Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменноречевая коммуникация.






Понятие и особенности письменноречевой коммуникации. Письмо и чтение как аспекты вербальной коммуникации.

Основные виды и правила составления письменных текстов в деловой коммуникации.

Методики чтения и освоения письменных текстов.

Речевая коммуникация: сущность и основные виды.Вербальная (речевая) ком-я – общение с пом-ю слов.Речь – внешнее проявление языка. Язык определяется как система знаков, отношения между ними обр-т иерархическую упорядоченную структуру.Речь имеет 2 назначения: Когда речь рассмат-ся как один из видов выступления, при котором в кач-ве ср-ва общения исп-ся язык.Речь рассмат-ся как результат деят-ти.

Функции языка, к-е прояв-ся в речи (Якобсон): 1.Эмоциан-я – выраж-е опред-х эмоций2. Фактическая – усиление, ослабление связи м-у участниками общения(приветствие, прощание)3.Когнитивная – информационная4. Риторическая – связана с влиянием на мысли и поведение людей(внушение, манипуляция)5. Металингвистическая реализуется в процессе оценки самой речи.

Речь м.быть внешней и внутренней. Внутр-я – языковое оформление мысли без устного, письменного высказывания. Внешн-я – то, что мы говорим, слышим, пишем, читаем.

2 основных вида речев. Комм-ии: 1. Устно-речевая2. Письм-речевая

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны: 1. избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); 2. использование невербальных средств общения (жестов, мимики), 3. экономия речевых высказываний, эллипсы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться). Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Различают: - неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт); - диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).

Правила составления текстовых материалов: Написание PR-материалов требует от от специалиста специальных знаний и навыков. Нужно твёрдо уяснить отличие письма для глаз и для уха. Текст для письма должен выдерживать самое внимательное изучение на наличие ошибок и неточностей. Тексты для уха должны писаться короткими фразами.

К универсальным правилам написания текстов в сфере СО относятся: 1. Простота предложений. Средняя длина предложения не должна превышать 20 слов. Самое оптимальное – 12-15 слов. Длина параграфов также должна быть небольшой (60-70 слв).2. Простые слова3. Убедительность (наличие фактов, цифр, документов)4. Естественность стиля (событие и его описание должны соответствовать друг другу).

Создание новости специалистом по СО предполагает наличие следующих характеристик: - воздействие (содержание должно иметь отношение к аудитории, быть актуальм).- удивительность - известность главного лица- конфликт и драматизм событийПривлекает внимание и развитие событий и использование стилистических средств языка.

Различия м-у письменной и устной речью: В устно-речев: говорящий и слушащий нах-ся в общей ситуации; мы получаем быструю ответную реакцию; исп-ся невербальные ср-ва для выражения эмоций; можно испол-ть неполные предложения и их смысл будет ясен из контекста; присходит здесь и сейчас, имеет строго разграничение во времени и пространстве. В письмен. речи: адресат и адресант; обратная связь отсрочена; требуется использовать сложные описатнльные конструкции для выражения эмоций; требуется строить полные, сложные предложения; можнм в любое время вернуться к тексту.

Формы и типы комм - ии: По условиям: прямая и опосредованная. По кол - ву участников: монолог, диалог, полилог. По цели общения: информационная, убеждающая, развлекательная. По характеру ситуации: бытовое, деловое. Слушание – слуховое восприятие звучащей речи.

Факторы, к -е влияют: - объективные(шумы, помехи, сущест-е во внеш. среде) - акустические харак-ки помещения, микроклимат - субъективные (пол слушателя, тип нервной системы, интеллект.способности)

В процессе слуш-я у человека работают 4 основные способности: - слуховая – внимательность -способность к запоминанию

Главные проблемы слушания: - отключение внимания - высокая скорость умствен.деятел-ти - антипатия к чужим идеям- избирательность внимания - потребность реплики

4 вида слушания: (Келли)- направленное или критическое(когда изначально слуш-ль имеет установку на отторжение инфо-ии) -эмпатическое(способность ощущать мысли другого и сопереживать) - нерефлексивное (не критическое, с минимальным вмешательством в речь собеседника, но с сосредоточенностью)- рефлексивное (активное, 2 этап после нерефлек.; сочетание смыслового и эмоц-го понимания речи и наличие обратной связи).

 

Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Часто именно письменноречевые произведения становятся основой для продуцирования устной речи. Задача участников письменноречевой коммуникации — добиться адекватности выражения- восприятия информации независимо от временной отсроченности или условий протекания. В процессе данной коммуникации, опосредованной общими (взаимосвязанными) установками коммуникантов, роли распределяются по известной схеме. Автор (адресант) письменного произведения чаще всего воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно реагирует на полученную информацию немедленно и не всегда известен автору. Читатель (адресат) информационного текста воспринимает как общее содержание текста, так и стратегический замысел автора. Смысловое восприятие прочитанного выражается в приятии или неприятии точки зрения автора, следовании полученным рекомендациям или в попытке переосмыслить текст, выражая в устных или письменных реактивных действиях собственное видение предмета. Специфические условия протекания письменной речи, а именно: отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним; невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства; отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи и др., обусловливают следующие признаки письменной речи (кроме речи отдельных персонажей произведений): логичность, развернутость, избыточность, нормативность, стилистическая соотнесенность и т.д. Е.И. Пассов утверждает, что существует лишь одна деятельность по передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуществляется в целях коммуникации на двух уровнях: 1) уровень собственного письма — грамотная орфографически и графически оформленная фиксация собственной устной речи при сохранении всех ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письменной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, логичность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность и т.п.). Запись несобственной речи также осуществляется на двух уровнях: 1) запись-репродукция (писание), которая не преследует определенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, но без обязательного использования их в непосредственной коммуникации (например, списывание или запись чужой речи под диктовку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение и другими видами речевой деятельности.

Запись чужой речи реализуется в определенной форме — конспект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д. Главная цель овладения навыками и умениями письменной речи — развитие умений фиксировать устную (собственную или чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах. Поскольку скорость говорения больше скорости письма, имеется возможность при написании проговаривать во внутренней речи информацию и, следовательно, выражать ее в более точных речевых формах. Письменное выражение мыслей требует развития следующих механизмов порождения текстов:

• отбор слов, требуемых для создания текста конкретной тематической направленности;

• распределение предметных признаков в группе предложений;

• выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения;

• организация связи между предложениями.

Многие ученые-методисты (С.Л. Рубинштейн, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя и др.) подчеркивают, что основной действенной силой при составлении письменного текста является его упреждение — наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате реализации действия механизма упреждения появляется некий текст, обладающий следующими содержательными и формальными качествами:

• текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям языка общения;

• речевые модели, служащие для построения текста, наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, орфографическими, грамматическими);

• текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации;

• изложение информации развертывается последовательно, логично;

• в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо компрессированная информация как на формальном, так и на смысловом уровне;

• изложение информации характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата (читателя).

Функции письменноречевой коммуникации:

1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время.

2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно-информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д.

3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно-популярным, публицистическим, учебным текстам.

Типы письменных высказываний можно подразделить на ряд групп в соответствии с функцией и употреблением стилистических приемов:

1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала.

2. План текста, прослушанного или прочитанного. Вариантом составления плана является озаглавливание выделенных частей текста и написание тезисов — развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения.

Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. Если план перечисляет вопросы, то тезисы фиксируют главное, что сказано относительно каждого из них. Тезис может дополнять ключевые слова, определения, ссылки на источник информации.

3. Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.; дифференцирует воспринятую информацию; демонстрирует четкость, последовательность, выразительность изложения воспринятой информации.

4. Конспект — один из видов аналитико-синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости.

5. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку. Одна из распространенных форм реферата — резюме. Реферат представляет собой компрессивное изложение основных положений, в которое не включаются второстепенные факты и детали.

6. Аннотация — краткое, максимально сжатое связное изложение основного содержания текста- источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений о заключенной в тексте информации, ее направленности, ценности и назначении.

7. Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора от фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.

8. Письмо как форма письменного сообщения. Общение при помощи писем осуществляется междулюдьми с разными целями и в разных сферах.

Чтение как вид речевой деятельности. Чтение - это рецептивный вид речевой коммуникации, который обладает следующими преимуществами:

• при чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма —значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое, как при аудировании;

• при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, составляющих некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

• для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании;

• по прочитанному (репродуцированному) тексту легче воссоздать ситуацию его ситуативно-смыслового создания.

Отметим и те факторы, которые осложняют становление и функционирование чтения:

• широта охвата языкового материала;

• незнание или непонимание описываемых в тексте событий, приводимых данных;

• большая, чем в устной речи, сложность изложения материала (содержательно-композиционное построение текста);

• большая сложность фраз (в письменной речи они почти в 3 раза длиннее, чем в устной диалогической);

• отсутствие пауз и интонации, что затрудняет смысловое членение речевых блоков.

Чтение (осмысленное и целенаправленное) возможно лишь при постоянной активности читающего, благодаря чему он глубже постигает смысл текста, лучше усваивает его формальную сторону, без опоры на которую невозможно понимание содержания. Главная задача чтения — получение информации, причем активное и самостоятельное. При определенной общности с аудированием (слушанием с пониманием) в плане действия психофизиологических механизмов чтение отличается следующими особенностями:

• объем информации, получаемой при чтении, больше в единицу времени), чем при аудировании. Это объясняется большей пропускной способностью зрительного канала восприятия и созданием собственного (индивидуального) темпа чтения;

• механизм «догадки», прогнозирования содержания помогает быстрее понять или проконтролировать свои действия в случае непонимания текста;

• механизм логического понимания (логико-смысловой, лексико-грамматический и ситуативно-содержательный анализ) хорошо формируется и совершенствуется при чтении вслух. Этот механизм позволяет понимать новые тексты даже в тех случаях, когда текст содержит минимум известной информации;

• механизм внутреннего речевого слуха основан на том, что читающий как бы слышит внутри себя то, что читает.

Важной особенностью чтения является внутреннее проговаривание. Читатель, проговаривая текст, как бы слышит себя со стороны, что является необходимым условием понимания прочитанного. Чтение, как и прочие виды речевой деятельности, мотивируется потребностями, психологическими установками, задачами читателя в получении необходимой информации и дальнейшем ее преобразовании.

Речевое воздействие письменной коммуникации. В теории коммуникации подречевым воздействием понимается регулированиедеятельности адресата (получателя информации) адресантом (отправителем информации).

Проблемы, связанные с адекватностью замысла адресата текста и восприятия адресанта, решаются психолингвистами и психологами. При определении функций письменной информации так же, как и устной, чаще всего указывают на функцию передачи сообщений, сохраненных в определенной форме.

Однако анализ коммуникации в отдельных сферах деятельности показывает, что это положение следует корректировать. Так, одна из целей письменноречевсй коммуникации в деловой сфере - не только передача распорядительной, инструктивной, стратегической информации, но и управление деятельностью людей в ситуациях этой сферы. В сфере массовой коммуникации воздействие любой (устной или письменной) информации во многом зависит от авторитета источника или носителя сообщений. Текст как единица коммуникации организуется с целью достижения максимального воздействия на адресата.

Каждый текст приобретает смысл только в процессе коммуникации, т.е. в условиях его восприятия, понимания и реализации обратной связи. Если субъект коммуникации (отправитель информации) не пользуется доверием аудитории, уважением, интересом, исходящая от него информация будет воспринята и понята искаженно независимо от реального содержания текста. Данное обстоятельство приводит к необходимости учета в организации общения коммуникативной стратегии адресанта - субъекта речевого воздействия. Это обеспечивает смысловую приемлемость информации для получателя (адресата) - объекта речевого воздействия.

С большей вероятностью побуждает человека к произвольному восприятию речи, т.е. интерес к речевому сообщению, сообщение, которое содержит сведения, относящиеся к его деятельности (учебе, работе, образу жизни) или личным интересам. Для создания такого сообщения адресант информации должен обладать достоверными представлениями о том, «на каком языке» говорить с адресатом: если его цель — воздействие на большую аудиторию, на массы, то он должен знать общие психологические ориентиры, предпочтения, предубеждения и т.д. этой аудитории. В тексте надо не только опираться на понятные слова, но, что важнее, необходимо прогнозировать коммуникативные потребности аудитории, мотивы возможного обращения к предлагаемой информации. В письменноречевом общении нужно учитывать, что текст (письменный) воспринимается сначала зрительно, потом формально (композиция, доступность, понятность, четкость) и только после этого на уровне проникновения в замысел автора. В теории речевых актов письменный текст рассматривается как диалог читателя с автором текста, как процесс взаимодействия читателя с текстом. Этим объясняется то, что успех реализации коммуникативной стратегии и, следовательно, успех речевого воздействия в большой степени зависит от стилистической организации текста. Если стратегия автора текста воплощает прогнозирование воздействия информации, то стратегия читателя представляет собой обработку информации, заложенной в тексте, т.е. набор действий и приемов, которыми пользуется читатель при восприятии и понимании текста. Стратегия чтения включает следующие моменты:

• понимание темы;

• идентификация себя с персонажем или автором текста;

• поиск доминирующей точки зрения, перспективы;

• установление различий буквального и образного значений;

• заполнение пропусков в информации (при иносказаниях, намеках, ссылках на другие источники);

• установление соотнесенности с другими текстами и собственным опытом;

• соотнесение собственной реакции на текст с широким культурным или научным контекстом и т.д.

Выбор верной стратегии, обеспечив доступность текста, способствует достижению планируемого эффекта воздействия.

Речевое произведение, отличающееся единством формы и содержания, характеризуется пятью основными компонентами, реализующимися в акте коммуникации: фактор отправителя текста (адресанта); фактор получателя текста (адресата); форма контакта между адресантом и адресатом; характер (тип) изложения содержания; способ кодирования (выражения) информации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал