Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема, идея, материал






Мысль о создании сценария возникает по-разному. Она может рождаться либо в виде темы, либо в виде матери­ала. Попробуем разобраться в этих понятиях.

Когда мы говорим: «На вечере будет рассказано о передовиках производства», — мы еще не называем тему, а лишь обозначаем материал, о котором пойдет речь. Ведь каждый вечер о передовиках производства может иметь свою особую тему, например «Секреты высокой произво­дительности труда», «Цена минуты», «Культура рабочего места». Она должна быть конкретной и ясной.

Определение темы. Определению основной сценарной мысли часто мешает то, что в тематическом отношений планы некоторых клубных учреждений страдают отсут­ствием необходимой конкретности. Общие рубрики, взятые из специальных методических, периодических изданий, газет, затрагивают слишком широкий круг вопросов без учета местных возможностей, местного материала. Подоб­ные тематические наметки в лучшем случае удается реа­лизовать лишь частично. Вместо глубокой и детальной разработки каждой темы в некоторых учреждениях куль­туры — большое число обзорных лекций и бесед, на кото­рых, по существу, дается информация, поступающая из газет, радио- и телепередач.

Клубный работник вносит, например, в план название «Горизонты пятилетки» и считает, что тема вечера найдена.

Но ведь это целый большой раздел плана. В нем вопросы, и экономики, и организации производства, и развития науки, культуры, искусства. Здесь могут быть также от­раслевые темы («Основа индустрии — черная металлур­гия», «Животноводство в пятилетке», «Горизонты строи­тельства»), территориальные, местные («Преображенная Сибирь», «Рабочая поступь Украины», «Рубежи солнеч­ного Узбекистана»). Возникают еще подтемы, связанные с местными условиями («Знай свой завод», «Наш город сегодня и завтра»).

Данную тему можно уточнять по разным направлени­ям. Здесь рубрики, связанные с трудовым, эстетическим, патриотическим, морально-этическим воспитанием. В свою очередь, каждая подтема имеет свою расшифровку, требует дальнейшей конкретизации.

Секрет сценарного мастерства заключается в том, что­бы найти единую тему для странички устного журнала, эпизода или всего вечера, если он тематический. Две или несколько одновременно развивающихся тем перегружают композицию сценария, отвлекают внимание зрителя, ему становится неинтересно. Ясность темы — одно из непременных условий тематических вечеров, тематических стра­ниц и эпизодов. Даже если вечер задуман как развлека­тельный или как серия встреч по интересам, каждый эпизод должен иметь свою ясную задачу, тему, особый смысл.

Поиски материала сценария, его изучение. Предполо­жим, у вас нет предварительно намеченной темы. Попро­буйте начать с поисков материала. Изучая факты, события, документы, биографии людей, можно определить конкретные темы.

Сценарист задумывает вечер в расчете на определенных выступающих. Это особенно относится к документальному материалу, когда предусматриваются выступления, беседы известных общественных деятелей, деятелей науки, производства, культуры и искусства. Изучение материала в этом случае начинают с состава участников,

 

кандидатуры которых согласовывают с общественными организациями.

Создавая сценарий, часто приходится проводить предварительную работу с участниками, заручившись их согласием. Важно подготовить все с таким расчетом, чтоб не получилось неосуществимых сцен, невыполнимых заданий и в то же время максимально использовались творческие возможности выступающих.

Изучение материала — важный этап сценарной работы. Материал нужно несколько раз проверить, увидеть своими глазами.

Предположим, вы решили рассказать о судьбе немолодой работницы, потерявшей во время войны семью, близких и нашедшей счастье в труде, в родном коллективе. В этом случае материалом послужат диапозитивы, фото­графии из личного архива, письма с фронта или другая корреспонденция, музыка и песни, которые любит героиня вечера, отрывки из художественных фильмов и спектаклей. Весь духовный мир этой работницы может пройти перед собравшимися.

Анализируя материал, вы намечаете основную тему «Человек находит радость в труде». Теперь нужно определить идею: какое воздействие должен оказать вечер на зрителя, какие мысли и чувства вызвать? «Ищите радость в труде»—это может стать идеей.

Когда появляется тема и основная мысль, цель наблюдения, возникает совершенно другое эмоциональное отношение к знакомому материалу. Вы вдруг начинаете по-новому видеть все, что раньше казалось обычным, неинтересным. Неожиданно открываются новые стороны жизни, многое переосмысляется, вы замечаете детали, которые раньше ускользали, примериваете свой первоначальный, замысел на конкретном материале.

Изучая уже знакомые факты, представьте на время, что никогда прежде небыли в этом месте и нечего не знаете о нем. Дело в том, что наблюдать нужно всегда

целенаправленно. Если нет цели, наблюдения, как прави­ло, случайны. Все должно просматриваться через призму намеченной темы.

Нужно помнить, что одна и та же идея и тема может быть выражена различным материалом. Клубному сцена­ристу важно выбрать наиболее интересный и актуальный вариант.

Предположим, задуманный вами рассказ о судьбе ра­ботницы по каким-либо причинам не состоялся. Но стоит ли отказываться от намеченной темы и идеи вечера? Луч­ше подобрать новый материал.

Вы идете на производство к людям, которых знаете, знакомитесь с другими, перебираете в памяти фильмы, связанные с темой вечера, — радость труда. Появляется мысль рассказать о нескольких людях разных профессий. Здесь и заводской изобретатель, и библиотекарь, и воспи­тательница детского сада, и садовод, и учитель вечерней школы рабочей молодежи.

А может быть, остановиться только на производственном материале? Вы продолжаете знакомиться с различны­ми проблемами производства и узнаете, что один из цехов готовится перейти на новую технологию, — только что принято решение. Это свежая новость, еще не получившая широкого распространения. Возникает решение помечтать вслух вместе с работниками завода о будущем. В этом также найдет отражение тема «Человек находит радость в труде». Да, это, несомненно, вызовет интерес у рабочих и служащих. Нужно попробовать создать атмосферу праздника, дать возможность людям рассказать о непрерывном совершенствовании производства, о творческом участии в нем представителей разных профессий. В качестве материала можно использовать факты из истории завода, фильмы кинолюбителей, музыку, выступления работников цеха, веселые поздравления агитбригады, шуточные фантастические сюжеты, связанные с изображением будущего завода, дружеские шаржи, частушки, забавные викторины

на заводские темы, веселые игры-соревнования между представителями разных профессий, цехов, отделов.

Три основных компонента замысла. Как определить, оформились ли основные компоненты вашего замысла? идея, тема, материал?

Если вы можете ответить на вопрос, о ком или о чем будет вечер, —вы определили лишь его материал. Если вам ясно, что вы хотите сказать этим материалом, — вы близко к определению темы. А если понятно, ради чего развивает­ся тема, какого результата, воздействия на зрителя вы хо­тите добиться, — можно сформулировать идею вечера.

Отсутствие одного из трех названных компонентов тормозит дальнейшую работу над сценарием и часто при­водит к неудачам.

Так, если клубные сценаристы берутся за перо, не зная ни темы, ни материала, определив только общую идею, ве­чер получается малоконкретным, декларативным, основ­ные положения остаются нераскрытыми, не запоминаются.

Когда не определена основная тема, то в сценарии, а впоследствии и на вечере только перечисляются не свя­занные между собой факты. Наличие одновременно нескольких тем, как уже отмечалось, мешает общему вос­приятию материала, зрителю становится скучно.

Иногда бывает, что у авторов не сложилась идея вече­ра. В таких случаях мы видим на сцене интересный материал, хорошо развивается тема, но вечер не затрагивает зрителя, ни к чему не зовет. Казалось бы, налицо все внешние признаки большой, общественно значимой работы, а основная идея, направленность не проявлены. Поэтому вечер никого не волнует.

Но указанными здесь тремя компонентами не ограничивается работа над замыслом клубного сценария. На этом этапе, когда определяется и уточняется содержание, начинают складываться отдельные элементы формы, без которых замысел не может быть полным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал