Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность бытия человека






Человек

Человек как биосоциальное существо

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Как биологическое существо человек принадлежит к выс­шим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Био­логическая природа человека проявляется в его анатомии, физио­логии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенци­альным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у чело­века не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемос­ти, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определенных причин оторванный с рожде­ния от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.

Основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. В-третьих, в процессе своей деятельности человек преоб­разует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. В-четвертых, человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

 

Сущность бытия человека

Бытием обладают не только явления природы, но и человек, сфера его деятельно­сти, сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Во всех проявлениях своей жизни человек предстает в сво­ей биосоциальной сущности. Это ведет к абсолютизированию двух указанных сущностей человека.

Биологический подход ограничен, так как акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человече­ской природы. Социологизаторский подход объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов, и приво­дит к представлению о человеке как социальном функционе­ре. Здесь человек предста­ет как податливый слепок социокультурной среды, он лишь продукт обстоятельств, в которые попадает и в которых вы­нужден существовать. Современные ученые пытаются отказаться от схемы социологизированного человека и доказать, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как это утверждал в свое вре­мя Дж. Локк), на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природ но-биологические задатки ин­дивида.

В связи с этим выделяются четыре основные формы бытия. В качестве первой формы выступает бытие процессов приро­ды, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естествен­ная, и «вторая природа» - очеловеченная. Вторая форма охватывает собой бытие человека. Третья форма - бы­тие духовное: внутренний духовный мир самого человека, его сознание, а также плоды его духовной деятельности (книги, картины, научные идеи и проч.). Четвертая форма - социаль­ное бытие. Оно состоит из бытия человека в природе, истории, обществе. Когда мы говорим об индивидуальном аспекте человеческого бытия, то предполагаем рассмотрение жизни человека, имею­щей продолжительность от рождения до смерти. В этих грани­цах его бытие зависимо как от его природных данных, так и от общественно-исторических условий существования.

В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится личностью, ос­ваивая достижения человеческой культуры. Социальное бытие понимается как жизнь общества, свя­занная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Об­щественное бытие (отношения людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального со­знания каждого индивида. Общественное бытие имеет конкретно-исторический ха­рактер.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал