Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и периодизация философии Нового времени






 

XVII век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, называемой «философией Нового времени». Новое время — это эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII, XVIII и XIX вв. Условно началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 года, которая ознаменовала собой начало нового перио­да — эры буржуазных отношений или ин­дустриальной цивилизации. Эпоха называется Новой потому, что именно в XVII в. сформировались новые исторические реалии.

Фи­лософия Нового времени продолжила идеи, созданные в эпоху Возрождения. Но если философия эпохи Возрождения была только оппозицией схоластики, то философия Нового времени – это уже программное выражение нового мировоззрения, в котором главной целью является человек. Если эпоха Возрождения утверждала: «человек свободен и равен Богу», то в XVII веке этот лозунг начинает звучать так: «человек – это малое звено в великом механизме природы и должен жить по её законам».

Философия Нового времени обращается к исследованию природы материального мира. В центре её внимания находится природа как субстанция, процесс её познания. Философия провозглашается наукой, призванной установить истину. Характерной чертой философии Нового времени является вера в разум человека, познающего и изменяющего природу.

Новое время – это период философского осмысления второй научной революции.

Первая научная революция произошла приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции. Её результат – формирование первой научной картины мира (которую можно назвать древней, или античной, или геоцентрической, или пантеистиче­ской, или аристотелевской) и становление рационалистического мировосприятия, которое породило философию как пранауку. Эта картина мира с небольшими изменениями, вносимыми в нее по ходу дальнейшего разви­тия науки, существовала приблизительно две тысячи лет. Эпоха Возрождения и, особенно, Нового времени – время грандиозной смены древней научной картины мира но­выми представлениями, которые привели в XVI-XVII вв. к новой научной революции, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира. Когда мы говорим о науке, то речь идет, прежде всего, о естествознании, то есть о науках, которые изучают природу (аст­рономии, физике, химии, биологии и др.). Вторая научная картина мира часто называется классическим естествознани­ем. Ведь в древности никакого естествознания в полном смысле слова не было, так как не было отдельных наук (их все за­меняла философия). В Новое время эти науки появились, а значит, появилось естествознание, которое быстрыми тем­пами достигло больших успехов, заложило прочный фунда­мент всего последующего научного знания. Оно называется классическим потому, что является первым, основным, исходным, образцовым, эталонным.

Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ мироздания, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Основной чертой первой, или древней, науч­ной картины мира был геоцентризм Птолемея, где в центре находится неподвижная шарообразная Зем­ля, а все планеты и звезды движутся вокруг неё.

Вторая научная картина мира ознаменовалась открытием Коперника в начале XVI века, который сделал необыкновенно смелое для своего време­ни предположение о том, что Земля – это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими враща­ется вокруг настоящего неподвижного центра мироздания – Солнца, поэтому его теория стала называться гелиоцентризмом. Коперниковская тео­рия наносила сокрушительный удар по религиозным сред­невековым представлениям. Ведь они, вслед за Птолемеем, рисовали Землю неподвижным центром мироздания. И, кро­ме того, считалось, что ад, где мучаются после смерти греш­ники, находится под землей, а рай, где блаженствуют правед­ные, — на небе, то есть ад и рай расположены на противополож­ных концах мироздания. У Коперника же получилось, что Земля самодвижется по небу вокруг Солнца, а значит, ад, ко­торый находится под землей, расположен на небе, рядом с раем, чего никак не может быть по религиозным представле­ниям. Переворот Коперника озна­меновал собой новую эпоху в развитии науки, явился началом глобальной смены научных представлений, исходным пунктом второй научной революции, а соответственно, и нового миропонимания.

Важной особенностью первой или древней научной картины мира был пантеизм, то есть представление о мироздании как об огромном живом и разумном организме, подобном человеку, только намного превосходящим его сво­ими временными и пространственными масштабами. В мире все разумно, целесообразно и гармонично, считали древние. Вселенную пронизывает некая духовная сила, которая и дела­ет все вокруг прекрасным и упорядоченным.

Наука Нового времени утвердила иной взгляд на мир, по которому он представляет собой не живой и разумный орга­низм, а грандиозный, неживой и неразумный механизм. А стройность, упорядоченность и гармония мироздания объяс­няется тем же, чем гармония и стройность любого механизма: четкой подгонкой всех его частей друг к другу, точными разме­рами, правильным расчетом, грамотным устройством и безу­пречной работой. Любой механизм состоит из элементов, между которыми действуют неизменные силы, подчиняющиеся определенным законам. Эти тела, силы и неизменные законы делают механизм упоря­доченным и гармоничным. Надо только открыть механические законы взаимодействия тел и все объяснить с помощью этих естественных законов. Дан­ные законы должна открывать и исследовать специальная нау­ка – механика, которая и стала одной из главных в классическом естествознании.

Наиболее выдающимся представителем механики и во­обще второй научной картины мира был Исаак Ньютон, и если первая науч­ная картина мира часто называется аристотелевской, то вторую называют ньютоновской. Он сформулировал три за­кона механики, которые являются классическими, до сих пор составляют её основу, и изучаются в школьном курсе физики. Поскольку главным в объяснении мира стало установле­ние его механических законов, а они выражаются и записыва­ются математически, то естествознание Нового времени заго­ворило на языке математики. И если в ан­тичности роль всех наук, как правило, выполняла философия, то в Новое время эту роль стало выполнять естествознание: физика, химия, биология и др.

Представление, пришедшее на смену античному пантеизму, по которому мироздание является грандиоз­ным механизмом, называется механицизмом.

Эти обстоятельства оказали существенное влияние на развитие философии, определили ее ключевые проблемы и способы их решения. Познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой — главная задача но­вой науки и философии.

Во второй половине XVII и XVIII веках оформилась основная установка философии Просвещения. С приходящейся на XVIII век историко-культурной эпохой Просвещения связана известная переориентация философской мысли Нового времени с природы на человека и общественные условия его жизни. Просвещение – это идеологическая про­грамма широкого общественно-политического движения, высту­павшего за совершенствование человека и общества на основе разума и успехов в развитии науки и техники. Это движение получило наиболее широкое распространение во второй половине XVIII столетия во Франции. Основные положения просветительской программы следующие:

а) учение о невежестве и незнании как главной причине и источнике бед и несчастий человека, которые приводят к тому, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Самой ужасной социальной язвой считали социально-экономическое неравенство, которое можно истребить единственным путём – просвещением широких народных масс (образование должно выйти из стен научных лабораторий и университетских аудиторий и стать достоянием основной части населения);

б) рационализм, суть которого можно передать формулой «законы природы суть законы разума». Правда, в своих представ­лениях просветители идут не от разума к природе, а наоборот, полагают, что человек получает разум от природы и только потом самостоятельно им овладевает;

в) убеждение в наличии «естественных прав» у каждого че­ловека, основными из которых являются права на жизнь, свободу и равенство по отношению друг к другу;

г) вера в происхождение общества не по «воле божьей», а в результате «общественного договора» – добровольного, равноправного союза людей между собой, что отражает общий ра­зумный порядок вещей в мире применительно к человеку и обществу.

Отсюда вытекают основные особенности философии Нового времени.

1. С ветский характер. Философия решает мировоззренческие проблемы независимо от религиозного вероучения и без ссылок на церковные авторитеты.

2. Деизм. Основой философского мировоззрения становится учение, в соответствии с которым Бог создал материальный мир, дал ему законы, а далее не вмешивается в естественное течение его событий.

3. Поиск метода научного познания. Стратегической задачей считается теперь исследование природы и использование по­лученных знаний для практических целей человека.

4. Усиление материалистических тенденций. Ориентация философов на естествознание обусловила изучение оснований природы.

5. Метафизичность философии. Наиболее развитой наукой в этот период была механика – область знания, в которой проблема развития не рассматривается. Это стало одной из главных причин отказа философии от диалектических идей эпохи Возрождения, что выразилась:

а) в механицизме – установке, в соответствии с которой с помощью законов механики можно объяснить любые явления;

б) в представлении о возможности полного и исчерпывающего познания мира, получения окончательной истины.

6. Рационализм. Утверждение культа человеческого разума, способного как раскрыть любые тайны мира, так и наилучшим образом организовать общественную жизнь, что надолго определило развитие всей западноевропейской философии.

7. Профес­сионализация философии. В Новое время философия превращается в особую сферу человеческой деятельности, которая обладает особым терми­нологическим языком, изучается отдельной группой людей, объединенных в профессиональное сообщество со своими пе­риодическими изданиями, и становится обязательным предме­том преподавания и исследования в рамках университетов.

В философии Нового времени можно выделить следующие периоды.

1. Ранний (начало XVII в.). Новые тенденции в фило­софии Возрождения усиливаются. Натурфилософская и научная проблематика выходит на первый план. Основные представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт.

2. Научной революции (XVII в.). Строго говоря, начинается он несколько раньше — в конце XVI в., но всесторонняя трансформация традиционных представлений о мире и человеке и оформление новой (первой научной) картины мира происходит только к концу XVII века. Представители: Б. Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм.

3. Просвещения (XVIII в.). В Европе распространяется идеология Просвещения – оригинального культурно-философского феномена Нового времени. Представители: Ш. Монтескьё, Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, М.Ж.А. Кондорсе, Д. Дидро, П. Гольбах, К.А. Гельвеций, Ж.О. де Ламетри и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал