Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменение европейской ментальности в XIX веке.
В XIX веке произошло существенное изменение менталитета европейского общества. Это рассматривается многими как какая-то тайна. М.Фуко задает себе этот вопрос о причинах изменения в своей книге «Слова и вещи», но ему, французу не понять эти причины, ибо причины в неблаговидных «делах» его нации. Первая причина всем известна – Французская революция 1789 г. и наполеоновские войны, которые потрясли всю Европу. И прежде всего –события, которые последовали после этого – это Реставрация. В данном случае, в творчестве ментальных и общественных форм Европы сыграли большое значение «русские штыки». В ходу было утверждение, что общественные формы, которые были уничтожены в результате революции, - это не просто неверно «придуманные» невежественным человеком формы, а выработанные в процессе эволюции естественные образования, изменение которых приводит к полному разрушению всего общества как Организма. Органическое мышление предполагает рассмотрение всего с точки целостности всех составляющих его элементов – как «пережитков», так и «инноваций». «Инновации» должны вводиться всегда с учетом этих «пережитков», в учетом Традиции. Потому начинает интенсивно разрабатываться тема исследований примитивных обществ и обществ Средневековья, которые традиционны. Что стимулирует резко исследования в области историографии и этнографии. Вторая причина, как правильно подчеркивал еще О. Конт в начале раздела «Социальная динамика» своего «Курса..», что этот новый век – Век Истории. Это естественно следует из первой вышеуказанной причины. В отличие от прежней мысли, где идеи историцизма не имели превалирующего значения, а только отдельными мыслителями начали пропагандироваться как раз перед началом Французской революции, во времена Реставрации приобрели значение «контрпарадигмы», которая должна была бы разрушить Разум Просвещения. Разум, как форма менталитета «упорядочивающая», не может функционировать в Истории, проблема эта достаточно известна со времен элеатов. Разум –есть «структура» взаимно расположенных статичных понятий с заданными четко определенными значениями. Именно так он понимался в Просвещении. История же иррациональна в том смысле, что она изменяет как взаимную расположенность понятий, так и значений их. Потому, естественно, мы наблюдаем в Романтизме- идеологии Реставрации- обращение к «эстетизму», ибо известно, что сфера искусства использует символы, метафоры или аллегории, которые предполагают и допускают наличие в себе блуждающих и многосмысленных значений. Сам Романтизм, своей формой философствования не допускает систематизации, пропагандирует тем самым Неразумность, ставит вместо Разума – Иронию. Романтизм (и сентиментализм), бывший к концу XVIII века «маргинальным» направлением, расцветает во времена Реставрации. Третья причина, состоит в парадоксальном результате всех этих «мутаций» ментальности. Рассмотрение общества как «организма» приводит к возникновению идеи «социализма», ибо «социализм» как идеология предполагает «общинность» социальных образований и принципы государственного управления хозяйственными процессами. Социалистические учения расцветают «пышным цветом» в самых разнообразных вариантах. Реставрация, породив историцизм и органицизм, породила сама себе «убийцу», ибо эти принципы породили секуляризированную религиозную форму социализма. С другой стороны, деструкция Разума в недрах Романтизма, породила идею Личности, которая может противостоять сухим, рациональным законам Разума и Права. Романтизм породил идею Героя, что уж совсем ни к чему для обеспечения стабильности европейского сообщества. Разрешение всех этих проблем- «чудовищ», которые породило стремление «усыпить» Разум Просвещения проходит сквозной линией через весь XIX век. Потому и становятся понятными такие напряженные споры об изначальности общинного устройства, споры о роли личности в историческом процессе, споры о роли Разума в человеческой культуре. В конечном счете, где-то во второй половине начинают в новой форме «возрождаться» идеи Просвещения, проявляться интерес к философии Канта, как вершине философии Просвещения.
Но есть и иная причина, которая «подкрепила» механизм социокультурных изменений –это становление машинного производства.
|