Показатели
| Возрастная группа
|
2-3 года
| 3-4 года
| 4-5 лет
| 5-6 лет
| 6-7 лет
|
Мышление
| Наглядно-действенное
| Наглядно-образное
| Наглядно-образное
| Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического
| Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного
|
Речь
| Словосочетания, понимает глаголы
| Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные
| Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли
| Формирование планирующей функции речи
| Развитие внутренней речи
|
Произвольность познавательных процессов
| Внимание и память непроизвольные
| Внимание и память непроизвольные
| Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться произвольное запоминание в игре
| Развитие целенаправленного запоминания
| Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения
|
Физиологическая чувствительность
| Высокая чувствительность к физиологическому дискомфорту
| Высокая чувствительность к дискомфорту
| Уменьшение чувствительности к дискомфорту
| Уменьшение чувствительности к дискомфорту
| Индивидуально, у большинства низкая
|
Объект познания
| Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство
| Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение
| Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые
| Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы
| Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
|
Способ познания
| Манипулирование предметами, их разбирание
| Экспериментирование, конструирование
| Рассказы взрослого, экспериментирование
| Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
| Самостоятельная деятельность, познавательное общение с детьми и взрослыми
|
Показатели
| Возрастная группа
|
2-3 года
| 3-4 года
| 4-5 лет
| 5-6 лет
| 6-7 лет
|
Условия успешности
| Разнообразие развивающей сферы
| Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми
| Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
| Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
| Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле
|
Форма общения
| Ситуативно-личностное
| Ситуативно-деловое
| Внеситуативно-деловое
| Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное
| Внеситуативно-личностное
|
Отношения со сверстниками
| Мало интересен
| Мало интересен
| Интересен как партнер по сюжетной игре
| Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении
| Собеседник, партнер по деятельности
|
Отношения со взрослыми
| Источник защиты, ласки и помощи
| Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
| Источник информации
| Источник информации, собеседник
| Источник эмоциональной поддержки
|
Наличие конфликтов
| Со взрослыми («Я сам»)
| Со взрослыми как продолжение («Я сам»)
| отсутствуют
| отсутствуют
| К 7 годам – кризис, смена социальной роли
|
Эмоции
| Сильной модальности, резкие переходы
| Сильной модальности, резкие переключения
| Более ровные, старается контролировать
| Преобладание ровного оптимистического настроения
| Развитие высших чувств
|
Игровая деятельность
| Предметно-манипулятивная, игра «рядом»
| Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие
| Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация
| Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения
| Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью
|