Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СУХАНОВ И.В. (р.1923)






 

Иван Васильевич Суханов, доктор философских наук, тема докторской диссертации «Обычаи, традиции, обряды как социальные явления» (1974). Заведовал кафедрами фи­лософии в Казанском авиаинституте (1955-1961), Горьковского политехнического ин­ститута (1966-1971). С 1971 года – зав. кафедрой философии Института водного транс­порта (сейчас Волжской академии водного транспорта). Заслуженный деятель науки России.

В нашей стране советского периода он одним и первых делал попытки по исследова­нию традиции, опубликовав первую достаточно серь­езную статью о традиции - «Место и роль традиций в развитии социалистического общества» (1960).

Он давал следующие определения традиции: «Тради­ция- это система действий, передающаяся из поколение в поколение и формирующая мысли и чувства людей, вызываемые у них оп­ределенным общественным отноше­нием.» (Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества \\ Труды Казанского авиационного института. Общест­венные науки (философия). Казань. 1960. Вып.53.С. 93).

«Традиции - это такие формы общественных отношений, посредством которых приоб­ретают ус­тойчи­вость мысли и чувства, соответствующие этим отношениям. Эта обще­ственная роль тра­диций осо­бенно отчетливо просматривается в тот момент их развития, когда оформлявшиеся ими обществен­ные отношения, способствуя выработке у людей таких чувств, мыслей, духовных качеств, которые требовались умершими об­щественными отношениями» (Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества \\ Труды Казанского авиационного института. Общест­венные науки (философия). Казань. 1960. Вып.53.С. 98). Или еще, но несколько позднее он давал такое определение: «Обычаи и традиции – это нерегламентированные юри­дическими уста­нов­лениями формы передачи новым поколениям способов реализации сложив­шихся в данном обществе идеологических отноше­ний (политиче­ских, нравствен­ных, эстетических, религиозных). В каждой общественно-экономической формации образованию системы обычаев и традиций всегда предшествовало утверждение экономических и соответствующих им идеологических отношений, и только на основе их возникали обычаи и традиции, выполнявшие роль социальных ме­ханизмов передачи опыта поведения, накопленного старыми поколениями, молодым поколениям» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горь­кий. 1973. С.4).

 

«Традиции и обычаи в отличие от других элементов культуры представляют собой спо­собы реализации идеологических отношений (политических, нравственных, эстетиче­ских, религиозных и т.д., поддерживается не деятельностью законодательных институтов общества, а силой общественного мнения, личных убеждений и привычек» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.15).

 

В то время проблема традиций была связана с анализом их соотношения с обычаями. Вопрос не со­всем так уж актуален, чтобы на нем останавливаться серьезно, но в то время на эту тему го­ворили все, кто касался вопросов традиции. Суханов утверждал: «Содержанием обычая всегда бывает правило поведения – деятельное предписание поступка в конкретной ситуации. Оно подробно регламентирует то, что в данном случае нужно делать, и не требует того, каким нужно быть» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.16). Суханов говорит: «В отличие от обычая традиция непосредственно направлена не на идеологическое от­ношение, а на духовные качества личности, не­обходимые для успешной реализации этого отношения. Обычай утилитарен, он устанавливает порядок отношений только в настоящем времени. традиция лишена подобного утилитаризма; формируя в человеке определенные духовные качества как обобщенные отражения самых разнообразных конкретных отношений, она вместе с регулированием отношений настоящего времени устанавливает способы реализации отношений, могущих возникнуть и в будущем»(Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.18).

Т.е. обряд это внешне исполнение каких-то предписаний поведения, а традиция это действие исходя из «внутренних убеждений» лич­ности. Он считает, что обычай формирует простые привычки – стереотипно повторяющиеся дейст­вия, в известной мере носящие характер автоматизмов, а вот традиция формирует сложные привычки – определенную направлен­ность поведе­ния. Этим он, наверное, хо­тел сказать, что тра­диция – это более выс­шая форма организации культуры.

Суханов считает, что: «Область материального производства не входит в сферу дей­ствия обы­чаев и традиции…. Сфера действия обычаев и традиций – область идео­ло­гических обще­ст­венных отноше­ний» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как со­циальные явления. Горький. 1973. С.127-128). Здесь он критикует сторон­ников «расширительной» трактовки тра­диций. Кроме Н. Сарсенбаева, этой «расширитель­ной» точки придерживались, в частности, А. Уледов и Л.Буева. А. Уледов писал: «Тра­диции имеют место в материальном производстве, в политической жизни, в художест­венном творчестве, в науке и т.д.» (Уледов А.Н. Структура общественного сознания. М. 1968. С.177). Ему вторила и Л. Буева: «..нет оснований для «зачисления» традиций и обычаев в явления преимущественно духовной жизни общества и истолкования их как норм и принципов общественного поведения людей на уровне практического обыденного сознания» (Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С.89).

Хотя мнение Суханова имеет смысл. Действительно, переда­ются образцы, «слепки» с поведенческих и деятельност­ных форм, которые носят символический, «ду­ховный» ха­рактер. Но это не причина, конечно, ограничивать традицию лишь областью идеаль­ного, хотя бы потому, что идеальным, символическим проникнута вся культура.

 

Как правильно в свое время подчеркивал П. Сорокин, что без этих символических форм менталитета, выражающих ценно­сти и нормы, социальное взаимодействие пред­став­ляет из себя обычное биофизическое явле­ние. Сам Суханов, утверждая о том, что в сфере материальной деятельности традиции не действует, признает, что существует воздействие со стороны морали на те или иные формы труда и типы дея­тельности. Но существует не только моральная и идеологическая оценка труда, но и сам процесс труда со­стоит из устойчивых навыков, стабильных технологий производства, которые передаются из поколения в по­коление. С одной стороны, Суханов прав, считая, что в традиции передается не­что как «идеальный образец», хотя и воплощенный в матери­альной форме, зачастую, - но, с другой стороны, материальное производство также имеет свои традиции, свой «этос».

Суханов считает сферу действия обычаев и традиций как нерегламентируемые зако­ном, а по­тому су­жает сферу действия традиции, но тем не менее он правильно подчер­кивает, что «не­смотря на то, что сфера действия обычаев и традиций с возникновением государства и права, различных уставных ор­ганизаций значительно сужена, юридиче­ские и уставные регламентации не вытеснили эти социаль­ные явления из области регу­лируемых общественных отношений» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.131-132).

Суханов занимается анализом причин неудач введения традиций и обычаев социализма в два­дцатые года. Он совершенно верно говорит, что в «обрядах двадцатых годов было одно слабое звено: орга­ни­заторы этих обрядов не понимали того, что в обряд нельзя вводить действия са­мой жизни; обрядо­вые акты всегда символичны, они служат выра­жению мыслей и чувств в средствах, отличных от яв­лений реальной жизни» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.198). Но, с другой стороны, эти док­лады и заседания, пение «Интерна­цио­нала» все-таки имело по началу для необразованной массы именно этот символический смысл и ре­ли­гиозное «действо», вопрос состоит, поэтому не в том, что они не имели «символиче­ского харак­тера», а эти «символы» оказались недееспо­собны.

Хотя и Суханов считает сферу действия обычаев и традиций как нерегламентируемые зако­ном, а по­тому су­жает сферу действия традиции, но тем не менее он правильно под­чер­кивает, что «…не­смотря на то, что сфера действия обычаев и традиций с возникно­ве­нием государства и права, различных уставных ор­ганизаций значительно сужена, юри­диче­ские и уставные регламентации не вытеснили эти социаль­ные явления из об­ласти регу­лируемых общественных отношений» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, об­ряды как социальные явления. Горький. 1973. С.131-132).

Суханов занимается анализом причин неудач введения традиций и обычаев социализма в два­дцатые года. Он совершенно верно говорит, что в «…обрядах двадцатых годов было одно слабое звено: орга­ни­заторы этих обрядов не понимали того, что в обряд нельзя вводить действия са­мой жизни; обрядо­вые акты всегда символичны, они служат выра­жению мыслей и чувств в средствах, отличных от яв­лений реальной жизни» (Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький. 1973. С.197). Но, с другой стороны, эти док­лады и заседания, пение «Интерна­цио­нала» все-таки имело по началу для необразованной массы именно этот символиче­ский смысл и ре­ли­гиозное «действо», вопрос состоит, поэтому не в том, что они не имели «символиче­ского харак­тера», а эти «символы» оказались недееспо­собны.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.1976.

2. Суханов И.В. Обычаи, традиции как социальные явления. Горький. 1973.

3. Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества \\ Труды Казанского авиационного института. Общественные науки (философия). Казань. 1960. Вып.53.С.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал