Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая культура педагога.






Лекция № 1

Раздел 1. Научно-теоретические основы становления и развития дисциплины «Основы природоведения и методика ознакомления с природой»

1.1. Введение в дисциплину «Основы природоведения и методика ознакомления с природой»

План

1. Введение в дисциплину.

2. Показатели компетентности студентов.

3. Содержание основных понятий.

4. Экологическая культура педагога.

5. Место методики ознакомления дошкольников с природой в системе наук.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является предметом исследования «Основы природоведения и методика ознакомления с природой»?

2. Что составляет теоретическую основу методики ознакомления дошкольников с природой?

3. Как связана «Теория и методика ознакомления дошкольников с природой» с другими науками?

4. Какие основные научные понятия современного естествознания лежат в основе разработки знаний, умений, навыков и определении форм и методов работы с детьми?

5. Что является источником развития методики ознакомления детей с природой как науки?

6. Охарактеризуйте методы исследования на примере анализа курсовой работы по методике ознакомления дошкольников с природой.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Колесников, С.И. Экология / С.И. Колесников. – Москва, 2007.

2. Лисенко Н.В. Екологічне виховання дітей дошкільного віку. –Львів: Світ, 1994. – 255с.

3. Маврищев, В.В. Основы общей экологии / В.В. Маврищев. - Минск, 2000.

4. Методика ознайомлення дітей з природою: Хрестоматтія. Укладач Н.М. Горопаха. – К.: Слово, 2012. – 432с.

  1. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева.- Москва, 2002. - 321 с.

7. Варивода, В.С. Методика экологического воспитания дошкольников в схемах и таблицах / В.С. Варивода. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 67 с.

8. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А Серебрякова. – Москва, 2006. Яришева Н.Ф. Методика ознайомлення дітей з природою. – К.: Вища школа, 2010. – 255с.

 

 

1. Введение в дисциплину «Основы природоведения и методика ознакомления с природой»

Содержание экологического образования - смена позиций в естествознании: биологический подход в мировоззрении сменяется новым – экологическим – взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

В современном мире особо остро встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию дошкольников, т.к. именно в дошкольные годы закладываются основы экологической культуры. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от экологической и методической грамотности педагога.

Программа курса «Основы природоведения и методика ознакомления с природой» базируется на результатах анализа исторического материала, современных научных исследованиях, передовом опыте семейного и общественного воспитания детей.

Учебный курс строится на основе интеграционных связей с другими учебными дисциплинами, а также в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Цель курса: овладение научными знаниями в процессе формирования у дошкольников представлений о предметах и явлениях природы; о содержании педагогической деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с живой и неживой природой.

Задачи курса:

· ознакомление с особенностями формирования представлений о живой и неживой природе у дошкольников разных возрастных групп;

· овладение современными методами, формами, средствами ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников;

· формирование навыков практической работы с дошкольниками, педагогами и родителями;

В эпоху современности свободное развитие личности невозможно вне связи с экологией. Без экологического видения мира нереально реализация человеческой сущности. При этом любые действия человека должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного воздействия человека на мир природы, являющейся частью ноосферы культуры Земли.

Проблема влияния природы на развитие личности человека представляет собой область широкого междисциплинарного исследования. Согласно определению, данному в Философском энциклопедическом словаре, понятие «природа» имеет три смысловых значения:

1. В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм;

понятие «природа» в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной.

2. В более узком смысле – объект науки, а точнее – совокупный объект естествознания («наук о природе»).

3. Наиболее употребительно толкование природы как совокупности естественных условий существования человеческого общества.

Понятие природы в двух последних ее смыслах, как считают современные философы (В.Ф. Бартов, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, В.П. Тугаринов), задают такое понимание системы «человек–природа», которое имеет в своей основе логику объект объектных и субъект-субъектных отношений в системе «индивид–среда». Согласно этому представлению, человек и природа разделены и противостоят друг другу. Они принимают на себя, в зависимости от конкретного предмета исследования, роль либо «субъекта», либо «объекта».

При этом в одном случае человек выступает как субъект, ак тивно воздействующий на природу и технологически ее преобра зовывающий в соответствии со своими потребностями и взгляда ми. В другом случае природа воздействует на человека, и он при нимает на себя страдательную функцию, т.е. сам выступает как объект, испытывающий на себе воздействие окружающей среды.

Таким образом, человек и природа оказываются внешними фак торами взаимодействия по отношению друг к другу. В этом слу чае для человека характерно потребительское отношение к при роде, включающее как персонализацию «пространственного мес та», так и беспощадную эксплуатацию окружающей природной среды и самого себя как природного явления.

Существование человека на планете неразрывно связано с природой. Успехи НТР, бурным и ошеломляющим развитием ко торой ознаменовалась вторая половина XX столетия, только на короткий период были восприняты цивилизацией с оптимизмом как торжество человеческого разума и предпосылка для даль нейшего развития на основе покорения природы. Разочарование в таком наступательном развитии пришло в этом же столетии, так как загрязнение окружающей среды, быстрое истощение природ ных ресурсов, неконтролируемый рост численности населения, разрастание мегаполисов, нищета и голод на фоне пресыщенно сти ясно обозначили угрозу надвигающейся экологической ката строфы. Природа из фона исторических событий все в большей степени превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. Для глубокого нравственного, осознанного понимания взаимодействия общества и природы стало необходимо активи зировать весь потенциал культуры: помочь человеку понять самоценность природы, а не только ее потребительскую значи мость.

К настоящему времени можно выделить три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и при роды.

Первое называется антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение дает основание рассматривать отношения человека и природы под углом зрения блага человека, который является ее господином.

Можно выделить несколько аспектов значимости природы в жизни человека.

Познавательная ценность природы. Наблюдая за особенно стями приспособления животных и растений к среде обитания, человек научился создавать предметы, машины, приборы, конст руктивные особенности и принципы действия которых заимство ваны у природы. Он замечал, что у животных, живущих в воде, как правило, форма тел овальная (рыба, утка), а на ногах имеются перепонки (утка, лягушка), и создавал аналогичные предметы для передвижения в воде (подводная лодка, корабль, ласты, весла).

Живые организмы, приспособившиеся к перелетам и имеющие для этого крылья (птицы, насекомые), лопасти (семена растений), «подсказали» человеку принцип создания самолета, вертолета, пропеллера. Животные, передвигающиеся в земле, как правило, имеют когтистые лапы (крот), особое строение головы (дождевой червяк), вибрирующие челюсти (роющая оса). Эти свойства при менены человеком при создании экскаватора, машины для про кладки тоннелей в земле, отбойного молотка и других механиз мов. Наблюдение за животными, меняющими цвет в зависимости от цвета окружающей их среды (хамелеон, камбала), помогло че ловеку в создании краски, меняющей цвет в разных условиях среды, очков, изменяющих тон стекла в зависимости от освеще ния.

Животные, передвигающиеся ночью, в темноте, имеют спо собность издавать особый звук (ультразвук) и тем самым опреде лять препятствия, не натыкаясь на них (летучая мышь). Наблюдая за этой особенностью, человек создал прибор для передвижения слепых людей (фонарь с ультразвуком, ультразвуковые очки с микрофонами в ушах).

Анализируя особенности поведения живых существ в зависи мости от изменения условий среды, люди научились предсказы вать погоду. По изменению поведения животных человек нау чился предвидеть стихийные бедствия. Наблюдая за тем, как не которые живые существа меняют свое поведение в неблагопри ятных условиях, человек научился определять качество среды.

Человек черпал знания у природы и стал могущественным, сильным. Однако, окрыленный успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место и биосфере. Человек биосоциален, поэтому он под чиняется как биологическим, так и социальным законам.

Эстетическая ценность природы. Природа – великий ху дожник. О красках и формах в природе можно говорить беско нечно. Это понимали и художники первобытного общества, которым очень хотелось рассказать сородичам о своем видении мира.

Они рисовали на стенах пещер с помощью глины, мела, угля.

Русскую природу воспели И. Шишкин, А. Саврасов, А. Куинджи, И. Левитан. Их картины – отражение красоты многоликой и ве личавой России, которая никого не может оставить безразличным.

Звуки природы послужили основой для многих музыкальных произведений. Так, удивительные звуки, производимые насекомыми, привлекли внимание композитора Н.А. Римского-Корса кова, и «Полет шмеля» он услышал в старом саду, когда работал над оперой «Сказка о царе Салтане».

Глубокое чувство родной природы наполняет произведения русских писателей. Вспомним живые картины лесов и степей, равнин и гор, проходящие перед нашими глазами при чтении книг Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, лирических зарисовок И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и других.

В стихотворении А.К. Толстого чувствуется широта и грусть русских раздолий:

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи!

Природа – настоящий храм красоты. И человек, прочувство вавший и понявший ее красоту во всем многообразии, наверняка станет оберегать ее как источник радости и счастья.

Нравственная ценность природы. Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Оздоровительно-гигиеническая ценность природы. Сово купность природных факторов действует на человека успокаи вающе, благотворно. Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ландшафтотерапия – все это источники здоровья, бодрости, оптимизма. Не говоря уже о том, сколько полезных свойств имеют многие растения, животные, помогающие нам справляться с тяжелыми недугами. По мнению психолога С.Д. Дерябо, взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом;

общение с природой может существенным образом спо собствовать гармонизации межличностных отношений;

контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который спо собствует психологической и социальной реабилитации;

взаимо действие с природой позволяет удовлетворить потребность ре бенка в самореализации. Например, когда ребенок устраивает аквариум, он выступает в роли творца, определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить. Ребенок соз дает «свой мир», в котором он самореализуется [4].

Однако в современном обществе доминирует объектно прагматическое отношение к природе, психологическая противо поставленность человека другим существам, субъектно объектный характер их восприятия. А.А. Гусейнов считает, что преобладает мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству [3].Кроме того, для современных жителей Земли характерны не которые стереотипы:

– эгоизм. Большинство людей, призванных принимать ответственные решения, преследуют личные интересы. Полити ки неохотно берутся за решение природоохранных меро приятий, поскольку они не сулят быстрых дивидендов, и это может повлиять на результаты выборов; а промышленники отклоняют любые предложения, угрожающие их прибылям и экономическому прогрессу;

– жадность. Когда приходится выбирать между выгодой и охраной природы – все решают деньги. Люди, ответствен ные за развитие тех или иных отраслей промышленности, всегда ратуют за минимальные природоохранные расходы;

– невежество. Большинство населения, в том числе чинов ники, занимающие высокие посты, не получают полноцен ного экологического образования. Принятие иных решений объясняется подчас не злым умыслом, а элементарным не вежеством;

– недальновидность. В отличие от других бедствий, эколо гические катастрофы надвигаются постепенно и незаметно.

Это мешает согласованным действиям, которые предотвратили бы непоправимую катастрофу.

Природа породила человека, наделила его разумом, речью, дала возможность трудиться. Жестокая эксплуатация природных ресур сов Земли способствовала преобразованию части биосферы в тех носферу. Почувствовав себя властелином Земли, царем природы, человек стал все больше и больше отделяться от матери-природы и забывать, что он – ее творение. Уверенный в своих силах и воз можностях, он противопоставил себя природе и стал обустраи вать свой земной дом в угоду своим интересам и потребностям.

Давление человека на природу привело к современному кризису, когда выживание цивилизации находится под угрозой.

Второе направление – натуроцентрическое. Первые «наброски» такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даосско-буддистского миропонимания, так и в философии (идеях Франциска Ассизского, сформулиро вавшего альтернативный взгляд на природу). Основу этого под хода составляет вера в добродетель смирения не только отдель ного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми фор мами жизни. Им утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе;

человек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий.

Примером такого подхода являются также «универсально космические» этические концепции, предписывающие мораль ный статус всему живому, культивирующие сентиментальное поклонение природе, ее романтизацию. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляется предметом благоговейного по клонения.

Основой натурфилософии и других близких к ней философ ских направлений явился анимизм: «… материя никогда неможет существовать и быть деятельной без духа, а дух – без мате рии» (Гете);

вся материя с самого начала рассматривается как живая (одушевленная):

Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. Тютчев) При кажущейся полярности отмеченные подходы имеют меж ду собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

Представители третьего направления – экоцентризма – пред принимают попытку сформулировать новую экологическую этику, основанную на глубоком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, включенности человека в такую взаимосвязь.

По мнению В.А. Ясвина, экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой харак терны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

2) восприятие природных объектов как полноправных субъек тов, партнеров по взаимодействию с человеком;

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодейст вия с природой [4].

Не случайно природа во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Ведь природа – колыбель человечества, а каждый человек – дитя матери природы, ее сын или дочь.

О мудром отношении к матери-природе свидетельствуют сло ва североамериканского индейца, сказанные почти двести лет назад о том, что все взаимосвязано в этом мире. Все, что случится с Землей, произойдет с ее дочерьми и сыновьями. Не человек свил гнездо жизни, он в нем лишь тонкая нить. Любой вред, ко торый человек наносит своему гнезду, он причиняет самому себе.

Такое понимание, к сожалению, чуждо современному человеку.

Одна из главных причин этого – его отчуждение от природы, обособление в технократическом мире, в городах и поселках с бетонно-асфальтовыми площадями и улицами, громадами много этажных домов с искусственным отоплением, освещением, водо снабжением, канализацией и другими достижениями цивилизации, с мощными средствами информации и передвижения – ав томобилями, поездами, самолетами, морскими судами, космиче скими кораблями.

Забыта народная мудрость, о которой говорил В.А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжествен ную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» [7, с. 245].

По мнению В.И. Вернадского, люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь неразрывно связана с природой, и человек явля ется частью природы. Эта планета – наш дом. Земля укрепляет нас, мы связаны с ней неразрывно.

Понятия «родное», «Родина» формируются в детстве. В душе ребенка запечатлевается окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. К. Паустовский пишет: «Почти у каж дого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, за сыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. В зрелом возрасте эти воспомина ния возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу – хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за ок нами вагона, – и вызывают непонятное нам самим чувство волне ния и счастья, желание бросить все: города, заботы, привычный круг людей – и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, – будь то гудок паровоза или свист птицы, пе репархивающей в кустах рябины» [5, с. 157].

Главный принцип нравственного поведения людей утвердился еще на заре цивилизации. Он записан в Ветхом и Новом заветах, нашел отражение в миросозерцании индуистов, китайских фило софов. Это принцип взаимности. В общем виде он может быть выражен словами: веди себя так, как бы ты хотел, чтобы посту пали по отношению к тебе. Иначе этот принцип можно опреде лить как принцип Гиппократа – «не навреди».

Не навреди, человек, ни березе, ни морю, Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.

Вместе со всею немыслимой мощью Ненавреди ненароком себе самому.

Не обольщайся цифирью немедленных выгод, Реки корежить и горы срывать погоди.

Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть, Лучше остынь и подумай, не навреди… (Р.Рождественский) Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окру жающая среда». Психологи достаточно подробно изучали взаи модействие человека с окружающей его средой (в том числе и с природой). Существует даже целое направление – психология окружающей среды.

Но природа – это не только безликая «окружающая среда», ко торая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимый котенок, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай.

Все животные, растения, явления природы существуют сами по себе, а не для человека и удовлетворения его потребностей.

Каждый объект природы, в том числе и человек, неповторим:

своеобразен по внешнему виду, особенностям характера и пове дения. Благодаря этому окружающий мир становится разнооб разнее, интереснее, богаче.

Иногда живое кажется внешне непривлекательным (жаба, па ук, гиена). Чаще всего это связано с особенностями среды обита ния, к которым приспособился организм. В целесообразности строения, образа жизни и заключается особая красота (летучая мышь).

Человеку может нравиться или не нравиться другой человек, растение, животное. Однако все живые существа имеют право на жизнь, и относиться к ним нужно с пониманием, терпимостью, уважением.

Хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств, в практике дошкольного воспитания воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются частично.

Период от рождения до поступления ребенка в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Высокая познавательная активность, любознательность, заин тересованность ребенка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры.

Ребенок-дошкольник – это исследователь. Его интересуют не столько названия предметов и явлений, кто это и что это. Его ин тересуют множество «почему?»: почему заяц зимой белый, а ле том серый? Почему трава зеленая? Зачем жирафу пятна, а тигру полоски? Почему крапива жжется? и т.п. Множество «почему?», на которые дошкольник стремится и должен получить ответ. Но не в готовом виде. Иначе ребенок теряет интерес ко всему окру жающему. Об этом следует помнить воспитателю, вовлекая ре бенка в ту или иную активную деятельность с целенаправленным поиском ответов.

В процессе активной деятельности дошкольник реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приемы изучения своего окружения. Это очень важно, доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется абстрактно-логическим, создающим основу экологического мышления человека. Экологическое мышление базируется на понимании взаимосвязей организмов с окружающей средой, для их осознания нужна большая мыслительная работа, начиная с наблюдений в природе и кончая опреде ленными выводами, обобщениями.

Однако маленькому ребенку трудно научиться читать книгу природы самостоятельно. Особенно маленькому горожанину, да лекому от жизни естественной природы. Часто незнание и непо нимание ее законов, ее универсальной ценности сохраняется у человека на всю жизнь, отражается на его взаимоотношениях с природными организмами, не всегда гуманных, милосердных и добрых. А ведь маленький человек должен быть добрым ко всему живому. Только доброта, убеждал В.А. Сухомлинский, открывает ребенку радость бытия, радость человеческих взаимоотношений.

Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчи вого и ответственного отношения дошкольников к ее объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее вос приятие способствуют развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д. Ушинский, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Природа дарит человеку незабывае мые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэто му в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Они осваивают правила поведения в природе на отдыхе, при сборе ягод, грибов, лекарственных растений, учатся быть хозяевами своего дома – планеты Земля.

Становлению и развитию нравственной позиции дошкольника способствует важная особенность психического развития: его обостренная чувствительность к активному освоению общечело веческих ценностей, которая позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношений и в мире природы. В этот период у ребенка зарождается ответственность, способность отвечать за свое поведение, поступки. В процессе обучения и воспитания у ребенка развивается и эмоционально-ценностное отношение к ок ружающему миру. Активно осваивая нормы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок готовится к взрослой жиз ни, к самостоятельному труду на благо природы и общества.

И с этих позиций роль дошкольного воспитания в развитии новой цивилизации, новых отношений с окружающей средой трудно переоценить. Как использовать вышеназванные психиче ские особенности и возможности дошкольника в воспитании, становлении, в развитии экологической культуры – зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Природные предпосылки способствуют формированию основ экологической культуры до школьников лишь при благоприятных социальных условиях, соз даваемых в семье, детском саду, ближайшем природном и социо культурном окружении. П.П. Блонский указывал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда – с почвой, влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение, в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само, в свою очередь, влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной фор ме то же делает ребенок. Воспитатель является центральной фи гурой в создании благоприятной эколого-образовательной среды.

Высоких педагогических результатов в дошкольном воспитании можно добиться лишь при строгом соответствии педагогического процесса психическому процессу, формирующему становление соответствующего сознания – знаний и отношений к своему при родному и социальному окружению.

Сказанное выше означает, что экологическое образование как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согла сии с природой, заботясь о ней как о среде жизни, как об источ нике здоровья, духовного и физического развития человека.

Вопросы экологической этики тесно связаны с проблемами экологического образования. Для того чтобы человек выполнял свои социальные обязанности, в том числе следовал правилам ох раны природы, он должен не только их признавать и использовать, но и считать своими. Они должны стать его личной духовной по требностью.

 

 

Содержание основных понятий.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования; процесс его становления происходит в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

 

Экологическая культура педагога.

Овладеть методикой экологического образования – задача каждого педагога – наставника и воспитателя. Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле – сложный, длительный процесс. И педагог является главным действующим лицом в воспитании у детей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой.

Каким же должен быть современный педагог, чтобы эффективно решать вопросы образования – обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста? Какие требования предъявляет к нему современное общество?

Первый важнейший компонент эколого-профессиональной под готовки педагога – это знание и уважение своих воспитанников как субъектов воспитания, обучения и развития, умение вступать с ни ми в диалог и понимать каждого ребенка, его мысли и чувства.

Второй, не менее важный, компонент – понимание интегративной, межпредметной сущности экологического образования и современных педагогических технологий, творческое использование их в своей работе.

Курс «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления экологическим образованием ребенка, воспитания у него основ экологической культуры в процессе приобщения к природе. Как система науч ных знаний, теория и методика экологического образования де тей входит в общую, более сложную систему педагогических на ук и занимает в ней относительно самостоятельное место.

Содержание дисциплины строится на основе педагогической экологии, которая, ориентируясь на проблемы окружающей сре ды, определяет содержание и формы экологического образова ния, рассматриваемого в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологического кризиса.

Психологические основы позволяют установить возрастные особенности детей и, соответственно, их возможности приобще ния к природе, определить индивидуальное своеобразие их пред ставлений, отношения к живому.

Теория и методика экологического образования детей непо средственно входит в дошкольную педагогику, т.к. посвящена вопросам экологического образования детей в возрасте до 7 лет.

Без опоры на общепедагогические основы нельзя обосновать со держание, формы и методы работы с дошкольниками.

Рассмотрим более подробно научные основы, определяющие содержание и направление теории и методики экологического образования детей.

Экология – методологическая основа рассматриваемой учеб ной дисциплины, подробно охарактеризована в разделе 1.2.

В период перестройки дошкольного образования, особого внимания к формированию личности дошкольника, укрепляется связь теории и методики экологического образования с возрас тной психологией. В условиях гуманизации содержания образо вания, внимания к психическим особенностям познавательной деятельности методика предмета широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологиче ских особенностях дошкольников. Психология обеспечивает тео рию и методику экологического образования данными об осо бенностях памяти, развитии воображения, мышления, о различи ях в восприятии детей. Данные психологии учитываются при разработке мотивов деятельности, развития познавательного ин тереса к изучению особенностей природы, умения выдвигать ги потезы, принимать решения. Психология показывает пути разви тия способностей дошкольников, помогает определить пути взаимоотношения и взаимодействия воспитателя и детей, их со трудничества.

В исследованиях, рассматривающих процесс экологического образования дошкольников, широко используются результаты научно-исследовательской работы психологов разных школ:

· принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;

· методика поэтапного формирования умствен ных действий П.Я. Гальперина;

· данные о формировании элемен тарной системы знаний А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова;

· данные Л.А. Венгера, С.Л. Новоселовой, В.С.Мухиной о развитии мышления дошкольников;

· результаты исследования Л.С. Выгот ского об ориентации на «зону ближайшего развития» дошкольников;

· данные А.В. Запорожца и М.И. Лисиной о развитии общения у дошкольников;

· В.Н. Мясищева – о формировании у людей отношения к явлениям действительности: Л.П. Стрелковой, А.А. Рояк – о развитии эмпатии у дошкольников;

· Н.Н. Поддьякова – о детском экспериментировании.

Как педагогическая наука, теория и методика экологического образования детей представляет собой частную, предметную ди дактику. Она тесно связана с общей дидактикой, дошкольной пе дагогикой и теорией воспитания.

Однако дидактика не касается особенностей обучения, воспитания и развития дошкольников средствами природы. К особен ностям этого процесса относят широкое использование краевед ческого принципа, экологическую и практическую направлен ность содержания труда в природе, наблюдений и экскурсий.

Процесс обучения всегда включает такие элементы, как: 1) цели, выраженные в обобщенном виде на социологическом языке (разностороннее развитие личности, воспитание социальной ак тивности и т.д.);

2) содержание образования, ориентированное на достижение этих целей (оно заложено в программах);

3) методы обучения;

4) мотивы педагога и дошкольников, без которых дея тельность невозможна;

5) механизм усвоения дошкольниками содержания образования;

6) организационные формы, в которых протекает педагогический процесс;

7) результат, требующий своей оценки и диктующий очередной шаг процесса.

Процесс обучения может состояться только при наличии всех этих элементов;

при отсутствии даже одного из них он распада ется.

Таким образом, планируя педагогический процесс, воспитатель должен для каждой темы четко выделить реальные и дос тупные цели обучения; осмыслить содержание экологического образования; отобрать методы и формы организации, обеспечи вающие его условия. Необходимо пристальное внимание к моти вам, потребностям дошкольников и самого педагога. Наконец, необходимо планировать ожидаемый результат и способы его оценки, что неизбежно влечет внесение корректив в педагогиче ский процесс и отражается на планировании очередного шага (например, повторение или закрепление прежнего или переход к новому содержанию).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал