Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание экологической развивающей среды в помещении ДОУ






Определяющим моментом в создании экологической развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой целиосуществляется через реализацию образовательной программы.

Образовательные программы с экологическим содержанием существенно отличаются друг от друга.Однако экологическая развивающая среда ДОУ, группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.

Создавая экологическую развивающую среду группы, оченьважно учитывать особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности. Особенности средыгруппы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не можетбыть слишком жестких, детализированных требований к построению экологической развивающей среды в разных образовательныхучреждениях, поскольку программы, состав детей, педагогическиекадры, материально-техническая база могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании экологической развивающей средыДОУ, основывающиеся на современных подходах к экологическому образованию дошкольников.

Размещение природных объектов в коридорах, рекреациях, налестничных маршах ДОУ способствует обогащению опыта освоения природной среды дошкольниками. У детей появляетсяжелание принимать и перерабатывать информацию о природе, когда они получают возможность непосредственного наблюденияза жизнью разнообразных природных объектов. Кроме того, детистановятся более самостоятельными в пространстве коридоровдетского сада, у них возникает желание не просто преодолеть их, направляясь в другое помещение, а остановиться и рассмотреть, самостоятельно понаблюдать за жизнью природных объектов.

Одним из путей усиления потенциала природных пространств жизни детей в детском саду является их специальное структурирование.

Экологическая комната (класс) – новый элемент РПС. Предназначена для проведения интегрированных экологических занятий, релаксации, самостоятельной работы и игр. В оптимальномварианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется наряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена; в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, и стол для педагога. Расположение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу или буквой «П», т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализациипринципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Чтение литературных произведений может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков.

Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафахили полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровневосприятия взрослого, а не ребенка). Важным моментом являетсяотбор объектов для зоны коллекций.

При формировании зоны коллекций Н.А. Рыжова предлагаетруководствоваться следующими принципами:

1) доступность объектов для сбора. Коллекции должнывключать, прежде всего, те объекты, которые могут собрать самидошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцыпеска, глины, различных почв, речные и морские раковиныи т.п.);

2) разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы;

3) краеведческий. В коллекциях должны быть представленыприродные объекты местности, где располагается дошкольноеучреждение. Это позволит воспитателю использовать в работеуже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций;

4) страноведческий. Коллекции могут пополняться за счет материалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещаютво время отдыха. Любой подобный объект может послужить поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, т.е. для начала формирования основ глобального мышления;

5) природоохранный. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на летозадания собрать коллекцию растений луга, леса, коллекцию бабочек, жуков, листьев разных видов деревьев. При этом выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однакос точки зрения формирования у ребенка бережного отношения кприроде и восприятия себя как части природы важно воспитаниеименно на объектах ближайшего окружения, т.е. обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Не рекомендуетсятакже покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.

В ряде дошкольных учреждений стремятся создать целые«ландшафты» – из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. В результате, хотя ребенок и имеет возможность познакомиться более детально с представителями местнойфауны и флоры, педагог получает отрицательный результат сточки зрения экологического образования. Чучела и коллекцииживотных лучше изучать в краеведческих музеях. Предпочтениеже должно быть отдано общению детей с живыми существами вприроде или с домашними животными;

6) безопасность. Любой объект зоны коллекций должен бытьбезопасным для ребенка как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острыхкромок), так и с точки зрения здоровья (используемые объектыдолжны быть чистыми, не должны являться аллергенами).

Помимо коллекций природных материалов можно создатьколлекции марок, открыток, календарей о природе (дети могут навремя приносить в экологический класс собственные коллекции ирассказывать о них другим детям) [4].

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразнымикомнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Она предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Нерекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок): это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пенькиразных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, детские энциклопедии. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как эточасто делается (всю педагогическую литературу лучше размещатьв методическом кабинете). В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещения, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы. Экологическая комната может служить отправной точкой дляразговора с родителями об экологической безопасности жилища.

Лаборатория – еще один новый элемент экологической развивающей среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности испособствует формированию научного мировоззрения. В то жевремя лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. (Условия в экологической комнате или помещениигруппы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т.д.). Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качествеоборудования, материалов для проведения опытов используютсявторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п.).

Выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детейк исследовательской работе.Н.О. Никонова и М.И. Талызина приводят примеры возможной работы в «лаборатории природы» [3].

В основе работы с младшими детьми лежит развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Работа начинается со второй половиныгода, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы вуголке природы.В отведенном для «лаборатории природы» месте на низкую подставку устанавливается большой аквариум с водой или другая емкость.Подбираются различные сосуды с узким или широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, плавающие и тонущие.

Дети, сначала в совместной деятельности с воспитателем, а потомсамостоятельно, изучают свойства воды: вода льется; из разных сосудовльется по-разному; вода прозрачная, через нее видно, что есть в аквариуме (сравнить с молоком, через которое не видно чайной ложки); вводе одни предметы плавают, другие тонут; на морозе вода превращается в лед; снег белый, холодный, мягкий; в тепле снег тает, превращаетсяв воду.

Каждое свойство изучается и обсуждается отдельно. Каждая самостоятельная инициатива ребенка поощряется.Дети и воспитатель поливают растения каждый из своей лейки. После поливки педагог спрашивает: «Зачем мы поливаем растения?» (растения живые, они пьют воду, чтобы жить и расти, поэтому мы их поливаем).

Воспитатель и дети обтирают растения тряпочкой. В дальнейшемдети это делают самостоятельно, когда захотят и сколько захотят. Позавершении работы воспитатель спрашивает: «Зачем мы обтирали растения?» (Растения живые, листиками они дышат. На листочках оченьмаленькие, почти незаметные дырочки-устьица, с помощью которыхрастения дышат. Дети дышат через дырочки в носу. Если ребенок простудился и нос заложен, то дышать трудно. Растению тоже трудно дышать, если устьица забиты пылью).

Уголок природы – достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержаниеприобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Очень часто состав животных и растений вуголке формируется стихийно, без учета образовательно-воспитательных задач.

Видовой состав животных. В течение многих лет в живомуголке рекомендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, золотистый хомячок и т.п.), так и диких, которых дети вместе со взрослыми могут принести с прогулки(еж, дикие птицы, лягушки). Например, воспитателю предлагает роды «растения и животных, наиболее характерных для даннойклиматической полосы». Однако, лишая животных их естественного окружения, человек тем самым проявляет себя как «хозяинприроды», по своей прихоти меняя жизнь живых существ. Крометого, в дошкольных учреждениях сложно создать условия, сходные с естественными. Обычно под достаточными для содержанияживотных условиями подразумевают наличие пищи и небольшогопространства (как правило, тесной клетки). Однако у каждогоживотного для нормального существования кроме воды и пищидолжны быть определенная территория для жизни, контакты сдругими обитателями, чистый воздух и многое другое, что в помещении обеспечить крайне сложно.

Многие живые уголки представляют собой нагромождение клеток с различными животными(с устойчивым неприятным запахом). Следовательно, в живомуголке лучше не содержать диких животных, обитающих в тойзоне, где находится дошкольное учреждение. Исключение можетбыть сделано лишь для животных, нуждающихся в помощи человека: брошенных, раненых, замерзших и т.п.

В состав живогоуголка рекомендуется включать прежде всего виды, которые немогут прожить в данной природной зоне без помощи человека икоторые широко разводятся в домашних условиях – это канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т.п.

Л.А. Каменева предъявляет следующие требования к обитателям уголка природы:

1. Растения и животные должны быть типичными для той илииной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не оченьустойчивое внимание дошкольников.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводитребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасныдля здоровья детей.

5. Уголок природы является местом труда и наблюдений детей, поэтому уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детямдошкольного возраста (при помощи воспитателя). С этой цельюподбираются неприхотливые обитатели уголка природы, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условияхпомещения ДОУ с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д. [1].

При подборе видового состава обитателей живого уголкаН.А. Рыжова рекомендует учитывать следующие аспекты:

1) географический – желательно иметь в уголке представителей разныхконтинентов, при этом местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения занятий;

2) экологический – должны быть представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странахи т.д.);

3) систематический – должны быть представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводныеи т.д.);

4) природоохранный – должны содержаться виды, охраняемые в своих странах (но только те, которые у нас разводятся вдомашних условиях) [4].

Видовой состав растений. Очень часто комнатные растенияживого уголка предназначены для выработки у дошкольниковнавыков ухода за растениями. Однако правильный подбор видовможет значительно расширить их функции. При подборе растений для уголка природы следует учитывать аспекты, о которыхуже шла речь при описании подбора видового состава животных:

1)географический – представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

2) экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.); их размещение в живом уголке зависит именно от этих особенностей;

3)биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Экологические особенности растений можно отразить на специальных табличках: рисунок лейки, наполненной водой, – влаголюбивое растение; почти пустая лейка – засухоустойчивое; незакрашенное солнце – светолюбивое растение; закрашенное полностью – теневыносливое и т.п.

В живых уголках можно разместить и небольшие парники, теплицы для выращивания различных растений. Такие теплицы могут быть как стеклянными, довольно сложными по конструкции, так и более простыми, представляющими собой деревянные перекладины, обтянутые полиэтиленовым материалом.

К настоящему времени накоплен большой опыт содержаниякомнатных растений, животных, описанный в соответствующейлитературе. С технологией выращивания и содержания комнатных растений позволят познакомиться следующие источники:

· Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М., 1970;

· Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход заними. – Л., 1983;

· Хантер М., Хантер Э. Зимний сад (Проектирование, строительство, оборудование). – М., 1985;

· ХессайонД.Г. Все о комнатных растениях.Лондон; Нью-Йорк, 1996.

Для изучения технологии содержания аквариума воспользуйтесь пособиями:

· Махлин М.Д. Занимательный аквариум. – М., 1980;

· Разбесов О.К. Твой аквариум. – М., 1980; Ильин М.Н. Аквариумное рыбоводство. – М., 1977;

· Жданов В.С. Аквариумныерастения. – М., 1973.

Пресмыкающиеся и земноводные содержатся в уголке природы в первую очередь для того, чтобы разрушить отрицательныестереотипы в отношении к этим животным. Они содержатся втеррариумах. О технологии содержания террариумов можно, вчастности, найти информацию в книге:

· Гусев В.Г., Витте Л.А. Наши питомцы: Птицы и звери – обитатели живых уголков. Питомцы террариумов. Аквариум. Рыбы. – М., 1978.

Декоративные птицы, содержащиеся в уголке природы, требуют наибольшей заботы и практически ежедневного внимания.С технологией их содержания можно ознакомиться в вышеназванной и других книгах, например:

· Глазунов М.М. Птицы вуголке живой природы. – М., 1974;

· Поставец В.К. Содержание иразведение птиц в неволе: Мелкие попугаи, канарейки, декоративные птицы. – М., 1972.

Экологическая комната, лаборатория и живой уголок могутбыть объединены в экологический центр.

Зимний сад – достаточно традиционный элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическимособенностям, расположению отдельных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут располагаться отдельные животные, аквариумы, небольшие архитектурные сооружения (мостики, арки и т.п.), искусственные водоемы. Зимнийсад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационнуюфункцию. Здесь же осуществляются уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определенным условиям среды, т.е. познавательнаядеятельность, воспитывается эмоциональное отношение к живыморганизмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственностьза жизнь других существ. Преобладание зеленого цвета, тихийплеск воды в фонтане способствуют возникновению положительных эмоций, оказывают релаксационное воздействие.

В рядекоррекционных ДОУ в зимних садах конструируют оздоровительные дорожки из камней различной формы, размера, цвета, конфигурации, по которым дети ходят босиком.

Музеи. Выделяются два направления использования музейнойпедагогики в целях экологического образования: посещение музеев (краеведческих, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) исоздание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми длядетских садов. В качестве элементов предметной развивающейсреды создаются ландшафтно-этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно-этнографическиемузеи позволяют познакомить дошкольников с национальными иприродными особенностями региона, с использованием ресурсови отношениями людей и природы в конкретном регионе, с экологическими проблемами на примере своей местности.

Для музея может быть выделено отдельноепомещение или отдельные участки релаксационных холлов, групп. Музеи природы играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей.

Музеи могут играть большую роль всотрудничестве детского сада с семьей. Немаловажное значениеимеет представление семейных экспонатов, собранных детьмивместе с родителями (отдельные коллекции красивых камней, коллекции марок, открыток о природе). Каждый семейный экспонат снабжается этикеткой с фамилией и именем ребенка и местом, где экспонат найден. В музеях дошкольных учрежденийтакже недопустимо использование чучел.

Для создания картинных галерей рационально использоватьстены холлов и коридоров, в том числе и лестничных. В целяхэкологического образования здесь могут быть размещены пейзажи, «портреты» животных. Желательно, чтобы в таких галереяхбыли представлены работы разных видов: живопись, графика, художественная фотография.

Особый уют создают композициииз сухих растений, сделанные руками педагогов. Картины меняются в зависимости от тематики занятий. Здесь же периодическивывешиваются рисунки детей. Размещение детских работ срединастоящих картин важно для самоутверждения детей.

Дополнительные помещения. В настоящее время многиедошкольные учреждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды. Например, если позволяют условия, можно создать комнату космоса, в которой проводят экологические занятия. Потолок в этой комнате можно отделать синим ирозовым материалом, украсить моделями Луны, Солнца и планет.Проектаквацентра в ДОУ содержит фонтан, аквариум, коллекции морских раковин, камней, кораллов. Здесь дети могут послушать звуки моря, водопада.

Туристско-краеведческая комната оборудуется картографическим материалом (карты, картосхемы, планы, составленныедетьми по результатам поездок, рисунки-впечатления, фотографии природы и т.п.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал