Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биосоциальная сущность человека






Человек появился на Земле в результате длительной эво­люции живых организмов и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее близкими род­ственниками человека являются высшие приматы, эволюци­онные пути с которыми у человека разошлись 5-7 млн лет назад. XX в. решил проблему родства между человеком и че­ловекообразными обезьянами в пользу теории Дарвина, ко­торый считал, что эволюция постепенно привела от древней обезьяны к человеку. Процесс возникновения человека уче­ные называют антропогенезом (лат. genesis — возникновение, греч. антропос — человек). Предпосылками антропогенеза были сложная психическая деятельность высших животных; зачатки орудийной деятельности; инстинктивный труд чело­векоподобных предков; сложная стадная жизнь высших жи­вотных. Но природа человека определяется не только биоло­гическими, но и социальными факторами. Поэтому человек является биосоциальным существом. От любого животного он отличается следующими чертами: — умением изготавливать орудия труда при помощи дру­гих орудий и использовать их в целях производства;

— человек сам создает условия своего существования;

— прямохождение, позволяющее лучше видеть окружаю­щую обстановку и освобождающее руки;

— способность человеческой руки выполнять сложные и тонкие функции;

— большой мозг и сложная нервная система, способствую­щие развитию интеллекта;

— наличие абстрактного мышления;

— наличие членораздельной речи;

— жизнедеятельность носит не биологически запрограмми­рованный характер, а сознательно-волевой, социально обусловленный;

— деятельность человека носит универсальный характер. Сегодня можно утверждать, что производственная дея­тельность человека, с одной стороны, и мышление и язык — с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1, 5 млн лет. Счи­тается, что человек современного нам типа (кроманьонец) воз­ник примерно 30-40 тыс. лет назад. После этого биологичес­кая эволюция практически прекратилась, ведущую роль ста­ла играть социальная эволюция.

Процесс возникновения и формирования общества на­зывается социогенезом (лат. socio — общий, общество). Таким образом, весь процесс возникновения человека и человечес­кого общества называется антропосоциогенезом.

Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, свое полное развитие человек получает толь­ко в обществе. Сознание, речь, поведение, другие важные фак­торы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, еди­ничным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально-своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации.

Характерной особенностью человека является его спо­собность к социальной адаптации, умение индивида приспо­сабливаться к условиям социальной среды. С другой сторо­ны, человек, как любая биологическая система, способен к саморегуляции, т. е. к поддержанию на определенном уровне физиологических и других биологических показателей. Со­циальный прогресс не способен преодолеть все природные чер­ты, свойственные человеку как биологическому существу.

Вместе с человеком появилась новая форма существова­ния материи, высшая по сравнению с биологической — соци­альная. Но в то же время человек, являясь существом соци­альным, нормально функционирует, используя, а не нару­шая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.

Бытие — философское понятие, отражающее факт суще­ствования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре фор­мы бытия:

— бытие процессов природы и вещей, созданных челове­ком;

— бытие человека;

— духовное бытие;

— социальное бытие.

Бытие человека — это реальный процесс его жизнедея­тельности, ограниченный во времени рождением и смертью. Первичная предпосылка бытия человека — это жизнь его тела, которая зависит от законов природы. Право на жизнь сегод­ня рассматривается как фундаментальное право человечес­кого индивида.

Мотивы деятельности человека определяются необходи­мостью удовлетворения его потребностей. Под потребностью понимается противоречие между наличной ситуацией и необ­ходимыми условиями жизни и развития человека. В основе любой человеческой потребности лежит биологический фак­тор — врожденный инстинкт.

Инстинкты бывают:

— витальные (лат. vita — жизнь), которые обеспечивают жизнедеятельность организма;

— социальные (отношения человек—человек, человек—об­щество);

— интеллектуальные — инстинкты познания. Потребности человека делятся на биологические, соци­альные, духовные.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал