Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Кронштадтский 3 страница






Детский консерватизм – глубинный пласт детской психики, ее функциональная основа, проявляющаяся как устойчивая потребность и способность к повторению одних и тех же действий и сохранению условий жизнедеятельности. Известно легкое привыкание ребенка – дошкольника к режиму дня и его готовность подчиняться даже нелюбимым режимным требованиям. Известна также устойчивая и особенно теплая любовь ребенка к старым игрушкам, книжкам, вещам и предпочтение их перед новыми и более красивыми. Дети готовы многократно слушать одну и ту же сказку, песню, но только «точь в точь» как в первый раз. Все это и есть детский консерватизм – основа воспитания в ребенке покоя, уверенности в благополучии и устойчивости жизни, а также основа воспитания воли, самоорганизации, личной ответственности.

Детский приют – благотворительное учреждение для призрения, воспитания и обучения детей – сирот, покинутых родителями и беспризорных детей в возрасте 3-14 лет. Так назывались в дореволюционное время детские дома. Сегодня так стали называть «детские распределители», куда поступают беспризорные дети для временного проживания до определения их дальнейшей судьбы. Детскими приютами сегодня называют также детские гостиницы, где дети, ушедшие или выгнанные из дома, могут переночевать, поесть, найти совет и помощь, психологическую поддержку.

Детский уголок – место в доме (квартире или образовательном учреждении), где находится рабочее или игровое место ребенка, где пространство организуется ради него и его самостоятельной жизнедеятельности, где он сам – всего хозяин. Здесь размещаются книжки, стол, материалы для занятий по интересам, игры и вообще все детское, составляющее мир ребенка. Оформляет этот уголок сам ребенок, как сам содержит его в порядке. Такие детские уголки создаются в каждой семье, не имеющей возможности выделить ребенку отдельную детскую комнату, в школе для детей начальных классов, в детском доме для каждого ребенка в отдельности. Детский уголок ребенка – непременное условие его нормального воспитания и образования. Здесь ребенок создает свой мир, учится быть ответственным за свою жизнь, учится помогать взрослым, приобретает опыт самостоятельности. Выделение детского пространства основано на феномене ограниченного пространства ребенка, которое он способен лично освоить на данном возрастном этапе своего развития.

Детское время – образное название времени, когда дети могут еще не спать, когда еще не пора спать, еще не очень поздно. Употребляется чаще в качестве шутки теми повзрослевшими подростками или юношами, которых взрослые хотят отправить спать по детскому режиму: «Еще детское время, а я уже взрослый». Это есть своего рода форма расширения собственных прав на распоряжение временем.

Детскость – это психические качества, свойственные детскому возрасту, но сохраняемые и в последующие возрастные периоды развития и жизнедеятельности. Сохранение взрослым человеком элементов детскости в себе есть благодарная память о детстве, проявление умения ее беречь, уважать свою жизнь и себя в ней, а также средство понимания нового поколения детей и умения жить с ними единой жизнью. Но излишняя детскость взрослого, проявляющаяся в профессиональной деятельности и даже в семейной жизни, может стать отрицательным качеством, именуемым инфантильностью.

Детство – начальный этап развития человека от рождения до 17 лет, этап общего развития, роста, становления в человеке личности. В то же время детство – это самостоятельный самоценный культурологический феномен, имеющий свое особое назначение в жизненном пространстве человека. В практике и науке сложилось два подхода и детству. Согласно одному, наиболее раннему и широко распространенному, детство – это время несовершенства, незаконченности человека, а потому детей надо быстрее воспитывать и образовывать, адаптируя ко взрослой «серьезной» жизни. Согласно второму подходу, детство – это лучшее состояние человека, наиболее богатое и полное, развивающее природные возможности, состояние наиболее естественное, чистое, открытое, непорочное. Разные подходы влекут за собой разную организацию воспитания человека в детстве. Вместе с тем, всеми исследователями детства признается его судьбоносное значение для последующей жизни человека. Кроме того, детство понимается еще и как нравственная категория, как сохранение чистоты, искренности, естественности человеком на протяжении всей жизни. Именно в этом смысле И. Христос сказал: «Будьте, как дети».

Дефектология (лат. – недостаток; гр. – слово) – наука о психофизиологических особенностях развития, воспитания и образования детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, логопатов и др.). Это одна из отраслей педагогического знания, занимающаяся аномальными (дефективными) детьми. Ее ветви: сурдопедагогика (педагогика воспитания и образования слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогика (педагогика воспитания и образования детей с недостаточным умственным развитием), логопедия (педагогика развития детей с нарушением речи). Частично дефектология занимается детьми с задержкой психического развития.

Дефицит (лат. – недостаток) – нехватка, недостаток товаров, денег и других материальных ценностей, необходимых для жизнедеятельности человека; убыток, повышение расходов над доходами. Дефицитный – не имеющийся в необходимом количестве. Это понятие часто употребляется по отношению к воспитанию человека: дефицит добра, внимания, порядочности, воспитательных ресурсов, общения и т.д. Дефицит общения, например, есть недостаточность количественного и качественного общения ребенка с окружающими людьми. Он часто возникает в учреждении закрытого типа и в неблагополучных семьях. Любой дефицит, в том числе и общения, ведет к деформации развития и деятельности. Детям, испытывающим дефицит общения в раннем детстве, нужна коррекционная помощь в последующие годы, в противном случае они обречены на постоянное отставание от своих сверстников.

Децентрация личности (лат. – удаление от центра) – разрушение сложившейся системы ценностей, отношений и собственной позиции на новую под влиянием каких-либо внешних условий. В основе децентрации личности лежит гибкость человеческой психика, способность к восприятию другой точки зрения. Это также механизм преодоления эгоцентризма, переключения внимания со своей персоны на заботу о других, более нуждающихся. Огромное влияние на децентрацию оказывают духовно-нравственное воспитание, смена мировоззренческих позиций, изменение условий жизни. Децентрация личности – средство формирования моральной зрелости и совершенствования.

Деяние – это деятельность, совершаемая человеком по мотивам общественного блага, с большой самоотдачей и жертвенностью во имя высокой идеи. Деяние – это такая деятельность, за которую человек полностью берет ответственность на себя даже тогда, когда она выходит за рамки его намерений. Персональная ответственность определяется на основе умений предвидеть результат деятельности и конкретных общественно-исторических ценностей, господствующих в обществе. Деяния совершают муж и жена, создающих семейный детский дом, человек, инициативно создающий музей, меценат, тихо и без огласки материально помогающий восстановлению храма или нуждающимся людям.

Деятельность – это активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде нервной и психической деятельности. Внутренняя деятельность носит функциональный характер, проявляясь в самых разных аспектах – познавательном, эмоционально-мотивационном и регулятивно-волевом. Внутренняя деятельность есть основание духовного и интеллектуального развития человека. Внешняя деятельность – это деятельность общения и практические действия (процессы и операции) в сфере удовлетворения тех или иных потребностей, интересов и целей – трудовая, производственная, художественная, спортивная и т.д. Совершаемая на базе специальной подготовки, она становится профессиональной, каковой является педагогическая деятельность. Психологи выделяют в деятельности такие характеристики, как предметность, целенаправленность, мотивированность, структурированность, стилевая выраженность. Деятельность является всеобщей формой бытия человека, посредством которой человек биологический становится и человеком социальным, т.е. личностью. В условиях школы различают: внеурочную, внеучебную, учебную, внеклассную, воспитательную, дидактическую и др. виды деятельности.

Деятельностный подход к воспитанию и обучению – методологический принцип организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, состоящий в формировании разнообразной деятельности детей как основного средства их психического и социального развития. Данный принцип основан на научных идеях о единстве психики и деятельности, о деятельностном опосредовании межличностных отношений, о единстве строения внутренней и внешней деятельности человека. Приоритет деятельности обязывает педагогов создавать практико-ориентированные системы обучения, типа концентрированного («погружения»), дуального и т.п. Данный принцип лежит в основе идей дескулизации образования («отмирания школы»).

Диагностика (гр. – распознавание, определение) – система способов выявления и измерения возрастных, половых и социально-психологических особенностей отдельной личности и группы людей. С помощью диагностики определяется общий уровень развития человека, степень сформированности отдельных качеств, наличие тех или иных способностей и задатков, выявляются отношения и оценки и т.д. На основании этих данных и в соответствии с ними организуется учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Диагностика и ее результаты являются важнейшей составной частью реализации исследовательского подхода к управлению образовательным учреждением и учебно-воспитательным процессом в нем. Системно проводимая диагностика составляет основу и содержание мониторинга. Особое значение диагностика приобретает в рамках развивающей парадигмы образования. Здесь главным делается не диагностика отбора детей под технологию развивающего обучения, а диагностика темпов, процессов и направлений развития. Применение диагностики в системе образования все более расширяется, а сама теория и методика диагностирования углубляется и совершенствуется.

Диакон (гр. – служитель) – низшая степень священничества, помощник священника при совершении таинств без права их вести самостоятельно. Старшие диаконы называются протодиаконами. В диаконском сане могут быть и монахи, именуемые иеродиаконами и те, что постарше, архидиаконами. Диакон наблюдает за порядком в приходе, прислуживает в алтаре, читает священное писание. Диакон нередко ведет занятия в воскресной школе.

Диалект (гр. – наречие) – местный говор, наречие людей, компактно проживающих на одной территории. Диалект имеет свои отличительные особенности по сравнению с общепринятыми нормами литературного языка. Диалектный язык пластичен, содержит в себе музыкальный элемент, выражает национальную специфику и более способен к творческому преобразованию. Диалект историчен, он связан с жизнью рода, близких людей, собственной жизнью с самого раннего детства. На нем печать родительских забот и любви, передаваемые интонациями и ударениями. Диалектная речь, в сравнении с литературным языком более художественна, образна, она ярче и теплее. Литературный же язык рассудочен и условен. Диалект играет огромную роль в воспитании ребенка. Для него он – носитель и выразитель культуры его семьи, его народа. Дети им овладевают через подражание и под влиянием инстинкта, поэтому им присуще внутреннее отношение к нему, ибо каждое слово здесь пронизано чувством, образом и волей личного опыта. Замечено, что у тех, кто говорит на своем диалекте, душевная жизнь богаче и тоньше. Специалисты считают, что человек должен владеть обоими видами речи – диалектной и литературной. Они рекомендуют на уроках чаще обращаться к местному диалекту, делать переводы с диалектного языка на литературный и обратно, показывать рождение грамматики на базе диалекта, раскрывать рождение мысли из языка и возможности обогащения нормативной речи диалектизмами. Диалект – великое достояние национальной культуры, с его помощью вершится дух человека.

Диалектика (гр. – веду беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы и общества, теория и метод познания (и исследования) явлений действительности в их становлении, развитии и самодвижении. Диалектика – это и научный способ доказывать истину, спорить, раскрывать противоречия, строить гипотезы. В педагогике это учение нашло самое широкое применение. Поскольку до сих пор отечественная система образования построена на разработанной диалектике педагогического процесса, диалектике развития ребенка и детского коллектива, диалектике процесса формирования знаний и умений и т.д.

Диалог (гр. – беседа) – вид разговорной речи свободно общающихся людей, когда два или несколько человек воздействуют друг на друга краткими речевыми оборотами – суждениями, комментариями, комплиментами, репликами, вопросами, ответами, подсказками, советами, связанными между собой и с ранее высказываемыми мыслями общим смыслом и содержанием При этом происходит обмен жестами, мимикой, молчанием, паузами, интонациями. Все это делается в конкретной естественной обстановке, отчего диалог делается ситуативным, непроизвольным и концептуальным. Диалог является всеобщим способом мышления, когда даже во внутренней речи, даже при монологе, говорящий мысленно имеет ввиду второго говорящего. Диалоговая природа речи выполняет мировоззренческую функцию. Диалог между учителем и учащимся является основой процессов воспитания и обучения. В них он бывает и принципом, и методом, и приемом деятельности. На основе использования диалоговых конструкций разрабатываются новые образовательные технологии, например, школы диалога культур, школы самоопределения, диалогового обучения, т.е. те, что основаны на идеологии сотворчества, сотрудничества учителя и ученика. Диалоговое построение обучения является более продуктивным, чем традиционное монологическое.

Дианетика (см. Сайентологическая церковь).

Дивергентное мышление (лат. – расхождение) – это мышление, способное схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных форм организации информации, в том числе и разных – противоположных, взаимоисключающих, в умении переводить информацию из одного состояния в другое. В учении развитие дивергентного мышления является условием функционирования информации, основой выявления противоречий, нахождения скрытых связей, применения разных способов решения проблем и т.д. Дивергентное мышление – это мышление гибкое, продуктивное, дающее оригинальные варианты мыследеятельности. Это мышление, обратное конвергентному.

Диверсификация системы образования (лат. – отклонение) – это принцип ее организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими. При этом предполагается возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет: возникновения новых видов и типов образовательных учреждений; проникновения одних форм образования в другие; объединения различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой; расширения сферы деятельности образовательных учреждений; многообразия содержания образовательных программ; свободы использования образовательных технологий; распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества. Так, в российской системе образования появились, параллельно с государственными общеобразовательными школами, школы муниципальные и частные. Родились лицеи, гимназии, колледжи, образовательные центры, подсистема дополнительного образования и т.д. Стала складываться многоуровневая система образования, более приспособленная к детям. Диверсификация системы образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов, ожиданий граждан России.

Диглоссия (лат. – двуязычие) – динамическое взаимодействие церковнославянского и русского разговорного языков как двух равноправных, существующее в России в Х-XV вв. Диглоссия – это способность сосуществования и взаимодополнения двух языковых систем в рамках одного языкового поля. Один язык использовался при письме, другой – в обыденной разговорной речи. Члены одного языкового коллектива воспринимали диглоссию как один язык, а не как двуязычие. Диглоссия существовала в период христианизации Руси, период возникновения русских книжных традиций, когда церковнославянский язык не был разговорным, а русский не был литературным. Постепенно границы между ними стирались, происходила русификация церковнославянского языка и облагораживание, христианская гуманизация бытовой русской речи. Но и сегодня эти границы не стерлись до конца, и оба языка хорошо различимы.

Дидактизм (гр. – поучительный) – фетишизация научных рекомендаций, приемов и методов обучения. Проявляется как поучительный, назидательный стиль отношений взрослого к ребенку, а также учителя к ученику, предполагающий использование единственно правильных (принятых в дидактике за правильные) действий, слов, методов, ответов, вопросов и т.д. Дидактизм – это формальное соблюдение требований дидактики в процессе обучения и воспитания и требование от учеников единственно правильного поведения. Такой стиль отношений учителя и учащихся ведет к дегуманизации образования, денатурализации обучения и детской болезни дидактогении. Дидактизм приводит к потере интереса к учению, он противопоказан развивающему обучению и личностно ориентированным образовательным технологиям. Чаще всего он свойственен педагогам с ригидным мышлением. Такие учителя любят читать ученикам нравоучения.

Дидактическое творчество – деятельность учителя и учащихся по созданию (изобретению) новых способов отбора и работы над учебным или любым познавательным материалом. Примером могут служить авторские технологии, радиопередачи «Радионяни», «КОАПП» и т.п. В школах создаются дидактические театры по постановке программных произведении из курса литературы, проводятся конкурсы дидактической поэзии, т.е. той, что посвящена учению и поучению. Некогда в старину дидактическая поэзия была особым видом поэтического творчества, имеющего целью поучать читателя, доказывать ему полезность чего-нибудь. Даже философы, математики описывали свои труды и взгляды в баснях, притчах, сатирических стихах. Дидактическое творчество направлено на обогащение содержания учебного процесса, упрощение запоминания учебного материала, повышение интереса учащихся к учению. Оно же служит для самореализации возможностей учителя.

Дидактогения (гр. – рождающийся от учения) – это негативное психическое состояние учащегося, ученическая боязнь учения, школы, учителя. Проявляется в подавленном настроении, страхе, испуге перед посещением школы, урока, перед контрольной работой, получением отметки и в других случаях школьной жизни. Дидактогения возникает по причине бестактности учителя, его дидактизма, грубости, от непонимания ученика, неверия в его силы и возможности, которые передаются учащемуся. Есть случаи возникновения этой болезни от чрезмерно высоких требований к учебным успехам своих детей со стороны родителей. Дидактогения – результат слабой взаимной адаптации и дезаптации ученика и учителя друг к другу. Этот ученический страх может вызывать заболевание неврастенией, задержку психического развития ребенка. Дидактогения есть разновидность психогении, при которой травмирующим психику фактором является поведение педагога и методика его преподавания. Такое состояние иногда называют дидактофобией.

Дилетантизм (фр. – любительство) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как необоснованное, несерьезное, самоуверенное выполнение какой-либо работы, высказывание суждений без достаточных на то знаний, умений и опыта. Дилетант – это любитель, неглубоко постигший смыслы всего того, за что он берется, не подготовленный к решению поставленных задач.

Динамика педагогического процесса (гр. – сила) – степень изменяемости педагогического процесса в зависимости от условий и особенностей его участников. Это адаптивная способность педагогического процесса изменяться во времени и пространстве, содержательно и технологично, сохраняя при этом свою сущность, целостность, системность. Динамика педагогического процесса выражается как фазы, стадии или ступени его изменения, развития, движения.

Дипломатичность (фр. – деловой) – этическое качество личности, выражающееся в стремлении человека решать конфликтные ситуации или проблемные вопросы по-деловому, с тонким расчетом, путем мирных переговоров и убедительных доводов на основе уважения противоположной стороны.

Дискомфорт (англ. – упрощение) – негативное эмоционально-психическое состояние человека, выражающееся как неприятное ощущение или предчувствие, чувство неудобства, осознание неуспеха, неблагополучие. Дискомфорт возникает от нарушения привычной среды (даже при переходе от плохой к хорошей), при физических и физиологических нарушениях, в неприродосообразной среде или ситуации, нарушившей душевное спокойствие человека. Так, дискомфортно чувствует себя ученик, попадая в новый для него коллектив, в классе, где нет уюта и чистоты и т.д. В условиях дискомфорта учителя или ученика невозможно успешное учение.

Дискурсивное знание (лат. – рассуждение) – знание, полученное научно-логическим путем на базе прошлого опыта, в том числе и учения. Это рассудочное знание, имеющее причинно-следственные доказательства, оттого осмысленное и осознанное, в отличие от интуитивного знания. Дискурсивное знание получается посредством последовательных мыслительных операций, связанных между собой и обусловленных конкретными внешними условиями. Существуют дискурсивные понятия, мышление, как опосредованные факторы дискурсивного знания. Противоположным дискурсивному знанию, дополняющим его является знание духовное.

Дискуссия (лат. – исследование) – форма научного поиска и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса – обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений. Такое обсуждение проводится в целях поиска истины, нахождения ответа на поставленный вопрос, для сближения позиций и отношений, в целях рождения нового знания. Дискуссия предполагает наличие действительно спорного вопроса, участие в ней компетентных людей, зрелых, умеющих слышать другое мнение, подбирать и излагать аргументы, способных идти на компромиссы. Дискуссия требует большой подготовки, четкой организации, ей противопоказаны псевдопроблемы и псевдообсуждения. Дискуссионная форма используется также при проведении «круглых столов», в работе экспертных групп, на форумах, симпозиумах и т.д. Участвуя в дискуссиях, человек обогащает свою культуру общения.

Диспозиция личности (лат. – расположение) – индивидуальные психологические предпосылки включеннности личности в конкретную учебно-воспитательную систему, ее потенциальные возможности и желания добиться в ней успеха. Диспозиция – это предрасположенность человека к работе в заданных условиях. Диспозиция во многом зависит от личностной концепции (диспозиционной концепции): от установки человека на выполнение предполагаемых функций, от его готовности принять «правила игры» системы, предрасположенности к определенным реакциям на сопротивления внешней среды, от ценностных ориентации. Насколько диспозиция соответствует (обеспечивает) целям, принципам и конкретным условиям системы, например, школьной, насколько успешно будет развиваться личность, настолько быстро она адаптируется к самой системе.

Диспут (лат. – спорю) – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении по разрешению спорной проблемы путем публичного спора. Диспут организуется как широкое обсуждение, выслушивание разных точек зрения на заслушанный доклад, излагающий видение проблемы и ее решение. На диспуты приглашаются специалисты высшего ранга и заинтересованные лица. Диспут – одна из форм публичной экспертизы каких-либо идей.

Дистимность (гр. – настроение) – свойство психики находиться некоторое время в подавленном угнетенном состоянии, подчас без видимых причин. Человек неожиданно меняет настроение, впадает в гневливость, выражает недовольство, испытывает тревогу. Жизнь ему начинает казаться сложной, трудной. В дистимном состояний человек «гаснет», впадает в депрессию; окружающим он кажется поглупевшим, упрямым, озлобленным. Дистимность может быть кратковременным и длительным состоянием, переходящим в болезнь.

Дисформомания (лат. – переживание формы) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, состоящее в заниженной самооценке человеком своих внешних данных, в представлении себя уродливым, некрасивым, неприятным окружающим. Дисформомания – это отношение к своему внешнему облику, переживание физических недостатков: полноты или худобы, носа или рта, роста или фигуры и т.д. Возникает на почве обидных замечаний, прозвищ, бестактного сочувствия. Признаки дисформомании: мрачность, замкнутость, нелюбезность, комплекс неполноценности. При этом, оценка своей внешности может быть ложной, с сильным преувеличением недостатков. Чаще всего это качество неглубокое и проявляется до 20 лет. Но может перерастать и в психическую болезнь, требующую для своего излечения специальной психической помощи. Избавиться от этого качества можно увлечением каким-либо делом, творчеством, достижением успеха и, конечно, духовно-нравственным развитием, обеспечивающим смирение перед неизбежным.

Дисциплина (лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении через упорядоченность действий, соблюдение традиций, обычаев, принятых норм и правил поведения. Различают: трудовую дисциплину как выполнение установленного трудового распорядка дня, регламентирующего режим работы предприятия, цеха, бригады; производственную дисциплину как соблюдение ритмичности работы, выполнение указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным средствам, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной охраны; технологическую дисциплину как соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности методов и способов отработки предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования, к дополнительным затратам труда. Выделяется также учебная дисциплина (школьная дисциплина) как соблюдение правил, норм и требований организации жизнедеятельности школы, училища и коллектива учащихся, направленной на развитие личности учащихся. Дисциплина в условиях учебного заведения есть определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечивать плодотворный труд учащихся, учителей, инженеров – педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Учебная дисциплина основывается на принципах справедливости, ясных и достижимых стандартах, соответствии возможностям ребят. Цель ее – научить детей различать добро и зло, грех и согрешающего. По православной педагогике дисциплина не должна сломать волю ребенка или подчинять другой воле, а развивать самопожертвование и уважение к ближнему. Она является инструментом в духовном воспитании, ибо «укрощает буйство влечений и хаос импрессионизма... развивает самообладание и создает возможность воплощения в жизнь коренных и основных замыслов, устанавливает правильное отношение между духовным ядром личности и ее активностью, ее поведением» (В. Зеньковский). Педагогически оправдана лишь та дисциплина, которая духовно питательна.

Дисциплинированность (лат. – учение) – нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни. Дисциплинированность обеспечивает организованность, повышает работоспособность, воспитывает ответственность – необходимые качества в коллективной жизнедеятельности. Воспитание дисциплинированности и ее поддержание начинается с дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства способен понимать предъявляемые к нему требования по выполнению режима дня, по сохранению заведенного порядка, если они предъявляются либо в терминах действия («делай, как я, делай со мной»), либо в терминах чувств («молодец»). Недисциплинированность – обратное качество дисциплинированности. Она основана на непослушании, своеволии, нарушении традиций и норм жизни, что ведет к разрушению жизненных основ, сдерживает развитие личности, снижает успешность деятельности.

Дифференциальная психология (лат. – разница и гр. – душа) – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми, причины их возникновения, соотношение биологического и социального в человеке, исследующая корреляции между психологическими и физиологическими характеристиками человека. Данные дифференциальной психологии являются основой педагогической технологии дифференцированного обучения и дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал