Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патриарх свободной Сибири






 

Этого седобородого старца

Не все ещё в Сибири знают,

Этого отца Сибири

Не все ещё почитают…

Эту песню алтайский шаман посвятил Григорию Николаевичу Потанину – вождю сибирского областничества. Этого человека и сейчас знают далеко не все сибиряки, не все почитают, хотя улицы некоторых сибирских городов, в том числе Иркутска, носят его имя. Рождённый в казачьем поселении на Иртыше, он всю свою долгую жизнь отдал служению Родине. Родиной для него была не Российская империя, а свободная Сибирь. «Да не покидайте своими чувствами нашей Родины – Сибири, – писал он своему знакомому, казачьему офицеру, отправлявшемуся слушать лекции в Петербургский университет. – Возвратиться и стать в ряды её патриотов да будет Вашей неотразимой мечтой».

 

НЕОБЫЧНЫЙ КАЗАК

 

Григорий Потанин родился 4 октября 1835 года в семье есаула Сибирского казачьего войска Николая Потанина. Есаул Николай Потанин в 1829 году сопровождал кокандское посольство, возвращавшееся из Петербурга, и написал отчёт о путешествии в Кокандское ханство. Его записи были опубликованы в «Военном журнале», а позже перепечатаны в «Вестнике Императорского Русского Географического общества». Так что страсть к путешествиям и научным изысканиям была у Григория в крови. Любимой книгой его детства был «Робинзон Крузо», и он мечтал о морских путешествиях, но жизненный путь сословного казака предопределён с рождения – в одиннадцать лет Гришу Потанина отдали в Сибирский кадетский корпус в Омске.

Потанин не был лихим рубакой, по традиционным меркам он являлся весьма плохим казаком – шашку и нагайку ненавидел и ни разу не пустил их в дело. Зато преуспел в верховой езде и после окончания корпуса совершил своё первое путешествие. Восемнадцатилетний хорунжий Потанин вызвался сопровождать в пограничный китайский город Кульджу жалованье для русского консульства в виде серебряных слитков. В нём проснулся инстинкт кочевника. В дороге он вёл путевые записи и собирал растения для гербария. Молодой казачий офицер мечтал оставить службу и заняться наукой, но «казаки – крепостные государства», и ему всю жизнь предстояло провести в войске. К счастью, о необычном казаке услышал известный путешественник Пётр Семёнов-Тянь-Шанский, хотя в то время он ещё не получил знаменитой приставки к своей фамилии. Будущий председатель Географического общества нашёл в Омске Потанина и убеждал его поступать в Петербургский университет. Пришлось симулировать болезнь – грыжу, и в 1857 году сотник Сибирского казачьего войска Григорий Потанин вышел в отставку.

Весной следующего года он приехал в Томск и пришёл к политссыльному Михаилу Бакунину, привезённому недавно из Шлиссельбурга. Будущий великий анархист приветил отставного казака, давал ему книги из своей библиотеки, которую купил у декабриста Батенькова, а на дорогу в столицу выпросил для него у местного богача сто рублей и снабдил рекомендательными письмами к издателю «Московских ведомостей» Михаилу Каткову и к своим двоюродным сёстрам. «Милые сёстры, посылаю и рекомендую вам сибирского Ломоносова, казака, отставного поручика Потанина, оставившего службу для того, чтобы учиться. Он – молодой человек, дикий, наивный, иногда странный и ещё очень юный, но одарён самостоятельным, хотя ещё и неразвитым умом, любовью к правде, доходящей иногда до непристойного донкихотства, говорит и делает странные дикости, но всё со временем оботрётся. Главное, у него есть ум и сердце. Потанин так горд, что ни за что в мире не хотел бы жить за счёт другого. В нём три качества, редкие между нами, русскими: упорное постоянство, любовь к труду и, наконец, полное равнодушие ко всему, что называется удобствами и наслаждениями материальной жизни. Надеюсь, что он не пропадёт в Петербурге и в самом деле станет человеком. Приласкайте его, милые сёстры, не откажите ему ни в совете, ни в рекомендации».

Так встретились вождь мирового анархизма и вождь сибирского областничества. Потанин много вынес из бесед с Бакуниным, и прежде всего идею федерализма, противостоящую государственной централизации. Вместо государства с единым центром анархизм предлагает союз областей, городов, общин, который в конечном счёте должен упразднить государство и власть. Потанину всю жизнь везло на необычных людей, и прозорливый Бакунин в нём не ошибся.

 

ВЫСЫЛКА ИЗ СИБИРИ

 

Потанин поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и с увлечением слушал лекции по ботанике. Студенты-сибиряки создали своё землячество и жили в одной квартире. Выходец из Томска Николай Ядринцев, однокашник Потанина по кадетскому корпусу отпрыск ханского рода Чокан Велиханов, поэт Щербина делили с Потаниным хлеб, сыр и бутылку баварского пива в студенческие годы. Вместе слушали лекции украинского автономиста Костомарова и читали статьи сибирского областника Щапова. Молодые патриоты Сибири понимали, что их Родина – колония, причём штрафная колония. Из Сибири в Россию – золото, мех, лес, рыба, а из России в Сибирь – уголовники.

Университета Потанин не окончил. На третьем курсе он принял участие в студенческих волнениях и угодил в Петропавловскую крепость, где провёл два месяца. После освобождения решил вернуться в Сибирь, чтобы служить её просвещению и процветанию. Приехав в Омск, он принял участие в «казачьем деле» – вместе с несколькими молодыми офицерами составил проект нового Положения Сибирского казачьего войска и даже провёл казачье депутатское собрание. Потанин стал чем-то вроде казачьего народного трибуна. Вскоре он пришёл к выводу, что казачье войско – «не тот материал, из которого можно создать правильный общественный организм», и из «казачьего патриота превратился в патриота всей необъятной Сибири».

К тому времени уже сложился круг единомышленников, живших в Томске, Омске, Красноярске и Иркутске, которых потом назвали сибирскими сепаратистами. Читали публичные лекции, создавали детские пансионы, публиковались в газетах, ходили в экспедиции. «Мы никакой организации для пропаганды наших идей не основывали, – вспоминал Потанин. – но при случае мнения свои высказывали откровенно и с задором. Когда Бог пришёл к мысли, что Сибирь в будущем должна отделиться, он вызвал меня к существованию». В 1865 году в сибирских городах и в Петербурге арестовали 44 человека и свезли их в Омский острог. Началось «дело об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединённым Штатам».

На следствии Потанин отверг обвинения в возбуждении казачьего войска и в составлении прокламации «Патриотам Сибири», но признал, что его деятельность заключалась «в воспитании в сибирском юношестве местного патриотизма посредством идеи о будущем Сибири как независимой республики и в разработке этой же идеи в литературе и науке». В остроге он познакомился с польским повстанцем Яном Черским, который служил в омском батальоне и навещал арестанта в его узилище. Ссыльный поляк в офицерской библиотеке читал европейских философов и естествоиспытателей и в будущем стал знаменитым исследователем Восточной Сибири. Через три года заключения сепаратистам вынесли приговор. Потанин, как главарь, получил 15 лет каторги, но срок скостили до пяти. Остальные получили ссылку и поселение. Ядринцев вспоминал, что Потанин, узнав о приговоре, продолжал спокойно читать немецкую книгу. Он сам добивался сурового приговора, который был основан лишь на его «откровенном признании». Много лет спустя он объяснил своё поведение: «Я заявил, что я распространял сепаратистские идеи, что я убедил своих товарищей разделять мои мысли, что все к этой идее были увлечены мной. Своим признанием я набросил сепаратистский плащ на всю компанию и дал окраску всему делу. Если бы я не сделал «откровенного признания», могло бы кончиться так, что мои друзья Ядринцев, Шашков и другие потерпели бы больше меня, а между тем я считал себя коноводом».

15 мая 1868 года над Потаниным была совершена гражданская казнь, как раньше поступили с Чернышевским, – ввели на эшафот и привязали к позорному столбу, затем заковали в кандалы и отправили в Свеаборгскую крепость. Ядринцева сослали в Архангельскую губернию. Сибирских патриотов выслали из Сибири. На 33-м году жизни отставной сотник Потанин оказался в Свеаборге и провёл там пять лет «от звонка до звонка». В крепости он за все годы не написал ни одного письма, отказался от права переписки. Осенью 1871 года его каторжный срок закончился, и Потанина сослали в Вологодскую губернию, откуда он написал первое письмо ссыльному Ядринцеву.

 

НЕНАПИСАННЫЙ УЧЕБНИК

 

В течение нескольких лет друзья развивают в письмах областнические идеи. Потанин обращает внимание Ядринцева на швейцарскую конфедерацию. «Я хочу написать статейку, чтобы показать, как хорошо бывает в маленьких государствах, где все общественные деятели знают друг друга, где масса близко стоит к домашней жизни своих вождей, где общественный деятель действует не как теоретик, часто далёкий от жизни, а как участник местной жизни, где для каждого в общественных делах существует самый проницательный контроль».

В ссылке Потанин пришёл к окончательному выводу, что бюрократическая централизация есть великое зло, что имперское сознание нивелирует все местные особенности и интересы. Пробудить любовь к малой родине может только педагогика, и Потанин работает над учебником родиноведения. Сначала ребёнок должен узнать и полюбить свой город или село, затем область и лишь потом страну. Причём для каждой области должен быть свой учебник, чтобы ребёнок, родившийся на Камчатке, не натыкался на первой же странице на описание тушканчиков и бизонов, а степняк Херсонской губернии – на рассказ о белом медведе. Учебник родиноведения должен прежде всего описывать окрестности того города, в котором он написан, близлежащее озеро, леса, поля, животных и птиц в соседнем бору, пристань, лесопилку, винокуренный завод, фабрику и местную общественную жизнь. Сто тридцать лет прошло, но учебников родиноведения до сих пор нет, и живём мы, как иваны, не помнящие родства, потому по сей день и остаёмся колонией, платим Москве ясак, какой и монгольским ханам не снился.

За спиной Потанина и Ядринцева было уже по девять лет тюрьмы и ссылки, когда они решили подать на высочайшее имя прошения о помиловании. Для них в этом не было ничего зазорного. Не только декабристы и народники, даже Александр Ульянов просил о смягчении своей участи, а сибирские областники даже и революционерами в обычном смысле этого слова не были. Они были реформаторами, просветителями, либералами и никогда не стремились к вооружённому захвату власти. В августе 1874 года Потанин получил помилование и уехал в Петербург. Уехал не один. Его товарищем по ссылке был студент Лаврский, и Потанин женился на его сестре Александре, часто навещавшей брата. Прожили Потанины вместе до её смерти, не расставаясь даже в многомесячных путешествиях по Монголии, Алтаю, Китаю и Тибету.

 

САМЫЙ ЗАКОСНЕЛЫЙ СЕПАРАТИСТ – КЛИМАТ

 

Потанин совершил шесть экспедиций, и его имя стоит в одном ряду с именами Пржевальского, Козлова, Кропоткина, Черского, Цыбикова и других. Пржевальский и Потанин делали одно дело, но по-разному. Первый был военным человеком до мозга костей, недаром монгольские кочевники прозвали его «толстым строгим генералом». Он воплощал собой дух вооружённого первопроходца, колонизатора, был сродни героям Киплинга с их имперским сознанием. Это – искренний патриот Отечества, лояльный к режиму и стремящийся к славе и мощи своей страны. Пржевальский ходил в экспедиции во главе хорошо вооружённого отряда. Потанин же любил Отчизну «странною любовью», находился в оппозиции к власти и ставил интересы человека выше интересов империи. Ему претили шовинизм и насилие во имя лучшего будущего. Эту гуманистическую традицию потом продолжил Рерих.

За своими научными изысканиями Потанин не забывал областнических идей. Он активно сотрудничал в «Сибирской газете» и в «Восточном обозрении», являвшихся трибуной областников. В них, к примеру, публиковались такие шутки: «Изречения Сибирского Диогена. Почему то, что в России называется уездом, в Сибири носит название округа? Потому что из первого цивилизаторы уезжают, дабы во втором округлить свои животишки». Изучая природу Сибири, Потанин образно выразился, что «самый упорный и самый закоснелый сепаратист – климат». Газету «Восточное обозрение» начал издавать в Иркутске Ядринцев. В первом номере, вышедшем 1 апреля 1882 года, было открыто заявлено: «Область – вот девиз, с которым мы выходим среди других органов русской печати». Областники добивались введения в Сибири земского самоуправления, свободы слова и печати, свободы личности и прекращения ссылки в свой край.

Когда Потанины переселились в Иркутск, это был один из самых просвещённых городов Сибири. Здесь появилась первая в крае частная газета, открыта первая картинная галерея, отсюда на запад поставляли золото, соболей, чай, на начальное образование Иркутск тратил больше, чем Москва и Петербург. Потанин говорил, что Иркутск был «самым музыкальным городом Сибири», и не случайно его называли «сибирскими Афинами». В Сибирском отделе Географического общества работали многие политссыльные – геологи Чекановский и Черский, исследователи фауны Байкала Гордлевский и Дыбовский, известный народник-землеволец Дмитрий Клеменц. Потанин стал душой Сибирского отдела.

В 1893 году во время экспедиции в Китай скончалась жена и друг Потанина Александра Викторовна. Летом следующего года в Барнауле погибает Николай Ядринцев. Ещё раньше ушли из жизни другие областники – Николай Щукин, Афанасий Щапов, Серафим Шашков, казачий офицер Фёдор Усов. Потанин остался один. Не найдя общего языка с новым редактором «Восточного обозрения» Иваном Поповым, он в конце 1901 года уезжает из Иркутска в Красноярск, затем в Томск, где стараниями его покойного друга Ядринцева был открыт первый в Сибири университет. В Томске он заводит знакомства среди политических – эсеров и кадетов и даже живёт на квартире юриста Петра Вологодского, в то время члена партии социалистов-революционеров, а в будущем – премьера сибирского правительства. 12 января 1905 года в сибирских городах отмечался Татьянин день – 150-летие Московского университета. Накануне пришла весть о Кровавом воскресенье – расстреле рабочих в Петербурге. На банкете выступили социал-демократы и эсеры, и банкет превратился в митинг, принявший резолюцию о всеобщей политической забастовке и свержении самодержавия. Потанин, как председательствующий на банкете-митинге, был арестован. Арестован через сорок лет после своего первого ареста и накануне своего семидесятилетия. Через месяц старый областник был освобождён и отдан под негласный надзор полиции.

 

АВТОНОМИЯ КАЗАЛАСЬ ВОЗМОЖНОЙ

 

Областничество было очень влиятельным течением в Сибири, хотя никогда не было организовано и идеологически оформлено. Потанин многократно заявлял, что областники – не партия, а союз партий. Они были противниками державы с её сверхцентрализацией, и среди них были представители разных политических сил – социалисты-революционеры, конституционные демократы. Потанин поначалу даже к социал-демократам относился сочувственно, но не к российским, а к сибирским. 28-29 августа 1905 года в Томске на квартире Вологодского состоялся съезд Сибирского областного союза, большинство на котором составляли эсеры. Отделения союза существовали в Томске, Красноярске, Омске, Иркутске, Мариинске. А 20-22 октября в Томске произошёл черносотенный погром. Городское быдло во имя «Веры, Царя и Отечества» сожгло здание управления железной дороги вместе с забаррикадировавшимися там людьми, разграбило Народный дом и общественную библиотеку. Газеты много дней печатали списки погибших, пропавших, неопознанных. Потанина, к счастью, в эти дни не было в Томске. Он позже писал, что «руководители томских вандалов вдохновились ненавистью к просвещению и науке».

Отношение Потанина к царю и Отечеству известно. Как же он относился к вере? Григорий Николаевич был убеждённым противником духовных миссий, их деятельности среди «инородцев». Он считал, что государственная религия стесняет культурное развитие народа, не принимал насаждения любой веры – христианства, ислама или буддизма, ибо это заглушает языческую культуру, обладающую самоценностью для создавших её народов, для их языка, обычаев, письменности.

Патриарх Сибири жил в Томске в большой нужде. За свою научную работу он получал пенсию в 25 рублей в месяц. Кроме этого, он жил на скромные гонорары от газеты «Сибирская жизнь». А ведь в руках первого почётного гражданина Сибири бывали немалые суммы. После поражения революции 1905 года в Сибирь было сослано около 100 тысяч человек, и Потанин собирал и передавал им деньги. При этом одинокий старец в залатанной шубе кочевал с квартиры на квартиру, и у него часто не было даже куска хлеба. Честная бедность – удел многих достойных людей.

Он не уставал проповедовать свою идею. Желанная автономия Сибири казалась такой возможной! Империя с сотнями миллионов подданных неспособна обеспечить развитие каждой личности, нужно преобразовать крупные централизованные государства в союзы регионов, областей, общин, создать конфедерацию свободных земель. У него было немало последователей. В Третьей Государственной Думе интересы Сибири представляли 14 депутатов во главе с Н.В.Некрасовым. Для сравнения, только Киевская губерния была представлена пятнадцатью депутатами, а ведь её масштаб и население не идёт с Сибирью ни в какое сравнение. Депутаты-сибиряки пришли к выводу, что их Родине нужен собственный парламент.

В 1915 году Сибирь отмечала 80-летие своего вождя. Томск и Красноярск избрали его почётным гражданином. Он был провозглашён также почётным гражданином Сибири вместе с томским городским головой А.И.Макушиным и эсером-юристом П.В.Вологодским. Восьмой сибирский врачебно-санитарный отряд, уходивший на германский фронт в день рождения сибирского патриарха, был назван Потанинским. Его именем назвали улицы в Томске и Новониколаевске (Новосибирске).

 

ПОД БЕЛО-ЗЕЛЁНЫМ ФЛАГОМ

 

В феврале 1917 года пала монархия. Революция была праздником. В Томске прошёл военный парад, и знаменосцы склоняли войсковые знамёна над головой Потанина, внесённого офицерами вместе со стулом на портик в центре Соборной площади. В эти дни Потанин напоминает обществу о необходимости увековечить память борцов за свободу и процветание Сибири. Она буквально усеяна заброшенными могилами декабристов, петрашевцев, польских повстанцев, нечаевцев, народовольцев, эсеров, социал-демократов. Да только ли могилы революционеров запущены! В Иркутске забыта могила бурятского просветителя Доржи Банзарова, в Тюмени потеряно место захоронения путешественника по Камчатке Стеллера.

1 мая 1917 года в Томске среди красных знамён впервые взвилось бело-зелёное знамя областнической Сибири. Временное правительство унаследовало от царизма великодержавные амбиции и было напугано призраком сибирского сепаратизма. Активно выступили против сибирской автономии и большевики. Потанин быстро разглядел в большевиках злейших противников свободы. «Будет в столице одна палата из 600 членов (конечно, большевиков), которая и будет править государственным кораблём, – пророчески пишет Потанин. – А нам, как обладающим «несовершенным умом», большевики скажут: ваша автономия не простирается дальше тротуаров и уличных фонарей. Большевики ставят доктрину выше человеческой жизни». Он заявлял, что идеальный государственный строй – это тот, при котором все люди станут «вполне развитыми индивидуальностями», а «большевизм не доверяет анархии жизни». Никакая власть не имеет права превращать одну из частей государства в отвал нечистот и отбросов, накопившихся в другой его части. Борьба за интересы одного класса, которую ставят своей целью большевики, не может быть, по мнению Потанина, названа долгом человека. Большевики хотят дать каждому рабочему на обед «курицу в супе», забывая при этом все другие потребности человека.

8 октября 1917 года в Томске открылся Первый областной сибирский съезд. В университетской библиотеке висело бело-зелёное знамя с надписью «Да здравствует автономная Сибирь!», на съезд прибыло 183 делегата из 17 городов и 2 сёл. Здесь были кадеты, эсеры, меньшевики, народные социалисты, члены алтайской инородческой партии «Алаш» и даже по одному представителю от большевиков и бундовцев. В зале сидели рабочие и крестьяне, солдаты и офицеры, чиновники правительственных учреждений и интеллигенция, промышленности и священники, торговцы и скотоводы. Эсеров было больше других – 70 человек. Съезд был представлен русскими, поляками, украинцами, татарами, казахами, евреями, немцами, бурятами, алтайцами и телеутами. Григорий Потанин открыл съезд. Советы, комитеты местного самоуправления и земские организации поддержали автономию Сибири, а вот меньшевики ушли со съезда. У них были свои планы устройства страны, хотя было и исключение – иркутский меньшевик Алексеев заявил, что «социал-демократы со своей стороны поддерживают стремление к областной автономии Сибири». Съезд решил создать Временный Сибирский областной совет и объявить Сибирь автономной областью Российской республики. Вскоре была создана Сибирская областная Дума – тот самый местный парламент, о котором много лет мечтал Потанин. Но в январе 1918 года большевики разогнали в Петрограде Учредительное Собрание, а вскоре и Сибирскую Думу. Они захватили Временный областной совет, и Потанин в знак протеста вышел из его состава.

Свобода Сибири была неугодна любой власти. Когда эсеры-областники при поддержке чехов свергли большевиков, пришёл Колчак, установивший военную диктатуру. Сибирское правительство было разогнано. Колчаку не нужны были ни областники, ни эсеры, ни члены Учредительного Собрания. Одних убили, других посадили в тюрьмы, третьи ушли в подполье. Старик Потанин тихо жил в Томске, он был уже очень болен. Он с болью следил за событиями, ведущими к гибели его мечты. Две государственнические силы терзали его родину. Когда в августе 1919 года Красная Армия подошла к Томску, в «Сибирской жизни» появилось обращение: «К оружию, граждане! Банды большевистские у ворот! Сдержать или умереть! Иного выхода нет! Я дряхлый старик, но я с радостью пойду туда, куда признают возможным меня взять. Г. Потанин».

В марте 1920 года чекисты расстреляли редактора газеты «Сибирская жизнь» Александра Адрианова, друга Потанина и его спутника по монгольской экспедиции. Ему было 67 лет. Потанина спасла от той же участи смерть. Он скончался 30 июня 1920 года, не дожив до 85 лет трёх месяцев. Большевики не могли игнорировать это событие и посвятили великому сыну Сибири такой вот некролог:

«Вчера утром умер Г.Н.Потанин. Он был в стане наших врагов. Как общественный деятель Потанин может лишь вызвать чувство отвращения, негодования рабочих и крестьян. Он являлся орудием в руках белой своры. И мы говорим о нём не как об общественном деятеле, а как об учёном, исследователе и путешественнике. И теперь, когда мы получили известие о его смерти, мы отбрасываем прочь тот вред, который он принёс рабочему классу».

Они любить умеют только мёртвых.

Потанин встретил смерть в полном сознании. Вот его последние слова:

– Вот я умираю. Жизнь кончена. А мне жаль. Хочется ещё жить. Интересно очень. Хочется знать, что будет дальше с милой Россией.

Как хорошо, что он этого не увидел.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал