Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль западноевропейского Средневековья






В эпоху феодализма в развитии экономической мысли Западной Европы был сделан шаг вперёд по сравнению с античностью. Господствующей формой идеологии в странах Западной Европы в эпоху феодализма был католицизм. Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам были облечены в религиозно-этическую форму.

В источниках, относящихся к раннему средневековью (VI—Х вв.), содержатся трактовки экономических проблем, которые возникли в этот период. После падения Западной Римской империи (476) все шее распространение стало получать понимание того, что труд должен быть единственным источником средств существования людей, в то время как в античном обществе физический труд считался презренным. По учению церкви, результатами труда надлежало делиться с неимущими, подавая милостыню. Античные авторы неравенство людей считали естественным принципом. После крушения рабовладельческого строя утвердилась иная точка зрения, согласно которой все равны перед богом. Исходя из положений, сформулированных в Библии, средневековые религиозные и светские авторы осуждали стремление к богатству как недостойное истинного христианина, в то время как в античном обществе гедонизм считался нормальным явлением.

Экономические проблемы раннесредневекового общества наиболее полное отражение нашли в источниках, относящихся к Франкскому королевству. Так, в Салической Правде (нач. VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводятся серьёзные ограничения на проникновение в общину чуждых ей элементов. Однако в то же время в этом памятнике нашёл отражение процесс разложения общинного строя салических франков и постепенного формирования классов, характерных для феодального общества.

Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла отражение в «Капитулярии о виллах» (нач.Х в.). В этом памятнике нет упоминаний об общине, что объясняется тем, что составитель «Капитулярия» не признавал за ней каких-либо важных экономических функций. В этом документе проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчины является её владелец, а население вотчины должно нести по отношению к нему установленные повинности. Ориентируясь на натуральное хозяйство, составитель «Капитулярия» предписывал взимать оброки в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей. Хозяйство каролингской вотчины было слабо связано с рынком, и продавать предписывалось лишь излишки сельскохозяйственной продукции.

Одной из проблем, которая привлекала внимание средневековых мыслителей в период классического средневековья, был вопрос о происхождении крепостничества. Французский юрист Ф. Бомануар (1247-1295), автор «Кутюмов Бовези» и Эйке фон Рёпков (не ран.1180 - не ран.1233), составитель «Саксонского зерцала», понимали, что крепостничество существовало не всегда и по своему рождению люди свободны. Объясняя возникновение личной зависимости, они вынуждены признать роль принуждения по отношению к крестьянам со стороны феодалов. Ф. Бомануар обосновывал монополию феодалов на землю, провозглашая принцип: «Нет земли без сеньора».

Господство натурального хозяйства и крепостничества в период классического средневековья не исключало наличия товарного производства. В городах существовали ремесленные цехи и купеческие гильдии, в торговых местечках регулярно проводились ярмарки. В до­кументах, в которых нашли отражение экономические взгляды средне­вековых горожан (в частности, в цеховых уставах), затрагиваются не­которые вопросы товарного производства. Важное значение придава­лось проведению в жизнь принципа цехового эгалитаризма, регламен­тации производства, сбыта, а также ученичества и найма подмастерь­ев.

Экономическая мысль Западной Европы в период классического средневековья развивалась под влиянием канонической доктрины. В середине XII в. болонский монах Грациан составил «Свод канониче­ского права», в котором содержались высказывания по экономиче­ским вопросам. Демагогически провозглашая в качестве идеала общую собственность, канонисты в то же время доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские гре­хи. Богатые призывались к раздаче милостыни. Занятиями, угодными богу, канонисты считали лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество, а также торговлю в целях получения барыша.

Экономические идеи канонического права получили систематиче­ское истолкование и развитие в учении итальянского монаха Фомы Аквинского (Аквината) (1225 или 1226—1274), который в 1879 г. был объявлен католической церковью святым. В своём трактате «Сумма теологии(пер. с лат.: «Основы учения о Боге»)» он обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и тексты Священ­ного писания. Утверждая, что верховным собственником всех вещей является бог, Аквинат в то же время защищал частную собственность, которая даёт возможность человеку жить так, как подобает его со­словию.

В духе своего времени Фома Аквинский выступал за самообеспе­ченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. Вместе с тем в его трактате нашли отражение специфические вопросы товар­ного производства. Центральным из них является проблема «справед­ливой цены». Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражая классовые интересы феодалов, автор «Основ учения о Боге» признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен Фома Аквинский признавал спра­ведливым на том основании, что феодалы и представители других при­вилегированных сословий больше значат «для общественной жизни», чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, Аквинат пытался дать сословную трактовку цены товара.

Фома Аквинский признавал, что деньги (монета) — «вернейшая мера для материальной жизни в торговле и обороте». Он понимал, что деньги обладают «внутренней ценностью», и выступал против порчи монеты. Однако при этом Аквинат допускал возможность не­значительного отклонения «номинальной ценности» денег, устанавли­ваемой государством, от их «внутренней ценности». Вслед за Аристо­телем Фома Аквинский утверждал, что «деньги не могут порождать деньги». Поэтому, как и «отцы церкви», он осуждал ростовщичество. Вместе с тем Фома Аквинский пытался обосновать благопристойность ростовщических операций, проводившихся в самых широких масшта­бах католической церковью.

Таким же противоречивым было и отношение Аквината к торго­вой прибыли. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью полу­чения барыша. С другой, торговая прибыль признавалась правомерной, если выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благородных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров.

Выражая интересы церковных и светских феодалов, Фома Аквинский обосновывал справедливость взимания земельной ренты. Он доказывал, что в виде ренты земельные собственники получают часть продукта, производимого землёй, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством.

Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся французский учёный Никола Орем (Оресм) (ок. 1323-1382). В своём «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» он высказал мысль о том, что деньги представ­ляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена то­варов. Он писал, что благородные металлы являются обычными това­рами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Н. Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Н. Орем подошёл к понима­нию существования объективных закономерностей денежного обраще­ния, однако открыть их ему не удалось.

Каноническая доктрина выражала интересы господствующего класса. Другим направлением экономической мысли в период средне­вековья являлись экономические взгляды, нашедшие отражение в ересях и в требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских вос­станий. В связи с этим Ф. Энгельс писал, что «революционная оппози­ция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде откры­той ереси, то в виде вооружённого восстания».

Одним из важнейших социально-экономических мотивов средне­вековых ересей являлась борьба против богатства церкви. Еретики про­поведовали идеалы «нестяжения», ссылаясь на пример первых хрис­тианских общин. Они активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли от­ражение утопические идеи «потребительского коммунизма».

Основными разновидностями средневековых ересей являлись бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская ересь была направлена Против церковного феодализма. Крестьянско-плебейская ересь была гораздо более революционной и обычно выливалась в восстании кре­стьян и городских низов. Выступая за восстановление раннехристианского церковного строя, идеологи крестьянства вместе с тем требовали установления фактического равенства между представителями всех сословий, ликвидации всех повинностей и налогов. Так, идейный вождь восстания Уота Тайлера в Англии (1381) Джон Болл говорил: |«Дела только тогда пойдут хорошо... когда имущество станет общим, когда не будет ни вилланов, ни дворян, но все будут в одинаковом положении».

Экономические взгляды идеологов, выражавших интересы крестьянско-плебейских слоёв, нашли отражение в требованиях восстаний крестьян и городских низов. С такими требованиями выступали, например, участники восстания Уота Тайлера. «Майл-Эндская программа» предусматривала ликвидацию крепостничества и всех связанных с ним повинностей, а «Смитфилдская программа» шла дальше и тре­бовала раздела между крестьянами церковных земель и общинных угодий, незаконно захваченных феодалами.

Апогеем революционного движения в эпоху реформации стала Крестьянская война в Германии (1524—1525). Её наиболее радикаль­ной программой явилось «Статейное письмо», в котором провозглаша­лась конечная цель восстания — перестройка общественных отноше­ний на началах справедливости. В другом документе — «12 стать­ях» — выдвигались менее радикальные требования. Программа «12 статей» предусматривала ликвидацию крепостничества, однако до­пускала сохранение феодального землевладения и повинностей кре­стьян. Ещё более умеренной была бюргерская «Гельброннская про­грамма», составленная Венделем Гиплером, предусматривавшая осво­бождение крестьян от феодальных повинностей за выкуп, равный двад­цатикратной величине ренты.

Крестьянская война в Германии, как и другие крестьянские вос­стания в период средневековья, потерпела поражение. В политически раздробленной Германии крестьяне, плебеи и бюргеры не смогли объединить свои силы в общенациональном движении. Однако она выдвинула ряд выдающихся мыслителей и народных вождей, одним из которых был Томас Мюнцер.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал