Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции потребления и сбережения в модели Кейнса






В интерпретации классической модели периодические кризисы перепроизводства, случавшиеся в рыночном хозяйстве, были результатом превышения совокупного предложения над совокупным спросом при прежнем уровне цен. Однако если совокупное предложение находится в рамках жестких цен, экономические кризисы являются уже не результатом избытка предложения, а следствием нехватки спроса. Равновесие в экономике достигается уже не снижением уровня цен, а сокращением предложения. В результате мы имеем равновесие при неполной занятости. Установление же равновесия при полной занятости предполагало повышение совокупного спроса до потенциального уровня национального выпуска. Почему в экономике образуется недостаток совокупного спроса и каким образом он может быть увеличен – одно из центральных и новаторских положений кейнсианской экономической теории.

В самом общем виде совокупный спрос в кейнсианской модели распадается на четыре компонента: потребление С, частные инвестиции I, государственные расходы G и чистый экспорт Xn. Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор), поэтому его можно представить как сумму совокупных расходов АЕ в экономике:

.

Однако главными в этом перечне являются два первых компонента. Так, в современных условиях на долю потребления приходится от ⅔ до ¾ всей суммы совокупных расходов. Поэтому потребительские планы домашних хозяйств – одна из важнейших детерминант поведения экономики. В условиях жесткости цен эти планы строятся, ориентируясь исключительно на доход как на единственный источник информации о состоянии рынка. Свой доход домашние хозяйства склонны использовать только двумя способами: на потребление С и на сбережение S. Сбережения представляют собой превышение дохода над потребительскими расходами, увеличение доли сбережений означает адекватное уменьшение доли потребления, и наоборот.

Теория потребления и сбережений, предложенная Дж.М. Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода и основана на следующих предпосылках:

§ уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: , эта зависимость положительная – с ростом располагаемого дохода потребление растет;

§ в экономике действует закономерность, которую Кейнс назвал " основным психологическим законом", согласно которому: " … люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход". Это объясняется тем, что располагаемый доход делится на потребление и сбережения: , где Y – национальный (располагаемый) доход.

В экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал " предельной склонностью к потреблению" и " предельной склонностью к сбережению".

Предельная склонность к потреблению МРС – коэффициент, показывающий, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу.

Предельная склонность к сбережению МРS – коэффициент, показывающий, на сколько увеличится (уменьшится) сбережение при росте (сокращении) дохода на единицу.

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна единице:

;

§ часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением .

Таким образом, функция потребления Кейнса имеет вид:

В модели Кейнса сбережения, как и потребление, являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят от других факторов (ставки процента, величины богатства и т.п.). Функция сбережений Кейнса имеет вид:

Таким образом, мы располагаем всеми необходимыми данными для графического изображения функции потребления и функции сбережения (рис. 4.3).

В геометрической интерпретации величина МРС равна тангенсу угла наклона кривой потребления С. В краткосрочном периоде МРС – величина постоянная и определяется национальными особенностями страны. Чем больше МРС, тем кривая функции потребления более крутая. Сдвиг кривой потребления происходит при изменении величины автономного потребления , при увеличении которого график сдвигается вверх.

Аналогично функции потребления, наклон функции сбережения равен предельной склонности к сбережению МРS: чем больше МРS, тем кривая сбережения более крутая. Сдвиг кривой сбережения происходит при изменении величины автономного потребления : вверх – при его увеличении и вниз – при уменьшении.

Из функции потребления и сбережений Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений растет. Долю потребления в доходе Кейнс назвал средней склонностью к потреблению, а долю сбережений в доходе – средней склонностью к сбережению.

Средняя склонность к потреблению АРС – отношение величины потребления к величине дохода.

Средняя склонность к сбережению АРS – отношение величины сбережений к величине дохода.

Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице:

.

Учитывая, что величины потребления и сбережений – это две части одного и того же дохода, график сбережений, расположенный под графиком потребления, является по сути зеркальным отражением кривой потребления (см. рис. 4.3.). Вспомогательная линия, проведенная под углом 45° (рис. 4.3, а), отражает гипотетическую ситуацию, когда потребление точно соответствует располагаемому доходу при любой его величине (т.е. нет ни долгов, ни сбережений). Ее ввел в анализ П. Самуэльсон в процессе формализации кейнсианской модели. По его словам, «пересечение кривой функции потребления с линией, проведенной под углом 45°, дает нам простейший " кейнсианский крест", который можно сравнить с пересечением линий спроса и предложения у Маршалла». Действительно, по экономическому содержанию " кейнсианский крест" можно интерпретировать как модель совокупного спроса и совокупного предложения в масштабе национальной экономики.

При доходе меньше YА (слева от точки пересечения А) потребление превышает располагаемый доход. На рис. 4.3, б это соответствует ситуации " отрицательных сбережений" (домашние хозяйства с доходом меньше YА живут " в долг"). Точка пересечения А определяет единственное (при прочих неизменных условиях) значение функции потребления, когда потребление равно доходу, а сбережения равны нулю.

Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа потребления была проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потребления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 гг. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.):

.

В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо коррелируются со статистическими данными о доходах и потреблении домашних хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэкономического анализа во многих странах. Так, в ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок):

.

Для России в начале 1990-х гг. она выглядела следующим образом (в млрд. руб.):

.

Однако предпринимавшиеся попытки использовать кейнсианскую потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не увенчались успехом. Дело в том, что кейнсианский анализ с самого начала был ориентирован исключительно на краткосрочный период развития экономики. За более продолжительные промежутки времени потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не вписываются в " основной психологический закон" Дж. Кейнса. Впервые это обнаружил известный американский экономист С. Кузнец, который проанализировавший данные о динамике ВНП США и его составных частях с 1869 по 1938 гг.

В своем исследовании среди прочих рассмотрел и вопрос о соотношении потребительских расходов и уровня совокупного дохода в экономике и пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению АРС за этот промежуток времени оставалась практически неизменной и составляла примерно 0, 86 независимо от величины дохода. В краткосрочном периоде АРС нередко отклонялась от этого значения, но с возрастанием рассматриваемого периода неизменно приближалась к нему. Это значит, что в долгосрочном периоде потребительская функция для США имела следующий вид:

.

Коэффициент 0, 86 получил название долгосрочной склонности к потреблению и при эмпирической проверке обнаружил достаточно высокую стабильность в длительном периоде – величина его практически не меняется в течение десятилетий независимо от изменения текущего дохода. Этот феномен получил название " загадки Кузнеца".

Такое поведение потребительского сектора в длительном периоде вызвало немалый интерес у ряда видных экономистов, которые на основе проведенного анализа сформулировали несколько гипотез, объясняющих, почему на длительных промежутках времени средняя склонность к потреблению изменяется пропорционально изменению дохода. Наибольшего успеха добились американские экономисты Ф. Модильяни, создавший теорию жизненного цикла, и М. Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции основываются на теории межвременного выбора И. Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал