Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шумеро_Аккадская культура






Первый очаг государственности: Месопотамия ( Двуречье), долина Нила. В настоящее время есть много доказательств того, что это именно Шумер, маленькое, но мощное с точки зрения достижений в разных областях культуры государство, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш), просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Шумерское царство было богатейшим государством: интенсивное развитие сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что " они — хвала богам — уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор — вырубать кусты, медный серп — жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...". Именно шумеры придумали первый искусственный кирпич, камня и дерева было мало.

Умели шумеры использовать изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Так, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики. (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона) На одной стороне изображается война, на другой - пиршество по случаю победы, шумерское войско: не применяли луков, но имели кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества. Шумеры создали клинопись, древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Так из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Шумеры первыми смогли записать устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма " Песнь о Гильгамеше", шумерском царе, попытавшемся даровать своему народу бессмертие. Шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, " дома табличек ". Будущих писцов - детей " дома табличек" - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни, но именно они занимали высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми. На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и ﯂ вфрат не похожи на Нил: они могут разливаться непредсказуемо, разрушая дамбы, затопляя посевы. В Месопотамии природа сокрушает человека, дает ему почувствовать, сколь он ничтожен. Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира: великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком, опасным и грозным. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Оно здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский " Список царей" упоминает среди правителей пастуха, рыбака, каменотеса и даже правившую целые сто лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов. Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как " дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему". Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости со стороны своего хозяина. Смерть представлялась как зло и высшее наказание, рациональность мировоззрения шумеров исключала счастливую загробную жизнь. В эпосе о Гильгамеше герой говорит: " …Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек — сочтены его годы, что б он ни делал, — все ветер! " Мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш немало странствовал, желая найти для своего народа источник бессмертия, но потерпел поражение. В поэме проводится мысль о том, что смерть - зло, хотя и знаменует конец жизненного пути, но требует от человека жить осмысленно, чтобы оставить о себе память. Следует умирать в

борьбе со злом. Награда за это - " имя" и благодарная память потомков. В этом, с точки зрения шумеров, бессмертие и смысл жизни. Не случайно именно в шумерской мифологии впервые прозвучали мечты о золотом веке человечества и райской жизни, нашедшие позже развитие в библейских сказаниях. Поражают научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет, было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, не случайно, что сегодня в году 12 месяцев, в часу 60 минут, в минуте 60 секунд. Сутки шумеры делили на 12 часов. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр, знали геометрические законы: вся евклидова геометрия - либо пересказ опыта шумеров в этой области, либо открытие того, что знали они. Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. По положению звезд, движению планет старались узнать будущее, верили, что ничто на земле не происходит без того, чтобы этого не было и на небе.Огромной в шумерской культуре была роль жреца, посредника между человеком и богом. Судя по рельефам и изображениях на печатях, они отправляли службу богам нагими. Позднее облачались в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв с молитвами о благополучии жертвователя, с аккомпаниментом игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах. Шумеры разработали правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Их законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех времен. Эти законы должны были соблюдать все граждане. Первым в истории Шумера законодателем был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н.э.), первый царь-реформатор в истории человечества. Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец " в сад матери бедняка не вхаживал", что, если " сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу". Сохранились сведения о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между богами и их подданными. Но и роль матери была почетной. Нормой был моногамный брак, где супруги были равноправными партнерами, защищенными брачным контрактом. Семьи не были большими: двое-четверо детей, заботу о них считали святой обязанностью и продолжали выполнять ее даже, когда ребенок превращался в подростка.

Шумеры положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов — храмов-алтарей (типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. По конструкции зиккуратом являлась знаменитая Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Статуи царей, жрецов, воинов украшали храмы. В более поздние времена появляются статуи из диорита. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и т.д. Шумерские сказания, многие из которых впоследствии вошли в более поздние памятники эпической литературы, в том числе в Библию, первоначально представляли собой простой пересказ событий. Однако пройдя несколько этапов, к концу III тысячелетия до н.э., шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического, философская глубина обобщений - все это говорит о таланте и новаторстве безымянных авторов. Появляются наряду с эпическими и первые в истории лирические произведения. Именно шумеры считаются авторами первых элегий. Многие достижения культуры Месопотамии были творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Человек, согласно шумерскому эпосу, создан из глины, как и человек библейский. Библейский рай расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе впервые содержатся сведения о всемирном потопе, о Ное с семьей - в шумерском эпосе у него было имя Утнапишти, о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т.д. Жизнеописание Саргона I напоминает историю пророка Моисея: оба были найдены в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, стали великими царями по воле богов. Достижения этой величайшей культуры были развиты другими цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал