Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матрица кодов традиции






 

Традиция по своему характеру похожа на тропизмы, которые наблюдаются в биологических формах организации природы. Тропизмы выявил Жак Лёб, который в своих идеях следовал идее Декарта о животных машинах.

Матрица кода традиции представляет «смысловое» произведение двух матриц – это матрица ан­тропологических кодов, которая состоит из «векторной» суммы трех антропологиче­ских факторов: ин­стинкта - А(И), разума - А(Р) и ценности - А(Ц); и матрица культурных кодов, которая составлена из трех составляющих культуры: век­торной суммы символических систем менталитета – ∑ К(М), векторной суммы социальных по­веденческих актов - ∑ К(С) и векторной суммы хозяйственных технологий – ∑ К(Х):

|| ∑ К(М) ||

|| А(И), А(Р), А (Ц)|| • || ∑ К(С) ||

|| ∑ К(Х) ||

 

Все элементы этой матрицы кода достаточно независимы. К примеру, между инстинктом и разумом, хотя и есть связь, но, как известно, они противостоят друг другу, таким же образом ценность и разум связаны друг с другом, но часто противопо­лагаются. Из этих циклических флуктуаций отношений и вырабатывается своеобразие той или иной традиции. Но этим не ограничивается число возможных конфигураций. В той или иной традиции играют роль и культурные коды. Следует заметить, что культурные коды – это не культурные формы. В культурных формах действуют куль­турные коды. К примеру, в сфере менталитета действует культурный код во всем объ­еме составляющих культурного кода, ибо в сфере менталитета действуют не только коды символических конструкций, а и коды социальных поведенческих актов. Сфера менталитета – это еще и социальная форма со своим «кодексом» поведенческих актов, которые выработала себе интеллигенция – социальный носитель менталитета. Кроме этого в сфере ментальности действуют и хозяйственные аспекты – творчество по соз­данию символических систем – это труд и форма духовного производства, а потому для устойчивости и трансляции традиции имеют значение не только добротность символических конструкций и социальные ритуалы интеллигенции как факторы устой­чивости традиции, но и хозяйственные факторы – экономическая деятельность образовательных учреждений, сеть издательских центров, наличие печатных органов – научных журналов и иных периодических изданий.

Многие считают, что символические системы зависят либо от тех или иных ритуалов и социальных актов поведения или же из хозяйственных практик. Это не всегда так. Как неправомерно выводить инстинкт из разума, или разум из ценности, так неправо­мерно выводить символические системы из социальных актов поведения или хозяйственных практик. Да, они взаимосвязаны, но обладают достаточной независимо­стью, друг друга определяют. Это относится и к культурным кодам, каждое из трех множеств культурных кодов обладает своим смысловым содержанием, которое может лишь частично редуцироваться из других множеств культурных кодов: символические системы не могут идентифицироваться с социальными актами поведения и хозяйствен­ными практиками; социальные акты поведения не могут выведены полностью из сим­волических систем и хозяйственных практик и т.д. и т.п.

 

 

2. СООТНОШЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ

 

Человек – величина переменная. То, что люди отличаются друг от друга – это истина известная. Они отличаются по психофизиологическим предрасположенностям, по пси­хике и по характерам. Они отличаются по уровню образования, социальному положению и типы хозяйственной деятельности. Важным моментом современной мен­тальности является подчеркивание того, что поведение человека имеет исторический характер, и тип человека существенно влияет на устойчивость тех или иных культур­ных форм, и культурные формы влияют на тот или иной тип человека. Существенным моментом в формировании типа человека является степень увеличения рациональных форм мышления, поведения и деятельности и вывод на периферию инстинктивных форм.

 

3. САКРАЛЬНОЕ И ПРОФАННОЕ

 

Динамика традиции определяется степень напряженности между сакральным центром традиции и её периферийным окружением.

Динамика традиции определяется также расположенностью сакрального центра во временной последовательности. Сакральный центр находится либо в прошлом, либо в настоящем, либо в будущем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал