Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Страх трудностей и неуспеха.






Ключевая фраза: «Я хуже всех! Я никому не нужен!»

 

Садись поудобнее и давай попробуем помечтать. О чем? Ну, например, о море. Ты любишь море? Вот и хоро­шо. Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Ярко светит солнышко, и корабль едва покачивается на ласковых волнах. Море сливается с небом тонкой полоской горизонта, и эта полоска ма­нит тебя в даль, к далеким неизведанным землям...

Представь себе, что однажды такой корабль плыл по океану к далеким островам. Ты ведь знаешь, что в даль­ний путь люди брали с собой множество необходимых вещей. Все эти вещи они складывали в трюмы своих ко­раблей. И конечно, среди этих нужных вещей встречались вещи ну совершенно не обязательные. Вот и у наше­го корабля в трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри. Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать. И вот однажды заговорил Канат.

— А знаете что, вот все мы тут такие нужные, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.

Тут подал голос Багор.

— А что будут делать люди, если вдруг оборвется Канат? Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец Ка­ната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.

В это момент заворчал Якорь.

А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу? Как тогда без меня удержать корабль на месте?

Да что ты стоишь без меня? — зазвенела Якорная Цепь — Ну бросят тебя на дно. А как корабль будет сто­ять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.

И так нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.

И только толстый Мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да

и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался.

— Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.

Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом разом набросились на бедный Мешок.

— Ах ты старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.

И они долго продолжали насмехаться над бедным Мешком и совсем забыли про свой недавний спор. А Мешок лежал в своем темном углу и молча страдал:

«Действительно, ну кому я нужен. Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля». Как же ему было обид­но!

И Мешок еще глубже забился в свой темный угол. Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи опять и опять начинали смеяться над старым толстым Мешком, а он страдал все больше и больше.

Но вот однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борт корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, че­рез которую в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: «Спасите! Помо­гите!». Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе корабля. И тут снова подал голос старый толстый Мешок.

— Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль, — сказал он.

Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу, да по­малкивай». И Мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам...

Вещи как-будто совсем забыли о том, что корабль может Утонуть. Они, как обычно, принялись насмехаться над Мешком. А тем временем вода в трюме все прибывала и прибывала.

И вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки. Они увидели, что Мешок молча выполз из своего угла и напра­вился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину в корабле. И во­да сразу же перестала поступать в трюм. А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачи­вать ее при помощи насоса. И вскоре в трюме стало опять совсем сухо.

А Мешок лежал на пробоине и думал: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости». И от этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле.

И тут Мешок заметил, что все вещи в трюме притихли. Им стало стыдно за то, как они смеялись над Мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью. А еще Мешок услышал голоса людей: «Смотри-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собою пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!». И на душе у Мешка стало радостно.

А люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый всеми забытый Мешок спас их ко­рабль во время шторма.

Вопросы для обсуждения

Почему все вещи хотели быть нужными? Зачем это было им? Нужно ли это людям? А тебе? Отчего было грустно толстому Мешку? Что, кроме случая, помогло показать Мешку, что он тоже нужен?

В чем ошибались вещи, когда говорили Мешку про его ненужность? Согласен ли ты с тем, что нужен каждый, просто не каждый про это знает?

 

54. Скрипочка

Возраст: 6—11 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Зажатость, скованность.

Ключевая фраза: «Я хуже всех! Я никому не нужен!»

 

В одном городе был небольшой музыкальный магазин. В нем продавались всякие музыкальные инструменты: клар­неты, трубы, гитары, барабаны и многие другие. Однажды из мастерской привезли много разных скрипок. Среди них была и та Скрипочка, о которой пойдет рассказ.

Шли недели, инструменты уже привыкли к магазину. Некоторые инструменты уже были куплены. Когда приходил какой-нибудь музыкант, который хотел купить скрипку, скрипки начинали тихонечко звенеть и расхваливать свои достоинства, даже маленький Альт кричал: «Посмотрите, какой я большой. Возьмите, возьмите меня!»

Одна Скрипка говорила: «Посмотрите, какой у меня гриф. Он из красного дерева».

Другая скрипела: «Это всё не важно, у меня колки из слоновой кости».

Третья напевала: «А у меня порожки озолоченные».

Четвертая хвастала: «У меня лады и струны из чистого серебра».

И лишь наша маленькая Скрипочка тихонечко сказала: «Я хорошо играю», — но сразу покраснела и отвернулась. Ее никто и не заметил. Но когда музыкант ушел, все остальные инструменты на нее накинулись: «Кому нужно, чтобы ты хорошо играла, если у тебя ничего красивого нет — обычные колкги, струны, лады, ничего в тебе нет примечательного».

Так шел месяц за месяцем, никто не обращал внимания на нашу Скрипочку и не покупал ее. Ей было очень обидно, и даже когда шел дождь, по струнам, чтобы никто не видел, текли ее маленькие серебряные слезы. А когда светило солнце, солнечные зайчики обходили ее стороной, потому что Скрипочка была очень грустная.

Был у Скрипочки единственный друг — Мышонок, который прятался иногда у нее от большого рыжего Кота с зеле­ными глазами.

И вот в один теплый вечер пришел в магазин известный музыкант, у него случилось несчастье — украли его скрип­ку, а через два часа ему нужно было играть на очень важном концерте. Это был такой известный музыкант, что даже Мышонок выглянул на него посмотреть. Все скрипки начали себя расхваливать.

Одна закричала: «Посмотрите, какой у меня гриф — он красного дерева». «Красного дерева? — спросил музы­кант.— Это хорошо, но мне нужно посмотреть, как ты играешь». Взял музыкант в руки эту Скрипку, провел смыч­ком, а звука нет. «Что же ты не играешь?»— спросил музыкант. Скрипка покраснела и Ничего не ответила. Стал му­зыкант смотреть другие скрипки. Та, которая была с хорошими колками, фальшиво играла, скрипка с серебряными струнами плохо настраивалась.

А в это время к Мышонку стал подбираться рыжий Кот. Мышонок смотрел на музыканта, поэтому его не ви­дел, а наша Скрипочка видела опасность для Мышонка. Коту оставалось совсем немного — прыгнуть и пой­мать Мышонка. Скрипочка забеспокоилась, как предупредить друга, застонала тихонечко одной струной. Мы­шонок не услышал. А Кот все ближе подкрадывается, чуть громче застонала Скрипочка. Кот разбежался, прыгнул и... И тут Скрипочка набралась смелости и звонко запела всеми своими прекрасными струнами, пре­дупредив Мышонка об опасности. Мышонок юркнул в щель, а Кот шлепнулся на пол, проехался по полу и вре­зался в ноги музыканту. Но музыкант этого даже не почувствовал: он видел и слышал только Скрипочку, ее чудесную мелодичность «Очень интересно, — сказал он, отшвырнув Кота ногой.— Тебя-то, Скрипочка, яи не заметил, даже хотел уже уходить. Такого чистого звука я еще никогда не слышал. Кто тебя сделал?»

Музыкант купил Скрипочку и пошел с ней на концерт, где она солировала. Чудесный звук ее разносился над залом и проникал в сердца слушателей, вселяя в них надежду, принося радость. Это и было самое главное дос­тоинство Скрипочки.

Вопросы для обсуждения

От чего было обидно Скрипочке? Что она при этом чувствовала?

Что помогло Скрипочке стать нужной?

В чем было главное достоинство Скрипочки? А в чем твое?

 

55. Костерчик

Возраст: 6-11 лет.

Направленность: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «У меня ничего не выйдет!»

 

Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: «Так, какой-то костер-, чик». Ему очень обидно было слу­шать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потре­скивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: «Что от него толку — ни обогреть, ни осветить не может», а другие и вовсе хотели его потушить, — зачем, мол, он тут горит такой ник­чемный.

Горько вздыхал Костерчик, слушая все это и поблескивая своими маленькими язычками. А вот во сне ему сни­лось, что он большой красивый Костер, который ярко горит и играет своими мощными языками пламени, ос­вещая все вокруг. Но наступало утро, и он снова никак не мог решиться разгореться по-настоящему во всю силу.

Так наступила осень, и стало в лесу очень холодно и сыро. Бежала как-то по лесу Мышка, вся шубка которой промокла. Увидел Костерчик замерзшую Мышку, жалко ему ее стало, но он только вздохнул: «Я бы обогрел тебя, Мышка, мне очень хочется быть настоящим Костром, но только я боюсь, что у меня из этого ничего не выйдет». Тут Мышка спросила его: «А ты хоть раз попробовал сделать что-нибудь, чтобы стать настоящим Костром?» Он отвечал: «Нет, я не уверен, что у меня получится».

«Да ты что, — пропищала Мышка, — я знаю одну тайну, мне ее рассказала старая сова, она все точно знает: ка­ждый маленький Костерчик может стать настоящим Костром, для этого нужно просто хоть раз попробовать!». Костерчик весь сжался от страха — «Вдруг я погасну, если попробую». Но уж очень ему хотелось стать на­стоящим Костром и так хотелось обогреть Мышку, что он решился. Зажмурился, набрал в себя воздуха и как встрепенулся! Открыл глаза и понял, что все изменилось — у него появились такие мощные языки, он стал так звонко потрескивать дровам и — как здорово! — и все оказалось не так страшно. Развеселился Костер, разы­грался и подумал: «Чего же я боялся, давно надо было попробовать». Поблагодарил он Мышку, которая сразу же согрелась и высушила свою шубку, и сказал, что он всегда будет раз обогреть ее.

Теперь его было видно издалека. А люди, когда пришли в лес, не поверили своим глазам. Они теперь говорили: «Вот какой у нас Костер! Теперь мы можем греться у него сколько УГОДНО!»

С тех пор Костер всем светит ярко-ярко, а по вечерам рассказывает зверушкам историю о том, как он стал большим и красивым.

Он говорит всем: «Никогда не бойтесь пробовать, потому что даже самый маленький Костерчик может стать большим и красивым Костром. Стоит только хоть раз попробовать. Теперь-то я это точно знаю».

Вопросы для обсуждения

Почему Костерчик боялся разгореться?

Из-за чего Костерчик все-таки решился разгореться?

Какую тайну Костерчик узнал от Мышки?

 

56. Ловкая Лапка

Возраст: 6-10 лет. Направленность: Скованность, стеснительность. Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности. Страх неуспеха.

Ключевая фраза: «Я плохой, у меня ничего не выходит»

 

Жил в лесу паучок Ловкая Лапка. Он уже был совсем взрослый, потому что ходил в первый класс. Было в классе еще много других ребят-зверей. И вот настал торжественный день, когда первоклассники впервые участвовали в школь­ном концерте. Конечно же, они хотели, чтобы их номер был лучше всех, и долго репетировали. Все ребята-зверята обожали кататься на роликах, поэтому они решили показать всей школе, как здорово они умеют это делать. Они ра­зучили специальный танец и решили показать его на большом школьном концерте.

А наш друг Ловкая Лапка, у которого было пять правых ручко-ножек и пять левых ручко-ножек, плохо катался на роликах, потому что его ножко-ручки всегда заплетались, спотыкались и путались, но Ловкая Лапка боялся и стес­нялся сказать остальным ребятам-зверятам об этом. И вот наконец настал торжественный день и все ребята-зверята собрались в актовом зале, где была большая сцена и всем было очень хорошо видно все, что на ней происходило. Очень боялись и волновались первоклассники, а особенно Ловкая Лапка. И вот объявляют, что выступает первый класс... Ребята-зверята под музыку выезжают на сцену и начинают танцевать, и паучок Ловкая Лапка вместе с ними. Ловкая Лапка очень волновался, он даже закрыл глаза, а когда решился открыть их, то был ослеплен ярким светом и его ручко-ножки разъехались, запутались и он оказался на полу. Остальные ребята-зверята начали спотыкаться и па­дать, так как ручко-ножки паучка растянулись во все стороны. В зале все засмеялись и начали громко хлопать, так как думали, что все было так и задумано, как у клоунов в цирке. Но ни ребята-зверята из первого класса, ни сам Лов­кая Лапка не знали, что про них думали хорошо, и решили, что это над ними смеются и что они опозорены навсегда. Ловкая Лапка сгорал со стыда, а остальные первоклассники обзывали его чемоданом с ножками и говорили, что он не­уклюжий. Бедный паучок был очень расстроен и думал, что он самый плохой и ни на что не годится. Потом Ловкая Лапка очень старался учиться хорошо, помогать всем и быть хорошим, но все ребята-зверята обзыва­ли его чемоданом с ножками и неуклюжим. Очень сильно расстраивался паучок и очень грустил, а когда ему стано­вилось совсем грустно, он плел серые паутинки и развешивал их по углам.

И вот однажды учительница Мудрая Сова пришла в класс и сказала, что завтра Новый год и нужно украсить класс очень красиво, а потом придет директор, и если их первый класс будет лучше всех, то они получат приз — празд­ничный торт и мороженое. Стали тогда ребята-зверята думать, громко кричать и спорить о том, как бы лучше всего украсить класс. А маленький паучок в это время грустно плел свою паутинку, но внезапно у него кончились серые ниточки. Он долго искал в своем портфеле другой клубок и нашел свой самый любимый, из которого плел свои са­мые красивые паутинки еще в детстве. Клубок был красивого снежно-белого цвета с золотыми и серебряными бле­стками. Грустно улыбнулся Ловкая Лапка своим воспоминаниям и задумчиво начал плести новую паутинку из своих любимых ниточек. Паутинка получалась похожей на снежинки, которые падали за окном, она заблестела и засверка­ла в лапках паучка. Весь класс внезапно перестал шуметь и галдеть, и ребята-зверята, с восхищением открыв рты, смотрели на сверкающую снежинку-паутинку в руках маленького паучонка. Ловкая Лапка засмущался и хотел спря­тать снежинку-паутинку, но ребята-зверята закричали, что это очень, очень, очень красивая снежинка-паутинка, и если они такими украсят свой класс, то, конечно, займут первое место.

И тогда ребята-зверята начали просить паучка научить их плести такие прекрасные снежинки-паутинки. Ловкая Лапка очень обрадовался, что его больше не обзывают и даже просят помочь. Паучонок счастливо улыбнулся и ско­ро в классе поднялся оживленный шум, — все принялись за работу. Много-много разных сверкающих и искрящихся снежинок-паутинок было развешено, расклеено и разложено по всему классу. В это время директор открыла дверь в первый класс и застыла на пороге, открыв рот от удивления. «Какая красота!»— воскликнула она, и радостная, сча­стливая и праздничная улыбка осветила ее строгое лицо.

Громко, на всю школу, объявила она, что первый класс постарался лучше всех и ему присуждается первое место. Все ученики школы прибегали посмотреть на такую красоту. А Ловкая Лапка счастливо улыбался, потому что ему бы­ло хорошо и весело, а все ребята хвалили его и говорили, что без него ничего не получилось бы. Потом все пи­ли чай с тортом и ели мороженое. У всех было радостное настроение, особенно у Ловкой Лапки. И тут учи­тельница Мудрая Сова объявила, что лучше всех закончил четверть паучонок Ловкая Лапка. Все ребята броси­лись поздравлять счастливого паучонка. А Ловкая Лапка и так знал, что он хороший, и был этим очень дово­лен.

Вопросы для обсуждения

Из-за чего приключилась неудача с Ловкой Лапкой и что он при этом чувствовал?

Как получилось, что паучка опять стали все любить? Что бы было, если бы он ничего не делал, а только сидел в углу, гру­стил и злился?

Что посоветовал бы паучок ребятам и зверятам, оказавшимся в такой же ситуации?

 

57. На маленькой полянке

Возраст: 5—10 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя «белой вороной». Зажатость, ско­ванность.

Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

 

На опушке большого леса была маленькая полянка. Днем солнышко освещало ее и согревало обитателей по­лянки, ночью призрачный свет луны падал на нее, а пушистый туман окутывал ее, спасая от холода. Все обита­тели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса.

На этой полянке жили по соседству множество зверей и птиц. А на самой окраине жила мышиная семья. В этой семье был очень маленький, совсем крохотный Мышонок, который еще ни разу не выходил из дома один, без мамы.

И вот, наконец, настал тот день, когда мама разрешила ему пойти погулять без нее, одному. Выйдя из дома, он первым делом побежал на берег огромной лужи, около которой обычно собирались зверята со всей поляны. Ему не терпелось познакомиться со всеми и, самое главное, найти друзей. Прибежав на полянку, он увидел, что все малыши заняты делом: кто играет, кто строит замки, кто бегает наперегонки. И ему тоже захотелось играть, строить и бегать вместе со всеми. Он подошел к зверятам и спросил: «Можно, я буду играть с вами?». Все оста­новились, поверну­лись к нему и стали изучающе рассматривать его с ног до головы. Тут один из зверей, Лисенок, сказал, погла­живая свой ярко-оранжевый мех, блестящий на солнышке: «Ты такой серый, если бы у тебя был бы такой же яркий красивый мех, как у меня, ты бы мог играть с нами». Сказав это, Лисенок отвернулся и продолжил игру. Мышонок подошел к другой группе зверят, играющих в салки. И опять он спросил у них: «Можно, я буду иг­рать с вами?». И теперь уже Медвежонок посмотрел на него и сказал: «Ты такой маленький, что мы тебя не увидим».

«Увидите», — отвечал Мышонок и стал прыгать так высоко, как только мог. Но зверята продолжали играть, не замечая его. Мышонку стало очень горько и обидно. Он подошел к краю лужи и, глядя на свое отражение, по­думал: «У меня нет красивого меха и я очень маленький — значит, я ни на что не гожусь. И всегда останусь никому не нужным маленьким Мышонком». И он горько заплакал. Вдруг Мышонок услышал, что кто-то зовет на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в центре лужи барахтается Зайчонок. Мышонок оглянулся. Другие зверята стояли рядом и смотрели, как зайчонок тонет.

Мышонок, не долго думая, бросился к ольхе, которая росла неподалеку, перегрыз один из прутьев и протянул его Зайчонку. Тот схватился за него и выбрался на берег. К этому времени на берегу собрались почти все жите­ли поляны. Они все окружили Зайчонка. Мышонок же стоял в стороне, наблюдая за ними; вдруг к нему подо­шел старый мудрый Филин и спросил: «Почему ты грустишь?». Мышонок ответил: «Потому что я маленький и серый и никто не хочет со мной дружить». Тогда Филин серьезно посмотрел на него и сказал: «Мышонок, не грусти, ведь это не важно, большой ли ты, или какой у тебя мех. Важно то, что у тебя доброе сердце и что ты очень смелый. И еще, Мышонок, запомни: никогда не старайся стать таким, каким тебя хотят видеть другие, будь самим собой».

Мышонок послушался совета Филина и перестал прыгать и стесняться своей окраски. Он стал маленьким се­рым Мышонком, очень остроумным и веселым. С ним было весело и интересно играть. У Мышонка появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть.

Вопросы для обсуждения

Почему Мышонка не принимали в игру? Что почувствовал Мышонок, когда спас Зайчика? Какой совет дал Мышонку Филин? Расскажи, как ты сам это понимаешь?

 

 

ПОДРОСТКИ

 

58. Фламинго, или Скала Желаний

Возраст: 9-13 лет.

Направленность: Неуверенность, сомнения в собственных силах, чувство неполноценности и «незначительности».

Клю­чевая фраза: «Я не такой, как все».

 

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под обла­ками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет и любой, кто когда-либо увидел такое, никогда этого не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.

 

Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками — туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат.

Однажды мимо нашего Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они очень понравились Облачку, и ему захотелось полетать с ними и посмотреть на закат поближе. Облачко решило поговорить с птичками.

- Куда вы летите? — спросило оно.

- Мы, птички, куда хотим — туда и летим, — сказала одна.

- Да, да, — сказала другая.— Мы можем летать, куда нам хочется.

- Возьмите меня с собой, — попросило Облачко.

- Ха-ха-ха, — засмеялись птички, — да ты же не умеешь летать и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое Облако, которое летит туда, куда дует ветер, — сказали птички и улетели.

- Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти не с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое Облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое Облако».

- Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.

- «Какая разница, — подумало Облако.— Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым Облаком». Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.

— Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, облака, только мешаетесь нам — ветрам. За это я разо­бью тебя о скалу, — сказал Ветер.

Облачко пыталось справиться с порывом Ветра, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но Ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».

Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облако решило в последний раз посмот­реть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.

«Неужели я его больше не увижу, — подумало Облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть за­кат каждый день.— Что же мне делать?.. Надо попробовать улететь от ветра».

В этот момент Ветер со всей силы кинул его в скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь, но Ветер схва­тил его и с силой швырнул опять. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако, разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся», — решило Облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собра­ло все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала расте­рялся, но спустя секунду опять погнался за Облаком. Облако старалось лететь скорей, оно тянулось за уходя­щими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от Ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за пти­цей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью. Облачко думало: «Какое же это чудо. Я — птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солн­цу». Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окраси­ло его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица и как хо­рошо она летит».

Маленькое серое Облако превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали Фламинго.

Вопросы для обсуждения

Из-за чего переживало Облачко?

Случалось ли когда-нибудь с тобой подобное?

Почему мечты Облачка не разбились о Скалу Желаний? Что

помогло ему справиться с Ветром?

 

59. Повесть о настоящем... цвете

Возраст: 9-16 лет.

Направленность: Депрессивные и суицидальные тенденции. Чувство неполноценности и «никомуненужности».

Ключе­вая фраза: «Я никому не нужен»

 

Давным-давно в сказочной стране Акварелии жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: ог­ромные пурпурные дворцы своими остроконечными башнями разрезали золотое небо над бескрайними зеле­ными лугами. Сотканный древним художником-творцом, мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый день принося своим жителям радость.

Тюбики с красками целый день занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания. Это искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Художник-творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и самым красивым, а самое главное — нужным. «Я нужен, чтобы изобразить свежие розы и развивающиеся флаги», — говорил Красный. «Меня

выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли», — отвечал Зеленый. «Я создаю на хол­сте Творца богатство и роскошь, а главное солнечную теплоту», — вставлял свое меткое слово Золотисто-желтый.

Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинствами. Бледно-голубой привык думать о себе с презре­нием. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собрать­ев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестоких насмешек в самых отдаленных уголках Акваре­лии.

На этот раз увлекшись спором красок, Бледно-голубой забыл обо всякой осторожности, и поэтому, когда крас­ки вышли из себя от злости, пытаясь переспорить других, он попался под горячую руку. Град злых насмешек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-голубого. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и

больно падал. Но, наконец, преследователи отстали и он, отдышавшись, спрятался в дальнем и темном углу. «Полежу здесь, пока турнир не закончится», — решил Бледно-голубой и принялся разглядывать из своего убе­жища, как шли приготовления к празднику. Сон застал его именно за этим занятием.

Утром, когда Бледно-голубой проснулся, он сразу понял, что-то не так: праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали что-то непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-голубой набрался смелости и остановил пробегавшего тюбика, спросив в чем дело? Оказалось, что ночью Черный цвет, решив помешать выиграть остальным, окрасил собой все кисти, и Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кистью к холсту, турнир будет сорван!

Бледно-голубой бросился на центральную площадь. На площади хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение, никто не знал, что делать! Краски были очень расстроены. И тогда малыш принял очень смелое решение — он сорвал свою крышку и выплеснул весь свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, что силы покидают его, но все равно он продолжал окрашивать собой кисти пока не потерял сознание.

В этот момент рука Художника коснулась самой толстой кисти и сделала первый мазок. Краски замерли в ожидании.

Казалось, вся Акварелия смотрела сейчас на холст Творца. «Хм, — произнес Художник.— Замечательный цвет. Он-то мне и был нужен — река выйдет превосходно!»

Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он еще, что побе­дил на турнире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Творца от мрака... Знал он лишь одно — что в следующий раз он гордо скажет: «Я — нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»

Вопросы для обсуждения

Что чувствовал и что думал о себе Бледно-голубой? Тебе самому знакомы эти чувства? С какими ситуациями из твоей жизни они могли быть связаны? Что самое важное узнал для себя Бледно-голубой из этой истории? Знаешь ли это ты?

 

60. Щечка

Возраст: 12-17 лет.

Направленность: Заниженная самооценка. Недовольство своей внешностью.

Ключевая фраза: «Я некрасивая!»

 

Самое обычное солнце через самое обычное стекло, заметно пострадавшее от людского «некогда» и «завтра помою», самым обычным образом жгло чью-то Щечку. Вот только сказать, что эта Щечка была самой обыч­ной, нельзя. Отнюдь. Она была какая-то единственная в своем роде и умела делать много замечательных ве­щей: краснеть, бледнеть, покрываться мурашками и просто быть непредсказуемой. Вот только сама она не по­нимала своих прелестей и не знала о них. Щечка не смела подойти к зеркалу. Конечно, кто-то может сказать, что она просто не могла подойти, ведь у нее не было ног, но она была доброй и была в хороших отношениях с Глазками, так что всегда могла попросить их помочь.

Но она не хотела — боялась. «Чего ты боишься?» — спрашивали ее Разум и Самооценка. Но Щечка и не дума­ла отвечать им, она давно с ними поссорилась: странные они какие-то и с глазами не дружат. Сами посудите: ведь она сама видела, что за соседней партой слева сидит Щечка с такой потрясающей родинкой, что все нахо­дящиеся поблизости пары глаз, сговорившись с этими глупыми волосатыми ресницами, начинали моргать, несомненно щебеча при этом о красоте родинки свои подругам-щечкам. Да что родинка! — вот на второй парте та-акие веснушки, будто солнышко просыпало свою золотую крупу. «Мне бы хоть одну крупин­ку, — думала щечка, — большую, на всю меня, вот бы смотрели и завидовали!».

— Глупости! — говорила Самооценка.—Ты лучше, ты цвета спелого белого налива, так и хочется откусить! «Вот глупая Самооценка, разве можно такое сравнивать. А этот врун Разум не лучше. Недавно заявил, что сам слышал, как вторая парта просто мечтает избавиться от этой золотой крупы. Ну не врун ли, как можно только подумать об этом, все бы отдала, чтобы быть такой, — думала щечка.— Все такие симпатичные, одна я непуте­вая».

Думала она так, думала, долго и упорно, пока не поняла: все красивые щечки — дуры. Конечно же, когда им размышлять, как мне — некрасавице. Они только и могут в зеркало краснеть и перед Глазами выпендриваться. От столь разумных размышлений отвлек ее шепот Глаз — мол, чьи-то глупые волосатые Ресницы нам упорно моргают, а щечка с парты слева упорно краснеет, глядя в нашу сторону.

— Господи! — подумала Щечка, — неужели опять я пошла пятнами и кожа облезла? Мама!!! — закричала щеч­ка и заставила ноги подбежать к зеркалу.

Глаза пришлось долго упрашивать открываться, они все вспоминали прошлое и рассказывали страшилки о возможном изображении. Однако снизошли, наконец, и показали то, что видели.

«Точек, пятен нет и кожа, вроде, на месте, да и вообще, не я это», — показалось Щечке. Присмотрелась она повнимательнее: «Да нет, я. Аи, какая тоненькая, аи, какая бледненькая кожа — как у Золушки!»— заплакала Щечка.

В Золушку принц влюбился! — откуда-то крякнул Разум.

Отстань, не мешай, — ответила Щечка и продолжала причитать: — Аи горемычная, да кому же я такая блед­ная нужна!

Аристократы ртутью мазались ради бледности! — пискнула Самооценка и затихла. Затихла и Щечка. «Да, бледновата, конечно, но пикантна, ничего не скажешь», — вдруг произнесла она, разглядывая свое отражение, заставив носик подняться повыше. Неожиданно загрохотал звонок с урока и они все вместе, т. е. и Щечка, и Ра­зум, и Самооценка, и Глаза с глупыми волосатыми Ресницами, и все остальные Щечки, Ресницы и пр., дружно рванули из класса в столовую.

И тут, пробегая по коридору, Щечка впервые заметила:

— Надо же, сколько интересных красивых щек! — Все такие непохожие: с родинкой, без, румяные, бледные, пухлые, худые, как в золотую крупинку и еще много разных, но одинаково замечательных. Да я и сама ниче­го! — внезапно подумалось ей.— И вроде не дура, что очень даже хорошо».

Прошли месяцы, а может даже и годы. Щечка подросла, но всегда любила вспоминать об этом случае, при­творно изумляясь: «Как я могла раньше плохо о себе думать, на родинки и конопушки чужие внимание обра­щать». Прекрасно помнила Щечка, что красота ее именно в том, чем непохожа она на других.

Вопросы для обсуждения

Из-за чего переживала Щечка? Были ли ее переживания обоснованы?

Почему Щечка не верила Разуму и Самооценке? Как бы ты убеждала бы Щечку?

Какой вывод из этой истории сделала для себя Щечка?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал