Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чуть живее






В репризе главная партия дважды прерывается появле­нием темы Шехеразады.

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это гранди­озный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «соби­рающий» героев произведения на веселом празднике. Слож­ная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.

Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия фи­нала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточ­ная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического ри­сунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника, и выполняет роль рефрена:

Быстро

Важное значение имеет тема Царевны (из третьей час­ти), ставшая побочной партией четвертой части. В насы­щенной музыкальной ткани разработки и репризы посто­янно возникают знакомые темы и интонации. В коде сти­хия народного праздника внезапно сменяется образами бу­шующего моря и кораблекрушения: это кульминация всего произведения. Постепенно буря стихает и море успокаива­ется.

В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появля­ются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шах­риара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады.

Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к «Основам оркестровки» он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения». Следуя глинкинским традициям, ком­позитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» темб­ры, часто использует солирующие инструменты. В блестя­щей партитуре «Шехеразады» гармонично сочетаются изыс­канность и яркость многочисленных сольных эпизодов, рас­крывающих тембровые и технические возможности инстру­ментов, с мощью и полнотой звучания тутти.

Новаторство оркестрового стиля Римского-Корсакова, находки его тембровой звукописи оказали большое влия­ние на симфоническое творчество Лядова, Глазунова, Стра­винского, Дебюсси, Равеля и многих других композиторов.

 

Вопросы и задания

1.Какой вид симфонических произведений преобладает в творче­стве Римского-Корсакова?

2. Назовите жанры симфонических произведений композитора. Приведите примеры.

3. В какой период жизни и творчества появились основные симфо­нические произведения Римского-Корсакова?

4. По какому литературному произведению написана «Шехераза­да»? Каков жанр произведения? Как оно строится? Назовите особенности его композиции.

5. Расскажите о каждой части сюиты, особенностях ее формы и музыкального развития, о тембровых характеристиках героев и собы­тий.

6. Какие характерные черты присущи оркестровке Римского-Кор­сакова?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал