Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава LV. Чудовищные изображения китов




В самом недалеком будущем я нарисую вам, насколько это возможно сделатьбез помощи полотна, достоверный портрет кита, каким он в действительностипредставляется глазам китобоя, когда собственной тушей он оказываетсяпришвартованным к борту судна, так что по нему даже ходить можно. В связи сэтим целесообразно будет предварительно обратиться к тем на редкостьфантастическим образам китов, которые еще и по сей день успешно взывают кдоверчивости обывателя на суше. Наступило время просветить мир на этот счет, доказав полную ошибочность подобных представлений. Весьма вероятно, что первоначальным источником этих образныхзаблуждений были древние индусские, египетские и греческие скульпторы. С техсамых изобретательных, но не очень гонявшихся за точностью времен, когда намраморных панелях храмов, на пьедесталах статуй и на щитах, медальонах, кубках и монетах дельфин изображался закованным, наподобие Саладина, в латыи облаченным в шлем, вроде святого Георгия, с тех самых пор эти вольностиизобильно допускаются не только в обывательском представлении о китах, ноподчас даже и в научном. Несомненно одно: наиболее древний из существующих портретов, хоть вкакой-то мере напоминающий кита, находится в знаменитой пагоде-пещереЭлефанты в Индии. Брамины утверждают, что в бессчетных статуях, заключенныхв этой древней пагоде, запечатлены все занятия, все ремесла, все мыслимыепрофессии человека, нашедшие там свое отражение за целые столетия до того, как они действительно появились на земле. Неудивительно поэтому, что и нашблагородный китобойный промысел был там предугадан. Индуистского кита, окотором идет у нас речь, можно встретить там на отдельном участке стены, гдевоспроизводится сцена воплощения Вишну в образе левиафана, ученое имякоторого Матсья-Аватар. Однако, несмотря на то что изваяние представляетсобой наполовину человека, а наполовину кита, так что от последнего тамимеется только хвост, все-таки даже и этот небольшой его отрезок изображенсовершенно неправильно. Он, скорее, похож на сужающийся хвост анаконды, чемна широкие лопасти величественных китовых плавников. Но пройдитесь по старинным галереям и поглядите на портрет этой рыбы, принадлежащий кисти великого христианского живописца; последний достиг небольшего, чем допотопные индуисты. Я говорю о картине Гвидо, на которойПерсей спасает Андромеду от морского чудовища, или кита. Где, интересно, взял Гвидо образец для подобного немыслимого создания? Да и Хогарт, живописуя ту же сцену в своем " Нисхождении Персея", оказался ничуть нелучше. Грандиозная туша Хогартова чудовища с осадкой едва ли в один дюймпокачивается целиком на поверхности моря. На спине у нее нечто вродеслоновьего седла с балдахином, а широко разинутая клыкастая пасть, кудакатятся морские валы, с успехом могла бы сойти за Ворота Предателей, которыеведут от Темзы в Тауэр. Имеются также киты на заставках старого шотландцаСиббальда и потом кит Ионы, каким он изображался на гравюрах и эстампах встаринных изданиях Библии и в древних букварях. Но что уж тут о нихговорить! Или вот киты переплетчиков, словно виноградная лоза обвивающиестержень корабельного якоря, - их позолоченные изображения украшают обложкии титулы многих книг, как старых, так и новых, - это существа весьмаживописные, но полностью вымышленные, позаимствованные, надо думать, сизображений на античных вазах. Хотя они повсеместно считаются дельфинами, ятем не менее объявляю эту переплетную рыбу попыткой изобразить кита, ибо такбыло задумано первоначально, когда только стали пользоваться этим значком.Его ввел в употребление один старый итальянский книгоиздатель где-то веке впятнадцатом, в период возрождения учености, а в ту эпоху, да и досравнительно недавнего времени, считалось, что дельфин - это вид левиафана. На виньетках и прочих узорах в некоторых старинных книгах можно иногданайти очень забавные попытки изобразить китов, из чьих неисчерпаемых череповструями бьют всевозможные фонтаны, гейзеры, ключи, целые источники Саратогии Баден-Бадена. Забавных китов можно видеть также на титульном листе первогоиздания " Развития учености". Теперь, оставив любительские опыты, обратимся к тем портретамлевиафана, которые претендуют на достоверность и научность и принадлежаткисти людей знающих. В старинном сборнике Гарриса имеется несколькоизображений кита, взятых из одной голландской книги путешествий, изданной в1671 году н. э. и озаглавленной: " Плаванье к Шпицбергену за китами накорабле " Иона в Китовом Чреве"; шкипер Петер Петерсон, из Фрисландии". Наодной из этих гравюр киты представлены в виде огромных бревенчатых плотов, плавающих между айсбергами, и по их живым спинам бегают белые медведи. Надругой гравюре допущена чудовищная ошибка - кит изображен с вертикальнойлопастью хвоста. Или вот существует такой солидный том in Quarto, написанный некимКолнеттом, капитаном первого ранга Британского флота, и озаглавленный: " Плаванье за мыс Горн к Южным морям с целью расширить области промысла наспермацетовых китов". В этой книге имеется зарисовка, долженствующая являтьсобой " Изображение Физетера, или Спермацетового Кита, снятое в масштабе скита, убитого у берегов Мексики в августе 1793 года и поднятого на палубу".Я не сомневаюсь, что капитан, приказав снять это правдивое изображение, заботился о достоверности всего труда. Но только, позволю себе заметить кпримеру, глаз у этого кита такой, что если приставить его в соответствии сприложенным масштабом к взрослому кашалоту, окажется, что у него вместоглаза - сводчатое окно в пять футов длиной. Ах, мой доблестный капитан, почему ты не сделал так, чтобы из этого глаза выглядывал Иона? И даже самые добросовестные компиляции по естественной истории, составленные для просвещения нежной юности, не свободны от не менее ужасныхошибок. Взять хотя бы известную книгу Голдсмита " Одушевленная Природа". Всокращенном лондонском издании 1807 года имеются иллюстрации, изображающиеякобы " кита" и " нарвала". Мне не хотелось бы показаться грубым, но этотнепрезентабельный кит сильно смахивает на свинью с обрубленными ножками, ачто касается нарвала, то беглого взгляда на него довольно, чтобы вызватьизумление: как можно в наш просвещенный девятнадцатый век перед грамотнымишкольниками выдавать за подлинного подобного гиппогрифа? Далее; в 1825 году великий натуралист Бернар Жермен, граф де Ласепед, опубликовал ученый труд по систематике китов, с иллюстрациями, изображающимиотдельных представителей различных левиафановых видов. Все они совершеннонеправильны, а что касается изображения гренландского кита, Mysticetus'a (тоесть, попросту говоря, настоящего кита), то даже Скорсби, человекмногоопытный в обращении с этим видом, отрицает существование в природе егопрототипа. Но венец всей этой путаницы принадлежит ученейшему Фредерику Кювье, брату знаменитого барона. - В 1836 году он опубликовал свою " Естественнуюисторию китов", в которой приводится нечто, долженствующее, по его словам, быть изображением кашалота. Тому, кто вздумает показать такой рисунок любомуиз жителей Нантакета, не мешает заранее обеспечить себе поспешноеотступление с этого острова. Кашалот Фредерика Кювье - это не кашалот, апопросту тыква. Конечно, автор был лишен преимущества личного участия вкитобойном плавании (такие, как он, редко обладают помянутым преимуществом), но все-таки, откуда он взял этот рисунок, хотелось бы мне знать? Быть может, он почерпнул его оттуда же, откуда позаимствовал своих доподлинных выродковего предшественник в той же области - Демаре? Я имею в виду китайскиерисунки. Ну, а что за веселые ребята - китайские рисовальщики, на этот счетмножество удивительнейших чашек и блюдец могут нас просветить. А что можно сказать о китах с вывесок, которых мы видим на улицах надлавками торговцев ворванью? Обычно они представляют собой китовых РичардовТретьих, обладающих верблюжьими горбами и дикой свирепостью; пожирая назавтрак по три-четыре матросских расстегая (по три-четыре вельбота, набитыхморяками), эти уродливые туши барахтаются в море крови и синей краски. Но все столь многочисленные неправильности в изображении кита вконечном счете вовсе не так уж и удивительны. Посудите сами. Зарисовки побольшей части делались с прибитых к берегу дохлых китов, и они примерно также достоверны, как достоверно рисунок потерпевшего крушение корабля совзломанной палубой воспроизводит благородный облик этого гордого создания вовсем великолепии его корпуса и рангоута. Слонам вот случалось выстаивать, позируя для своих поясных портретов, а живые левиафаны еще никогда неслужили натурщиками для собственных изображений. Живого кита во всем еговеличии и во всей его мощи можно увидеть только в море, в бездонной пучине; его огромная плавучая туша в мгновение ока исчезает из виду, подобнобыстроходному линейному кораблю; и никакому смертному не под силу поднятьего из водной стихии, оставив при этом на нем нетронутыми величественныехолмы и возвышенности. И, не говоря уже о весьма значительной разнице вконтурах между молодым китом-сосунком и взрослым платоновым левиафаном, дажеесли кита-сосунка удастся втащить на палубу, его сверхъестественную, змеевидную, гибкую, зыбкую форму сам черт не в состоянии уловить. Некоторые, вероятно, подумают, что, разглядывая голый скелетвыброшенного на берег кита, можно почерпнуть кое-какие надежные сведениякасательно его подлинного облика. Какое там! Одна из величайших особенностейлевиафана заключается в том, что скелет его почти не дает представления оего живом облике. Вот скелет Иеремии Бентама, подвешенный вместо люстры вбиблиотеке одного из его душеприказчиков, правильно передает облик староготвердолобого джентльмена-утилитариста со всеми прочими личными особенностямипочтенного Иеремии; но из левиафановых расчлененных костей невозможноизвлечь ничего. Действительно, как говорит великий Хантер, скелет кита имеетне более близкое отношение к самому животному, в полном его облачении и совсеми ватными прокладками и подушками, чем насекомое - к той круглойкуколке, которая его скрывает. Эта особенность наиболее убедительно выраженав строении головы, как покажет попутно дальнейшее повествование. Она жевесьма любопытным образом проявляется в строении бокового плавника, костяккоторого почти точно соответствует скелету человеческой руки, только безбольшого пальца. В плавнике имеется четыре настоящих костяных пальца: указательный, средний, безымянный и мизинец. Однако все они навечно упрятаныв рукавицу из живой плоти, подобно тому как человеческие пальцы прячутся вматерчатую варежку. " Сколь бы неосмотрительно ни обращался с нами подчаскит, - шутливо заметил как-то Стабб, - никогда не скажешь, что он берется занас голыми руками". В силу всех этих причин, куда ни кинь, все равно поневоле приходитсязаключить, что великий Левиафан - единственное в мире существо, которому несуждено быть изображенным ни на бумаге, ни на полотне. Конечно, один портретможет быть более метким, чем другой, но ни единому из них никогда не попастьточно в цель. Так что реальной возможности обнаружить, как же именновыглядит на самом деле кит, не существует. И единственный способ получитьхотя бы приблизительное представление о его живом облике - это самомуотправиться на китобойный промысел; но, поступая так, вы подвергаетесьнемалому риску в любой момент быть атакованным китом и пущенным ко дну. Вотпочему, на мой взгляд, вам не следует проявлять чрезмерной придирчивости припопытках ознакомиться с внешностью Левиафана.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал