Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика Советской власти весной и летом 1918 г. Начало утверждения однопартийной системы.






 

1. Первоочередными задачами большевиков после Октябрьского пе­реворота было создание политических, экономических, идеологических предпосылок для создания нового государства, для перехода к новому, со­циалистическому способу производства. Обратите внимание на следую­щие вопросы: какой по характеру была власть, установившаяся в стра­не, чьи интересы она отражала, какими методами - демократическими или диктаторскими - осуществлялось руководство страной.

Далее раскройте процесс создания системы центральных ор­ганов советской государственности (ВЦИК, Совнарком, ВЧК, Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-морского флота и др.). Покажите, что этот процесс сопровождался острой борьбой различных политических сил за власть.

Политические цели доминируют и в экономической политике большевиков. Они предпринимают ряд мер по установлению контроля над промышленностью и финансами. При этом акцент делался на «рабочем контроле» над производством, который мыслился как кратко­временный этап, необходимый для подавления саботажа буржуазии и овладения массами управленческого навыка. Однако сопротивление пред­принимателей рабочему контролю приводит к национализации предпри­ятий. В отличие от промышленности банки большевики попытались на­ционализировать сразу же. Но овладеть Государственным банком и обеспечить регулярное финансирование правительства большевикам уда­лось только в конце ноября. В декабре 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

В первые месяцы после Октября были проведены общедемокра­тические мероприятия. Укажите основные направления действий больше­вистского правительства.

2 ноября 1917 г. была принята Декларация прав народов России. Какие права включала эта Декларация? В чем было ее пропагандистское значение?

Власть большевиков осенью-зимой 1917 г. была еще слаба. По существу она опиралась лишь на неустойчивую поддержку революционизированных рабочих и солдатских масс, ней­трально-благожелательную позицию крестьянства и характеризовались отсутствием сплоченных сил. Эти обстоятельства заставляли большевиков искать союз­ников. Такой союзник четко обозначился в дни Октябрьского переворота в лице левых эсеров. Выясните, с какой целью большевики включили левых эсеров в состав правительства, когда левые эсеры вошли в него, как складывались взаимоотношения большевиков и левых эсеров в 1917-1918 гг. В целом эта первая и последняя правительст­венная коалиция в Советской России сыграла решающую роль в вы­живании большевистской власти, так как ликвидировала возникший в начале ноября правительственный кризис, обеспечила ей опору среди крестьянства и помогла решить принципиальную проблему Учредительного собрания.

2. Важным направлением деятельности советского правительства стала борьба с политическими оппонентами. В октябре 1917 г. по ини­циативе Ленина был принят декрет о печати, положивший начало уду­шению оппозиционной прессы, сначала «буржуазной», а затем социали­стической. Только в первые месяцы было закрыто 150 газет. 28 ноября СНК объявил кадетов «партией врагов народа» и потребовал ареста их лидеров.

Однако наиболее важным для большевиков был вопрос о судьбе Учредительного собрания. Обещанные всеми партиями выборы в Учредительное собрание должны были состояться в ноябре 1917 г. Подумайте, почему лозунг созыва Учредительного собрания был популя­рен у всех социалистических партий. Какие надежды связывались с его работой? Как проходили выборы в Учредительное собрание? Представи­тели каких партий оказались в числе депутатов Учредительного собра­ния? Сравните их политические программы. Могло ли собрание, в кото­ром сошлись представители различных партий, решить поставленные пе­ред ним вопросы?

5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание. Больше­вики и левые эсеры оказались в меньшинстве. Ленин предлагал разо­гнать собрание. Но большевики не поддержали Ленина и согласились на его проведение. Укажите аргументы большевиков, высказанные в защиту собрания. Однако в ходе собрания большевики и левые эсеры покинули зал заседаний, а затем разогнали и депутатов.

Разгон Учредительного собрания не вызвал массо­вых выступлений по стране. С чем это связано? Дайте оценку роспуска Учредительного собрания. Обратите внимание на особую значимость для закрепления политической основы нового государственного строя России Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III съездом Советов (январь 1918 г.), и первой советской Конституции, при­нятой V Всероссийским съездом Советов (июль 1918 г.).

Таким образом, главным итогом первого этапа послеоктябрьской истории стало создание советской государственности и овладение боль­шевиками ключевыми механизмами власти. Власть эта не была еще прочной, и большевики вынуждены были разделить ее с левыми эсера­ми.

3. Существенным актом Советской власти, проливающим свет на изменение внешней политики, явилось подписание Брестского мира в марте 1918 г. Вспомните текст Декрета о мире. Насколько, по-вашему, реально в тот момент было заключение мира на таких услови­ях? Как вы думаете, оглашение этого декрета было политическим шагом для завоевания популярности в массах или реальной попыткой начать переговоры с воюющими державами? Раскройте характер борьбы по этому вопросу. Кто уполномочен был вести переговоры в Брест-Литовске? Как вы думаете, убеждения и политические взгляды наркома иностранных дел повлияли на ход переговоров или нет? Почему «левые коммунисты» и левые эсеры требовали продолжения войны? Чем Вы объясните позицию Троцкого по затягиванию переговоров и отклонению германского ультиматума (5 января 1918 г.) в Брест-Литовске, вызвав­шую большие территориальные потери страны: предательством, своево­лием или убежденностью в скором начале мировой революции, которая сметет все границы? Изложите условия Брестского мира. Почему Ленин назвал его «горьким, обидным, тяжелым, но необходимым, по­лезным, благодательным уроком»? Кто должен был извлечь уроки и почему? Как соотносился Брестский мир с вековыми интересами России на ее западных границах? Когда был аннулирован Брестский договор?

Следует иметь в виду, что Брестский мир привел к разрыву блока большевиков с левыми эсерами и вызвал консолидацию всех оппозици­онных большевикам сил как внутри страны, так и вне ее.

В 1918 г. была принята первая советская Конституция. Можно ли считать ее Конституцией государства диктатуры пролетариата?

Весной 1918 г. большевики столкнулись с острым экономическим и политическим кризисом. Голод, растущая безработица и усталость рабочих вызывали рост антибольшевистских настроений. Ленин быстро поменял акценты. Он призвал приостановить в городах «красногвардейскую атаку на капитал» и сделал ставку на так называемый государственный капи­тализм. Одновременно было развернуто наступление на деревню. Левые эсе­ры, которые еще оставались в Советах, не могли примириться с проводимой большевиками политикой. В июле 1918 г. произошел левоэсеровский мя­теж. Дайте оценку этому событию. Началось складывание однопартийной системы. Гражданская война способствовала этому.

Литература

Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 1994.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. М., 1995.

Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917-1921 гг.: Мешочники. СПб., 2002.

Россия в начале XX в. М., 2002.

Шамбаров В. Государство и революция. М., 2001.

Шанин Т. Революция как момент истины. 1905-1907 гг.- 1917-1922 гг. М..1997.

Булдаков В. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. М., 1995.

Давыдов А.Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917-1921 гг.: Мешочники. СПб., 2002.

История советских репрессий. 1917-1995. М., 1997.

Павлов Д.Б. Большевистская диктатура против социалистов и анархистов. 1917 –середина 1950-х годов. М., 1999.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели. М., 1997.

Харченко К.В. Власть- Имущество_ Человек: передел собственности Шишкин В.А. Власть Политика. Экономика: Послев большевистской России 1917 –начала 1921 г. М., 2000.

революционная Россия 1917 – 1928 гг. СПб., 1997.

 

 

24. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал