Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом






 

Эффективность проекта в целом оценивается для определения потен-циальной привлекательности инвестиционного проекта для возможных участ-ников и поиска источников его финансирования. Эта эффективность опреде-ляется, исходя из предположения, что проект финансируется целиком за счет собственных источников, т.е., в таблицу его денежных потоков входят только потоки, генерируемые самим проектом – от инвестиционной и операционной деятельности. В итоге таблица денежных потоков показывает, сколько и каких ресурсов в стоимостном выражении потребляет проект и какие он предполагает финансовые же результаты. Данный подход позволяет оценить эффективность проекта в «чистом» виде (без привлечения внешнего финансирования) с точки зрения результативности (отдачи) заложенных в него технических, техноло-гических и организационных решений.

В зависимости от общественной значимости инвестиционного проекта его эффективность в целом имеет следующие разновидности (см. рис. 5.1):

- общественная (социально-экономическая) эффективность;


Рис. 5.1. Общая (двухэтапная) схема оценки эффективности инвестиционного проекта

- коммерческая эффективность.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-эко-номические последствия осуществления проекта, инициируемые им в общест-ве, как в системе сколь угодно большого размера. Если, например, прокладка международного газопровода затрагивает интересы стран-поставщиков газа, стран-транзитеров и стран-потребителей (причем не только экономические!), то общественная эффективноть такого проекта оценивается для всей совокупности этих стран. В случае же чисто российского инвестиционного проекта его обще-ственная эффективность оценивается в национальном масштабе и, как будет показано ниже, совпадает с народнохозяйственной эффективностью этого про-екта.

В силу вышеизложенного определение общественной эффективности яв-ляется обязательным для крупных производственных коммерческих инвести-ционных проектов и для мегапроектов (см. раздел 3.2). Немаловажное значение оно имеет и для средних производственных коммерческих инвестиционных проектов (там же), если проектоустроители рассчитывают на их государст-венную поддержку (см. ниже).

В таблице денежных потоков для расчета общественной эффективности должны быть отражены как непосредственные (внутренние) затраты и резуль-таты проекта, так и внешние эффекты (экстерналии) – экономические и неэкономические последствия, возникающие во внешней по отношению к проек-ту среде при его реализации.

Примерами внешних эффектов являются:

- ухудшение условий деятельности рыболовецких хозяйств в результате ввода в строй расположенного выше по течению реки металлургического заво-да или химического комбината;

- изменение рыночной стоимости жилых домов или квартир в резуль-тате строительства в непосредственной близости от этих домов крупного про-мышленного предприятия, торгового центра или оживленной транспортной магистрали;

- уменьшение оборотных средств отправителей и (или) получателей грузов в результате реализации транспортными предприятиями проектов, повы-шающих среднюю скорость грузоперевозок;

- рост продолжительности жизни трудоспособного населения в резуль-тате увеличения масштаба и повышения эффективности медико-профилакти-ческой деятельности за счет строительства крупного и современного медицин-ского центра;

- увеличение уровня безработицы в результате автоматизации произ-водства;

- увеличение доходов сельскохозяйственных предприятий при осущест-влении строительства новых автодорог в сельской местности за счет снижения времени и потерь на завоз удобрений и на вывоз сельхозпродукции.

Внешние эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. Очень часто, когда речь идет о последствиях, например, экологического или социаль-ного характера, подобной исходной расчетной базы просто нет и допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Это поло-жение относится также к расчетам региональной эффективности (см. ниже).

Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые по-следствия осуществления проекта условно или фактически одним участником в предположении, что он производит все необходимые для его реализации зат-раты и пользуется всеми результатами проекта. Согласно рис. 5.1, оценке ком-мерческой эффективности подлежат все инвестиционные проекты за исклю-чением тех, что предварительно показали свою неудовлетворительную общест-венную эффективность. При недостаточной же коммерческой эффективности общественно значимых крупных или мегапроектов рассматриваются варианты их государственной поддержки (там же), которые позволили бы повысить ком-мерческую эффективность этих проектов до приемлемого уровня.

Общественная и коммерческая эффективность оценивается, как уже гово-рилось, одними и теми же показателями и процедурами их расчета (см. раздел 5.1.). Различия же в формировании денежных потоков для оценки этих эффек-тивностей сводятся к трактовке налогов и дотаций с субсидиями, а также к ис-пользуемым при формировании таблиц Cash Flow ценам. Так, налоги, которые платят участники проекта, увеличивают его затраты, а получаемые проектом субсидии и дотации – повышают его доходы, поэтому в денежных потоках под расчет коммерческой эффективности они учитываются в виде соответ-ствующих оттоков и притоков. При оценке же общественной эффективности налоги, дотации и субсидии рассматриваются как трансфертные платежи, при осуществлении которых не создается никакой новой ценности и контроль за ними, как за реальными ресурсами, просто переходит из одних рук в другие. В итоге налоги, дотации и субсидии не отражают реальных выгод и затрат общества (системы, для которой оценивается общественная эффектив-ность) и потому исключаются из оценки затрат и выгод его бюджета (таб-лицы денежных потоков).

При расчете коммерческой эффективности затраты и выгоды проекта оцениваются в финансовых (рыночных) ценах, определяемых суммой текущих (операционных) затрат и текущей же стоимостью привлекаемых в проект ре-сурсов. При расчете общественной эффективности денежные потоки должны измеряться в экономических (теневых) ценах, определяющих общественную значимость затрат и выгод проекта. Определение теневых цен предполагает ис-ключение из состава рыночных цен (т.е., уменьшение их величины) искажений «свободного» рынка (тех же, например, трансфертных платежей – налогов, дотаций, субсидий или экстерналий положительного характера), а также, нао-борот, добавление неучтенных в рыночных ценах экстерналий негативного по-рядка.

Методика конверсии (пересчета) финансовых цен в экономические пока не разработана по причине, прежде всего, большого числа факторов, искажа-ющих первые по отношению ко вторым, как к «идеальным» ценам «свободно-го» рынка (кроме уже названных к таким факторам можно отнести влияние монополистов, альтернативную стоимость земли, труда, курса иностранной валюты и т.д.).

При оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта ис-пользуется коммерческая норма дисконта, которая определяется с учетом альтернативной, т.е. связанной с другими проектами, эффективности исполь-зования капитала. Она должна быть больше или равна депозитному проценту по вкладам в общедоступные и безрисковые финансовые активы, т.к. если при-нять эту норму доходности ниже данного процента, то инвесторы предпочтут вкладывать деньги в банк, а не в инвестиционный проект. В российских услови-ях за безрисковую коммерческую норму дисконта принимают ставку рефинан-сирования Центробанка РФ или депозитную ставку наиболее надежных (Сбер-банк) отечественных коммерческих банков (см. раздел 4.2). За рубежом эта ставка дисконтирования равна норме доходности безрисковых облигаций 30-летнего государственного займа правительства США (4–5 % в год), или ставке LIBOR по годовым еврокредитам, также без учета инфляции (4–6 % в год).

 

LIBOR – London Interbank Offered Rate — годовая процентная ставка, принятая на Лондонском рынке банками первой категории для оплаты их вза-имных кредитов в различных видах валют и на различные сроки. Обычно она служит основой для определения ставок, применяемых к займам в валюте на Лондонском рынке и основных европейских биржах при операциях с еврова-лютами. Ставка LIBOR включает инфляцию. Ставки LIBOR непрерывно меня-ются, однако колеблются в небольших пределах. Для расчета нормы дисконта из среднегодовой величины указанной ставки следует вычесть годовой темп инфляции в соответствующей стране.

 

Социальная (общественная) норма дисконта используется для расчета показателей общественной эффективности инвестиционного проекта и харак-теризует минимальные требования общества (страны, группы стран и т.д.) к данной эффективности. Для народнохозяйственной (см. ниже) эффективности она считается национальным параметром и должна устанавливаться централи-зованно органами управления народным хозяйством России в увязке с прогно-зом её социально-экономического развития. Пока же, до такого её централи-зованного установления, она, как безрисковая социальная (общественная) нор-ма дисконта, может приниматься равной безрисковой коммерческой норме дисконта. В расчетах региональной эффективности (см. ниже) безрисковая со-циальная норма дисконта может корректироваться органами управления народ-ным хозяйством региона.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал