Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные философские направления XVII – XVIII ВВ.






 

Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием других философских направлений, формированием целостных философских систем – дуалистических, пантеистических, обьективно-идеалистических, субьективно-идеалистических.

Мыслители XVII в., ориентированные на материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, а также Дж. Локк) рассматривали материю как вещество, из которого состоят предметы, как сочетание ограниченного числа элементов.

Исходный тезис материализма – понятие «материя» – Ф. Бэкон выводит из учений древних материалистов, призна­вавших происхождение вещей из одного единственного на­чала. Первородная материя есть «материя, обладающая формой и одаренная мно­гими определенными свойствами»; «пер­вобытная материя, первобытная форма и даже первое нача­ло движения связаны неразрывно»; она должна быть «облече­на в известную форму, одарена известными определенными свойствами и устроена так, чтобы всякий вид силы, качества, содержания, действия и естественного движения мог быть ее последствием и ее предупреждением». Бэкон считает, что составными элементами всех материальных тел являются многокачественные простые натуры (так он называл свойства тел: плотность, теплоту и др.), находящиеся в движении. Из сочетания простых натур свойств состоит каждая вещь (сложная субстанция). Познавая простые свойства, можно познать формы, которые Бэкон называл причинами существования материальных тел, их сущностями, то есть законами природы. Он вскрывает противоречивый характер материи, считая, что философия должна представить способ объяснения противоположных свойств природы. Во Вселенной, по Бэкону, «встречается бесчисленное множество вещей про­тивоположных и противоборствующих», которые борются одно с другим, взаимно ослабляют или разрушают друг друга. Бэкон выводит все эти противопо­ложности из одного и того же материального начала, как из одного источника. Материя складывается и развертывается в пространстве между опре­деленными предметами без посредничества пустоты: «в мире нет и не мо­жет быть места, не занятого веществом по причине беско­нечности материи и пространства». Из бесконечности пространства и материи Бэкон выво­дит, как следствие, многочисленность миров. В материальной основе всего сущего Бэкон видит многообразие действующих в при­роде сил (ему присуще динамическое понима­ние материи, а не чисто механическое). Природа изначально наделена у него богатством жи­вых сил, форм, красок. Движение Бэкон трактует как изменение, но само понятие изменения он толкует механистически. Однако «динамический» взгляд на материю – только тенденция мысли Бэкона, а не последователь­но разработанное учение.

Т. Гоббс систематизировал философию Бэкона, придавая метафизическому матери­ализму XVII в. классическую механистическую форму. Его материализм проявляется и в критическом анали­зе онтологического доказательства бытия Божия. Он признавал материальность мира, первичность материи и вторичность сознания, считая, что материя вечна, а отдельные тела возникают и ис­чезают, но он отрицал существование первоматерии. По его мне­нию, реально существуют лишь конкретные вещи. Все материальные тела обладают протяжением, фор­мой и имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Яв­ляясь механистическим материалистом, он давал материи чис­то количественную характеристику (протяжение, форма, объем). Движение материи признавал, но только механичес­кое, то есть перемещение тел в пространстве. Сущностью материи он считал про­тяженность. Пространство представляет собой место, заня­тое тем или иным телом. Истинное пространство сплошь занято телами, чистой протяженности нет. Он критиковал по­ложение Ньютона о пространстве как вместилище тел, но ут­верждал, что время существует не объективно, а только в разуме и памяти человека. Пространство – это лишь представление человека: «мнимое про­странство» – явление сознания. Время тоже существует только в сознании. Природу Гоббс рассматривал как совокупность протяжен­ных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Ничего бестелесного не существу­ет. Бестелесная субстанция такое же противоречие, как бесте­лесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя – субъект всех изменений. Все тела, как и присущие им качества, а также изменения, происходящие в телах, образуются движением материальных элементов. Высшие формы движения материи он сводил к простейшей механической форме.

Особые представления о материальных предметах и их свойствах – «первичных и вторичных качествах» – были разработаны Дж. Локком. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идея первичных качеств возни­кает благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства, массу, движение и т.д., считая их объективно существующими. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не свойствами вещей, а результатом человеческих восприятий. Возникновение вторичных качеств в определяющей степени связано со спецификой наших органов чувств, – восприятие запаха, цвета, вкуса и т.д. Эти свойства являются тем, что существуют и зависят от деятельности наших органов чувств и образуются в нашем со­знании на основе различных сочетаний первоначальных ка­честв.

В XIII в. (Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри и др.) представления о материи усложнились. Конкретные вещи рассматривались как проявления единой, вечной, несотворенной материи, обладающей внутренней активностью. Была обоснована диалектическая идея взаимосвязи материи и движения, в соответствии с которой мир находится в состоянии постоянного изменения; признавалось развитие (трансформация) природы. Материалистические установки в XVII-XVIII вв. не распространялись на понимание общественной жизни; утверждалось, что ход истории определяется решениями людей, руководящих своим разумом.

В дуалистическую концепцию Р. Декарта вводилось представление о двух равнозначных и не зависимых друг от друга основах бытия субстанциях – телесной (протяженной) и духовной (мыслящей). Субстанция – это основа всего существующего (первоначало мира), которая проявляется в самых разнообразных вещах и явлениях. По определению Декарта, субстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение подпа­дает только Бог. Но он находится за природной сферой, где выделяются вещи, нуждающиеся в участии только Бога (это и есть субстанции в природе), и вещи, нуждающиеся в участии иных божественных творений (это атрибуты и качества). В природном мире, согласно Декарту, есть две cубстанции: духовная (substantia cogitas) и материальная (substantia extensa). Первая неделима, ее основной атрибут – мышление. Модусы мышления – воображе­ние, чувство и желание. Вторая – делима до бесконечности, а её основной атрибут – протяженность. Модусы про­тяженности – фигура, положение, движение. Эти субстанции не­зависимы друг от друга (дуализм). Согласовываются они между собой Богом. Материальную субстанцию Декарт соотносит с природой. Её законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует ду­ши, способные мыслить. Она изначально содержит в себе определенные фундаментальные представления, поэтому души имеют врожденные идеи (идею Бога, постулат «из ничего не происходит ничего», идею чисел и др.).

Пантеизм в философии Нового времени представлен учением Б. Спинозы. Он считал, что основой мира является единая субстанция. Субстанция есть то, что является причиной самой себя. Она не сотворена никем, но непрерывно творит новое из себя самой. Природа слита с Богом, поэтому её можно назвать Богом. Отождествление Бога с природой – это пантеистический монизм. Первоначало одно, но у Спинозы это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духов­ная сущность, выступающая причиной всего бытия. Единая субстанция имеет два важнейших атрибута – мышле­ние и протяженность. Сотворённые природой единичные вещи и модификации атрибутов природы Спиноза называет модусами (видо­изменения) субстанции, которыми являются все протяженные предметы и мысля­щие существа. Человек – часть природы, а значит один из её модусов. Душа человека – проявление (модус) атрибута мышления, а его тело проявление (модус) атрибута протяжённости. Как модусы атрибутов единой субстанции, душа и тело едины, это единство делает возможным познание. Модусы мышления согласованы с модусами протя­женности и зависят от божественной субстанции. Движение же не является атрибутом субстанции, она может находиться в состоянии движения или же абсолютного покоя. Всё в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного не сущест­вует (механистический детерминизм). Причем детерми­низм он распространяет не только на природу, но и на сферу че­ловеческих поступков, вызываемых аффектами (чувствами). Человек, будучи модусом природы, подчинён необходимости. Но, обладая душой как модусом мышления, он может познать природу, понять необходимость и следовать ей, подчиняя свои страсти и стремления законам природы. Сво­бода, по мнению философа, есть осознанная необходимость, единство воли и разума.

Согласно объективно-идеалистическому учению Г.В. Лейбница, в основе мира лежат не одна и не две, а множество субстанций («монад» – от греч. «единое», «единица») – нематериальных, непространственных и неизменных. Монада – нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна. Активность её состо­ит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не восприни­маются, только разумом. Мир монад – это мир истинно сущего (умопостигаемый мир). Наряду с умопостигаемым миром монад, существует чувственный, феноменальный мир, как чувственное выражение мира монад. Свойства монад: 1. Монада – простая неделимая субстанция. 2. Монад субстанций бесконечное множество, они бывают разного вида: «голые монады» образуют неорганическую природу, монады животных обладают ощущением, монады человека (души) обладают сознанием и памятью, высшая монада – Бог. 3. Монады имеют духовный характер, они активны и обладают четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием и представлением. 4. Каждая монада индивидуальна и представляет весь мир в себе. Она не зависит от других монад. Монады абсолютно замкнуты (по выражению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло выйти туда и оттуда войти»). Монады находятся во взаимной гармонии, которая преодолевает их изолированность. Лейбниц разрабатывал диалектические идеи: благодаря активности субстанций мир постоянно изменяется и развивается. Тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состояний.Это ведет к их развитию. Лейбниц, таким образом, обращается к диалектике. Развитие, согласно его взглядам, целесообразно, то есть направлено к предустановленной свыше гармонии. Он выделяет два различных типа причин развития: «действующие» – они порождают преобразования в соединениях монад (телах); и «целевые», или «фи­нальные» – это внутренние причины развития отдельных монад. Следовательно, всё в природе предстает наполненным активностью и жизнью. Всё движется и развивается. Монады не погибают, а, по­степенно видоизменяясь, образуют в своём непрерывном развитии иерархическую цепь живых существ: минералы – растения – животные – человек. Высшая ступень на этой лестнице эволюции жизни – Бог.

В XVIII в. формируются и субъективно-идеалистические концепции. Так, Дж. Беркли, опираясь на идеи Локка и одновременно критикуя их, утверждал, что первичных качеств вещей не существует, все качества вторичны, то есть являются результатом человеческого восприятия. Из этого следовало: реально только то, что воспринимается человеком с помощью органов чувств. Следовательно, быть – означает быть воспринимаемым. Иными словами, мир есть совокупность человеческих ощущений. В реальности же вещей, не воспринимаемых с помощью зрения, слуха и т.п., человек не может быть уверен. К числу таких невоспринимаемых явлений, по Беркли, относится и материя как таковая. А это значит, что она не существует. С точки зрения Беркли, данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости отказаться от материализма и обратиться к религии, вере в Бога.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал