новый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфически невротические симптомы. Это были, прежде всего, представители деловых кругов, практиков, специалистов профессионалов, служащих. Они в первую очередь испытали влияние депрессии 30-х годов, последовавшей за экономическим кризисом 1929 года.

Карен Хорни (1885 – 1952)выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов. Под влиянием опыта врачебной работы и в следствии общения с Фроммом пришла к выводу о роли культурных факторов в возникновении неврозов. В книге «Невротическая личность нашего времени» она выступила с критикой ряда положений учения Фрейда как недостаточно отражающих значение культурных факторов, что не только приводит к неверным обобщениям, но и мешает пониманию реальных сил, определяющих наши взгляды и действия. Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Она обратила внимание на некоторые типичные для современного общества аспекты, как, например, соревнование в смысле соперничества, конкуренции, которые являются не только движущей силой экономики, но пронизывают также личную жизнь. Постоянная необходимость сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные возможности своего неуспеха и успеха других, вызывают тяжелые переживания, зависти и постоянной тревожности. Тревожность порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит своими корнями в детство. Отсутствие теплоты и безопасности в детстве порождает усиленную потребность в успокаивающей привязанности, за которой стоит потребность в безопасности. Хорни подчеркивает роль культуры, противоречий, вызываемых ею: с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения (экономические, юридические, этические), которые подавляют эти же потребности, следовательно, усиливает бессознательную внутрипсихическую драму. Большое значение в жизни человека играет адекватность его «образа Я», который состоит из двух частей – знания о себе и отношение к себе. В норме адекватность «образа Я» связана с когнитивной частью, которая должна отражать реальные способности и стремления. Отношение к себе должно быть позитивным. Существует несколько «образов Я»:

Идеал тревога конфликт

«Я реальное» + - +

«Я идеальное» + + +

«Я в глазах других людей» + + -

Для того, чтобы избавиться от тревоги человек прибегает к средствам психологической защиты:

1. Стремление к людям («уступчивый тип»;

2. Стремление против людей («агрессивный тип»);

3. Стремление от людей («устраненный тип»).

В основе «защиты» лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. В норме все эти средства защиты гармонически сочетаются между собой, а при отклонении одна из них начинает доминировать, приводя к развитию того или иного невротического комплекса.

Эрих Фромм (1900 – 1980) разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Главное открытие связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. «Основной проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей». Характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность. Здесь главная роль принадлежит семье, но после окончания периода детства общество продолжает активно влиять. Движущей силой развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антогонизма – это потребность в укоренении (заставляет стремиться к обществу) и потребность в индивидуализации (толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества ). Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, которые человек всегда тщетно стремиться каким-то образом соединить. Это стремление является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, т.к. смена социальных формаций и является попыткой уравновесить эти потребности.

Строй Потребность Способ выражения
1. первобытный укорененность зависимость от окружающих людей
2. рабовладельческий индивидуализация выражается в богатства, в войне
3. феодальный укорененность жесткая связанность с членами своей социальной группы
4. капиталистический индивидуализация «остается наедине со своей свободой во враждебном мире»

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в том, что фактические способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности определяется тем общественным устройством, при котором он живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет. Единственным чувством, которое по мнению Фромма, помогает человеку примирить две противоположные потребности, является любовь в широком понимании. Так как человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Для избежания этого человек прибегает к средствам психологической защиты:

- садизм (укорененность жертвы с палачем);

- мазохизм;

- конформизм (доминирует укорененность);

- деструктивизм (доминирует индивидуализация).

Средства помогают преодолеть внутреннее несоответсвие, но не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало осуществлению и развитию внутренней природы каждого человека. Выделяет два способа реализации своей внутренней природы – способ «быть» (внутренняя свобода, уверенность в себе) и способ «иметь» ( ориентированы на внешнюю сторону).

 

Тема 12. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. «гештальт» - образ, структура) – одно из наиболее влиятельных направлений возникшее в Германии. Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта – восприятия, памяти и др. составляет система бессознательных активных процессов и импульсных тенденций, диспозиций, которые детерминируют его продукт. Оформляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей.

Макс Вертгеймер (Вертхаймер) (1880 – 1943) в работе «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912) ставил под сомнение представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В экспериментах испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один - вертикальная или наклонная полоска (А), другой – горизонтальная (В). При значительном временном интервале между А и В видны оба стимула, следующие друг за другом. При очень быстрой смене раздражителей испытуемые воспринимали угол, при средней скорости видели, как первая – наклонная или вертикальная линия – перемещается в горизонтальное положение. Это кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже при специальной инструкции. Вертгеймер также описал явление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения. По Вертгеймеру, при возбуждении в мозгу определенного пункта «А» вокруг него создается зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передается из пункта «А» в пункт «В». В феноменальном плане этим процессам соответствует восприятие движения из «А» в «В». Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальттеории. Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) в книге «Физические структуры в покое и станционарном состоянии» (1920) проводит мысль о том, что физический мир, так же, как и психологический, подчинен принципу гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа. Гипотеза о наличии мозговых полей составляет существенную часть системы гештальтпсихологии и представляет ее решение психофизической проблемы. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира – физического, физиологического и психического: последний есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным – восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из 2 серых оттенков. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой новой комбинации, хотя её не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое – это не высшее, как считалось раньше, структурирование не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т. п. В 1917 г. Келер распространил принципы структурности на объяснение мышления («Исследование интеллекта человекообразных обезьян»).

Курт Коффка (1886 – 1941) сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онто- и филогенезе («Основы психического развития»). Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образовании все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. С развитием они коммуницируют, вступают в соотношения друг с другом. Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., до того времени, когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Левин эмигрировали в Америку. К 50-м годам интерес к гештальттерапии спадает. В последнее время в ряде стран Западной Европы и в отдельных кругах психологов США наблюдается определенное усиление интереса к гештальтеории и истории Берлинской психологии. В 1978 г. было основано Международное психологичесое общество «Гештальтеория и её приложения». В 1979 г. состоялось первое рабочее заседание и вышел номер журнала «Гештальтеория». Эксперименты, которые ставили эти психологи, просты и действительно выявляли первоначальную целостность. Начаты они были на восприятии. Например, предъявлялись точки:...... и т.п. (опыты Вертгеймера). Испытуемый объединял их в группы из двух точек, разделенных интервалами. В другом опыте предъявлялись линии \\ \\ \\ и т.п. (опыты Келера). Испытуемый видел не отдельные линии, а группы из двух линий, разделенные интервалами. Эти опыты показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое. Было сформулировано положение о том, что целостный образ – это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. Были сформулированы законы восприятия в гештальттеории:

- Закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. Фигура замкнута, оформлена, обладает живостью, яркостью, ближе нам в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон служит общим уровнем, на котором выступает фигура.

- Закон прегнантности – выражается тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей к «хорошей фигуре», к упрощению восприятия. Например, если испытуемому предъявляются две фигуры, то обычно первая воспринимается как одна фигура, разделенная линией. Во втором случае испытуемый видит две независимые фигуры соединенные боковыми сторонами (Рис. А и В).

 

 

.


..

 

А В С

 

 

- Закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Например, точечная фигура воспринимается как треугольник (Рис. С).

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Келер, Вертгеймер, Майер). По Келлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия.

Гарри Стэк Салливен (1892 – 1949) автор концепции межличностной психиатрии. Её основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса её развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации. В «Я – системе» выделяет три структуры – «хорошее Я»; «плохое Я»; «не Я». Стремление к персонификации себя как «хорошего Я», избегание мнений о себе как о «плохом Я», являются наиболее важными потребностями личности, так как мнение о себе как плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм «избирательное внимание». Он отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Агрессия и беспокойство неизбежны в первые дни жизни ребенка. Он заражается ими от матери, которая волнуется хорошо ли ему? Сыт ли он? Здоров ли? В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Салливен имел огромный опыт применения динамических психотерапевтических методов к лечению шизофреников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал