Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выдержки из дневника Полковника Олькотта 1883 года.






Воскресенье, 25 ноября. Дорогой Дамодар отправился в Ашрам со своим Гуру К.

Х. Я телеграфировал Е. П. Б. и получил подтверждение, что Учителя обещают скорое возвращение Д. К. М.

Вторник, 27 ноября, вторая половина дня. Дамодар возвратился, выглядит осунувшимся, но более крепким и энергичным, чем прежде. Теперь это действительно новый человек. Он принес мне послание от Иллариона.

 

__________

 

 


[1] Господь Будда.

[2] Господь Будда.

[3] Доктор Генри Чайлд. Его важная особа стала известна американской публике в январе 1875 г., когда он сорвал маску с двух американских медиумов, мистера и миссис Холмс. Е. П. Б. и Г. С. О. было приказано разоблачить самого Чайлда, так как он «бывший компаньон и импресарио» Холмсов. («Л. С. Д.», т. I, стр. 70). Полковник Олькотт до конца разоблачил Чайлда в своей книге «Люди с того света». Е. П. Б. говорит в одном месте в своих записях: «Д-р Чайлд был сообщником. Он принимал участие в сборах доходов на сеансах Холмсов.» В другом месте она замечает: «Приказали разоблачить д-ра Чайлда. Я сделала это. Д-р – лицемер, лгун и мошенник».

[4] Я не знаю, кто такой Дэйвид.

[5] «Клуб Чудес», об основании которого было объявлено в «Spiritual Scientist» 27 мая 1875 года. Е. П. Б. пишет об этой первой попытке учредить Общество: «Попытка во исполнение указов, полученных от Т. Б.... через П.... посредством Г. К. Приказано сказать всю правду о феноменах и медиумах. Теперь начнутся мои мучения! Против меня ополчатся не только христиане и скептики, но и все спиритуалисты. Твоя воля, ОМ! будет выполнена! Е. П. Б.

[6] Эллорой называют ряд пещер, выдолбленных в скалах в 10-и милях к северу от Далатабада и в 225-и милях на северо-запад от Бомбея. Эллора еще и «тиртха», или место паломничества, но оно не имеет больше репутации оккультного центра. «В сезон дождей поток бежит у его подножия, и огромный водопад низвергается со скалы, так что паломники могут, следуя по выступу скалы, пройти позади него и купаться в его пене, будучи убежденными в том, что Ганга, священная река, берет начало от Великого Божества. На протяжении более чем мили в длину поверхность скалы превращена в монастырскую храмовую скульптуру, принадлежащую различным сектам. Одной из самых древних является буддийская Ступа Висвакармы, уже ранее описанная. «A Handbook of Indian Art», by E. B. Havell, p. 79 («Руководство по искусству Индии», Е. Б. Хавел, стр. 79).

[7] De gustibus non disputandum (лат.) – о вкусах не спорят. (Примеч. переводчика).

[8] Два сына, Морган Олькотт, 1861 года рождения и Уильям Топпинг Олькотт, родился в 1862-м году.

[9] Я не могу отыскать, к кому относится эта фраза.

[10] Муж.

[11] Россия

[12] По всей видимости, жена Полковника Олькотта, Мэри Эппли Олькотт.

[13] Е. П. Б., Г. С. О. и Э. Д. Б.

[14] «Well acted» – «будет обеспечено» – это лучшее, что я мог сказать, скомпоновав эти два слова.

[15] Я не могу найти слова с более удовлетворительным смыслом.

[16] Следует слово, которое я не мог разобрать.

[17] Е. П. Б., прежде чем покинуть своего мужа, проживала в Филадельфии.

[18] Бушель – англ. мера емкости (36, 3л). (Прим. переводчика).

[19] Здесь слово неразборчиво.

[20] Здесь слово неразборчиво.

[21] В дар «Spiritual Scientist».

[22] Слово неразборчиво.

[23] Здесь изображена символическая фигура.

[24] Е. П. Б.

[25] Эмма Хардиндж Бриттен, спиритуалистка, одна из 17 основателей Теософического Общества.

[26] Ablanathabla – (Абланатабла) – «Ты есть Бог». Semes Eilam – (Семес Эйлам) – «Вечное Солнце».

[27] Речь идет о Розенкрейцеровском Значке 18-й Степени, которым владела Е. П. Б. и который теперь является собственностью Д-ра Анни Безант. Считают, что он принадлежал Калиостро.

[28] Письмо 29.

[29] Другие письма, адресованные Учителями Полковнику Олькотту, находятся в Первом Томе этого труда.

[30] Записная книжка Е. П. Б., касающаяся этой беседы с Учителем, находится в Адьяре. Она еще содержит в себе пространные места личного характера, которые я опускаю здесь.

[31] Это Письмо XIX в Первом томе.

[32] Я не видел подлинного текста этого письма, находящегося в настоящее время на Севере Индии. Один друг дал мне его копию. Я полагаю, что в некоторых местах оно переписано неточно.

[33] В копии имя написано М-р С. И. Л. Люф, что является, по-моему, неправильным прочтением слов М-р С. Дж. Л. Фокс, то есть М-р Ст. Джордж Лейн-Фокс, который был в Индии в начале кампании Куломбов и возвратился опять в Индию в 1885 году. Он входил в состав Комитета Контроля в Теософическом Обществе, когда оба Основателя уехали в Европу в 1884 году. Он выступил свидетелем в пользу честности феноменов, на которых он присутствовал, и все еще остается верным памяти Е. П. Б.

[34] Влиятельные люди, на языке хиндустани (хинди).

[35] Кампания, предпринятая Христианскими миссионерами с помощью Куломбов, затем обвинение Е. П. Б. в мошенничестве, выдвинутое Обществом Психических Исследований.

[36] «Maha Sahib» («Маха Сахиб») – титул Учителя Сераписа, его не нужно смешивать с «Маха Чоханом».

[37] Получено 3 октября 1879 года.

[38] «Теософист», первый номер которого вышел 1 октября 1879 года.

[39] Здесь дан символ, часто употребляемый Учителем Сераписом.

[40] Роза Бейтс.

[41] В конечном счете в июле 1880 года между Мисс Бейтс и Мадам Куломб возник бешеный спор и препирательства. Мисс Бейтс и М-р И. Уимбридж уехали оттуда, понося Е. П. Б. и Полковника Олькотта на чем свет стоит.

[42] Дамодар.

[43] Получено 19 мая 1880 года на Цейлоне во время первого посещения Основателями этого острова.

[44] Основатели сошли на берег на острове Цейлон не в Коломбо (столица), а в Галле, тогда главном порте острова.

[45] Получено 28 декабря 1881 года в Кроуз Нест в Бомбее, по этому поводу Учитель Сам явился тогда с этим письмом к С. Рамасвамиру (Письмо 48 этого тома). Это последнее письмо Учителя М., которое не было еще написано его более поздним и хорошо известным почерком.

[46] Е. П. Б..

[47] Относится к факту возвращения Учителя из Его Самадхи.

[48] Первая черта заменяет знак, значение которого не ясно. До сих пор я не мог найти ничего, что бы объяснило Дралли Клиппс.

[49] Пасдун Корале – ок­руг на Цейлоне.

[50] Буддийский священник на Цейлоне.

[51] Кажется, сначала Полковник Олькотт имел привычку, представляясь, обращаться к аудиторам с такими словами: «На какую тему вы хотите, чтобы я говорил?» Если предлагали тему магнетизма или какую-нибудь подобную, которую он хорошо знал, все шло прекрасно. Но другие неподготовленные темы получались у него многословными и туманными и ему не удавались. Очевидно, его манера строить свои лекции была не такой, как у большинства теософических лекторов, как об этом свидетельствуют следующие строки, записанные им в своем дневнике 31 августа 1883 года: «Прочел сегодня свою вторую лекцию почти перед той же самой публикой. Много аплодировали. Меня заставили говорить полтора часа, хотя я предлагал закончить ее к истечению часа».

[52] Малоне – ласкательное имя Полковника Олькотта в Нью-Йорке. Неизвестно, каким образом он приобрел второе, Лукшун Т(х)акурдаде – «дедушка Лакшман».

[53] Учитель М. вообще подписывался просто М.. Но чтобы Полковник Олькотт иногда не опасался, что устное сообщение передано ему только учеником, его Учитель условился с ним, что слова «Чохан Римпоче» – «прославленный Владыка» – будут свидетельствовать о том, что сообщение исходит непосредственно от Него. Смотри Письмо 50.

[54] Получено 1 июня 1883 года.

[55] Вероятно, Субба Роу.

[56] С. С. Массей.

[57] Получено 2 июня 1883 года.

[58] Мадрасское Теософическое Общество.

[59] Речь идет об основании «Феникса», для обеспечения успеха которого Учитель К. Х. прилагал большие усилия.

[60] Смотри Письмо 50.

[61] Получено от Учителя Иллариона 6 июня 1883 года. В это время Полковник Олькотт записывает в своем Дневнике: «Сегодня утром имел прекрасный опыт. Невозможно было решить, принять ли сначала приглашение в Коломбо или в Аллахабад. Поместил в тайник письмо Авинас Ч. Баннерджи, запер дверь на ключ, тут же немедленно отпер ее и получил письменные приказания Маха Сахиба, переданные по-французски через Иллариона. Это все произошло за время, пока я тут стоял, то есть не прошло еще и полминуты». Учитель И. был в Бомбее 19 февраля 1881 года, в это время Он посетил обоих Основателей. Полковник Олькотт так говорит об этом в своем Дневнике: «Илларион находится здесь по пути в Тибет, он вник и прояснил ситуацию, Находит Б – несколько ужасным с нравственной точки зрения. Мнения по поводу Индии, Бомбея, Теософического. О-ва в Бомбее, Цейлона (-) Англии и Европы, Христианство и другие весьма интересные темы».

[62] Получено 12 июня 1883 года.

[63] Получено 12 июня 1883 года.

[64] Получено 12 июня 1883 года. По-моему, это почерк Учителя Иллариона.

[65] По всей видимости, локон волос Маха Сахиба, подаренный Г. С. О.

[66] Получено 13 июня 1883 года.

[67] Получено 15 июня 1883 года.

[68] Получено в 1884 году. Еще одно письмо было получено Г. С. О., Письмо XIX в Первой Серии (Первом Томе), 22 августа 1888 г.

[69] Получено, вероятно, 28 сентября 1881 г., когда он увидел своего Учителя материализовавшимся в Кроуз Нест.

[70] «Йоги Рамасвами» было его обычным именем, окончание – ир присуще брахманической касте. Секретное имя ему было дано в «обряде нити»: Рама Бхадра, и он здесь назван своим сокровенным именем – Рама Б.

[71] Получено в сентябре 1882 года.

[72] М-р Рамасвамир, однако, настаивал на своем желании пуститься в путь, как это описано в Приложении А.

[73] Получено приблизительно 30 сентября 1882 года.

[74] М-р Рамасвамир выполнил все, что ему было приказано. Четыре Ложи Т. О. в... были основаны им во время его возвращения в Бомбей после того, как он увиделся со своим Учителем.

[75] Видимо, получено в Аллахабаде в октябре 1883 года.

[76] Несколько фраз из этого письма, касающихся ученичества, дословно встречаются в письме, полученном С. Ч. Лидбитером в Англии 31 октября 1884 года. Это письмо опубликовано под № VII в Первом Томе.

[77] М-р Рамасвамир был государственным чиновником в Окружном Страховом Управлении.

[78] Дело газеты «Феникс», которая должна была заменить «Пионер».

[79] М-р Рамасвамир прибыл в Бомбей вместе с Е. П. Б. 25 ноября 1882 г. 1 декабря он получил письмо от своего Учителя, по всему вероятию, это было это письмо, так как в нем говорилось о его возвращении домой, что он и сделал после проведенного 7 декабря Собрания по случаю 7-ой годовщины Общества.

[80] Невозможно выяснить его дату, но оно 1883-го года.

[81] Дату определить нет возможности, но, должно быть, оно написано чуть позже февраля 1883 года, в то время, когда «секретная комната», как Полковник Олькотт назвал ее, была готова.

[82] Это санскритская фраза «karmeti kim?» – «что такое карма?» Письмо характерно для языка Телугу, хотя М-р Рамасвамир был Тамилом.

[83] Дату невозможно установить.

[84] Земной поклон шести частей тела» – это полный земной поклон, распростершись на земле, чтобы засвидетельствовать этим абсолютное почитание Учителя.

[85] Это моя настоятельная просьба.

[86] Это сообщение появилось в письме, которое Дамодар К. Мавланкар написал С. Рамасвамиру 17 октября 1882 года.

[87] Дата: 1882 год.

[88] Норендро Натх Сен, получатель Письма 74.

[89] Дата: сентябрь 1882 года.

[90] Основатели.

[91] М. М. Ч. сам был Брамином, членом «Брахма Самадж».

[92] Дарбхагири Натх.

[93] Рама Соуриндро Гаргиа.

[94] Этот пункт составляет ядро Письма XI Первого Тома.

[95] Рама Свамир.

[96] Слово неразборчиво.

[97] Дата: ноябрь 1882 года.

[98] Я опускаю имя, инициалы которого дает Учитель. Это был враг Основателей.

[99] Мазарши Дебендра Натх Тагор – отец Рабиндраната Тагора.

[100] Приложение Б.

[101] М. М. Чаттерджи и Норендро Натх Сен оба присутствовали на Собрании, состоявшемся в Бомбее 7 декабря 1882 года.

[102] Без даты, но написано, по всей вероятности, в 1883 году. Письмо, очевидно, было получено Е. П. Б. или Г. С. О. и передано М. М. Ч.

[103] Нет даты, но, возможно, написано в 1882 году.

[104] Слово стерлось.

[105] Получено в марте 1884 года в Париже.

[106] Маха Чохан.

[107] Дата: 1884 год, во время пребывания в Европе.

[108] Получено в Неллоре в 1882 году.

[109] Под давлением, исходящим от местного английского коллектора, он подал в отставку.

[110] Получено в 1882 году.

[111] Вероятно, Дева-Муни... и Парамаханса Шуб-Тунг..., которые подписали протест против «Г. Х.» в «Теософисте» в сентябре 1882 года, стр. 326.

[112] «Деб» – это Куала К. Деб, ученик Учителя К. Х.

[113] Получено первое письмо, оно было показано почти всем без разбора.

[114] Вот как, по словам М-ра Кешава Пиллаи, он получил это письмо. «В 1882 году, когда я ехал в поезде, между станциями Аллахабада и Могул Сарая одно письмо упало в купе вагона, где я сидел. Я был один в купе, а вагон весь был в движении. Я пожелал, чтобы Махатма К. Х. дал мне наставления по одному вопросу, сильно занимавшему в то время мои мысли. Открыв письмо, я обнаружил, что это был ответ на мои мысли, написанный хорошо знакомым мне почерком Махатмы К. Х. Мадам Блаватская была тогда в Бомбее».

[115] Дарджилинг.

[116] Могул Сарай, железнодорожный узел возле Бенареса.

[117] Могул Сарай, железнодорожный узел возле Бенареса.

[118] Получено во время Ассамблеи в Адьяре в декабре 1883 года.

[119] «Der Vater M..» – (нем.) «Отец М..».

[120] Дата: 1885 год.

[121] В отчете Общества Психических Исследований.

[122] Первый просмотренный и исправленный текст «Тайной Доктрины». Подлинный манускрипт I тома находится в Адьяре. Труд этот в таком виде, как он появился, благодаря расширениям и вставкам Е. П. Б., представляет собой многократный подлинник.

[123] Эти буквы можно прочесть в левом углу письма внизу, но я не знаю их значения.

[124] Дата: 1885 год.

[125] Дата: 1885 год.

[126] Автор «Совершенного Пути» и немного раньше – Президент Лондонской Ложи Т. О.

[127] Дальше следует фраза, в которой я смог разобрать только: «Пойдите к».

[128] Дата: 1884 года.

[129] Основатели уехали из Бомбея в Европу 20 февраля 1884 года. 19 февраля 1884 года Полковник Олькотт назначил Комитет Контроля. В него вошли: Ф. Гартман, Ст. Джордж Лейн-Фокс, У. Т. Браун, Р. Радхунатх Роу, Дж. Муттусвами Четти, П. Сринивас Роу и Т. Субба Роу.

[130] Дата: приблизительно в апреле 1883 года.

[131] М-р Синнетт отплыл из Мадраса 30 марта 1883 года.

[132] Слова в квадратных скобках в письме случайно оторваны.

[133] Слова в квадратных скобках в письме случайно оторваны.

[134] Слова в квадратных скобках в письме случайно оторваны.

[135] Слова в квадратных скобках в письме случайно оторваны.

[136] Дата: 1882 год.

[137] Слова и фразы в кавычках являются, очевидно, цитатами, заимствованными из письма М-ра Ферна к Учителю.

[138] Смотри Письмо 66.

[139] Дата: 1881 или 1882 год. Написано М-ру Сорабджи Дж. Падишах, издателю «Индиан Спектейтор» («Инд. Зритель»). М-р Падишах сопровождал Основателей в их первой поездке на Цейлон. Несколько лет спустя он потерял интерес к Обществу. Письмо опубликовано Генеральным Советом Т.О. в 1885 году в защиту Е.П.Б.

[140] Дата: 1882 год, подлинник находится в Адьяре. Письмо написано одному Чела на Испытании.

[141] Правдоподобная дата: первые месяцы 1884 года. Письмо адресовано Т. Субба Роу, оно было написано Учителем в пути на письме, посланном Субба Роу Абрахамом Д. Изекиель, индийским евреем, вступившим в Общество в 1882 году. Я нашел упоминания об этом в письме, хранящемся сейчас в Адьяре и посланном Миссис А. Купер-Оклей ее мужем, который был в Адьяре в 1884 году.

[142] Вероятный намек на козни Куломбов, предпринятые несколько месяцев спустя

[143] 5 ноября 1881 года Е.П.Б. отправила по почте письмо из Дехра Дун М-ру У.Х. Терри, издателю «Харбиргер оф лайт» («Предвестник Света») в Мельбурне, который получил его 12 декабря. Оно начинается так: «Не будете ли Вы так любезны сделать следующее: или доставить сообщение адресату, или подождать, пока Профессор вернется из Австралии. Я получила от него письмо из Парижа, если моя память мне не изменяет, – и потеряла его! Мне кажется невозможным найти его и я не могу отыскать в книгах его адреса, хотя я знаю, что Дамодар записал его». Во время пути в Мельбурн Письмо 80 было осаждено внизу письма Е.П.Б. М-ру Терри. Не является ли этот «Профессор» Профессором Смитом из Письма 81, следующего ниже, абсолютно неизвестно. Письмо это находится в Адьяре.

[144] Получено 1 февраля 1882 года в Бомбее Профессором Джоном Смитом, членом-корреспондентом Великобритании и членом законодательного Совета Сиднейского университета. 13 января 1882 года он прибыл в Бомбей с рекомендательным письмом к Основателям от Миссис Эммы Х. Бриттен. На следующий день он отправился в Кроуз Нест («Воронье Гнездо») и остановился там. После поездки на север Индии он вновь возвратился в Кроуз Нест 31 января. На второй день после Ленча имела место преципитация (осаждение), и Профессор Смит получил это письмо. Нет никаких записей и следов проделанной им работы в Австралии для дела Теософии. Он умер в 1885 году.

[145] Пробелы в письме, обозначенные точками, есть в рукописи Е.П.Б. Местами, однако, Е.П.Б. ставит непрерывный ряд точек не для указания пропусков, а просто чтобы подчеркнуть начало предложений в тексте.

[146] Philo – (от греч. фiл – любить) – любитель, аматор. Фило-Теософ – Теософ-любитель (прим. переводчика).

[147] «Теософист», декабрь 1882 год.

[148] Нобин К. Баннерджи.

[149] Я специально обращаю внимание некоторых их моих обеспокоенных корреспондентов на это выражение и, в итоге, на всю авантюру М-ра Рамасвамира. Она поможет понять многочисленным недовольным и скептикам, с такой горечью жаловавшихся мне, что Братья не дали им никакого доказательства их существования, склад ума, который привлекает Адептов к ученику. Две таких общераспространенных мысли, что просто вступление в наше Общество дает право на оккультное обучение и что само сентиментальное и пассивное желание света заслуживает награды, являются результатом прискорбного невежества, превалирующего в настоящее время, когда речь заходит о мистической учебе. Гуру есть сейчас, как и всегда были прежде. И ныне, как и в прошлом, преданный чела может найти Одного среди Них, Кто обременит себя, взяв его в ученики, если он, подобно нашему Брату из Тинневелли, примет решение «найти Махатм или – умереть!» Д. К. Мавланкар.

[150] «Теософист», декабрь 1883 года.

[151] «Теософист», дек.-янв. 1883-84 гг. Приложение

[152] Эта поездка, начавшаяся отъездом из Адьяра 27 сентября, закончилась 15 декабря.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал