Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 2.Вымогательство в отношении мелких и крупных фирм.






Небольшое торговое агентство реализует в регионе товар крупного производителя. Фактически оно является посредником между этим производителем и потребителем товара. Вообще, агентства, чтобы работать с производителями, вынуждены делать целый ряд специфических инвестиций. В одних случаях они должны закупить специальное оборудование, в других – его сотрудники должны пройти специальное обучение, в третьих – от них требуется разработка торговой территории для товаропроизводителя (реклама и пр.). Все эти специфические инвестиции создают стимулы к вымогательству со стороны производителя. Так, после завершения разработки торговой территории он может снизить комиссионные и другие отчисления агентству, выполнившему эту разработку, или заменить его другим. Обычная практика защиты от вымогательства – вертикальная интеграция – в данном случае не работает: как правило крупные фирмы не заинтересованы в покупке мелких, предпочитая контрактные отношения, а мелкие фирмы не имеют возможности влиять на поведение крупных фирм (их переговорные силы просто не сопоставимы).

Но агентство может обезопасить себя от вымогательства другим способом, а именно сделав дополнительные специфические инвестиции, которые привяжут к нему клиентов — потребителей товара, выпускаемого производителем. В ситуации, когда клиенты несут издержки при переходе от одной торговой площадки к другой (например, потому что агентство предоставляет определенный сервис, который у клиента непосредственно ассоциируется с данным товаром), возможности производителя оказывать давление на агентство уже сильно ограничены. Если отношения между ними будут прерваны, это скажется, в первую очередь, на прибылях производителя.

24. Теория трансакционных издержек в анализе контрактных отношений:

Контрактная неполнота вытекает из теории трансакционных издержек.

Во-первых, индивиды обладают ограниченной информацией, и поэтому заключаемые ими контракты могут быть неполными.

Во-вторых, механизмы принуждения к исполнению контрактов несовершенны, что объясняется:

неспособностью институтов, принуждающих к исполнению контрактов, обеспечить выполнение тех положений, основанных на непроверяемых данных;

ограниченной рациональностью судей, что приводит к задержкам принятия решений и ошибкам.

В условиях неполноты контрактов и неэффективности судебной системы, стороны стараются защититься от оппортунизма партнеров с помощью альтернативных механизмов.

В рамках теории трансакционных издержек решается задача минимизации трансакционных издержек управления контрактными отношениями. Исходя из этого критерия оцениваются:

сравнительная эффективность механизмов принуждения к исполнению контрактов;

факторы, влияющие на эффективность механизмов.

Основные типы контрактов и формы их реализации:

Контракт купли-продажи:

Предконтрактный оппортунизм обусловлен асимметрией информации в пользу продавца и проявляется в виде неблагоприятного отбора со стороны продавца (рынок подержанных автомобилей).

Постконтрактный оппортунизм возникает из-за специфичности активов и проявляется со стороны продавца в виде вымогательства (покупка дорогих расходных материалов), или из-за асимметрии информации и проявляется со стороны покупателя в виде морального риска (недобросовестное использование товара).

Если в контракте купли-продажи нет специфичных активов, то он обладает свойством дискретности и реализуется в форме классического контракта. Если это контракт купли-продажи доверительного товара, то он реализуется в форме неоклассического контракта. Контракт купли-продажи не реализуется в форме отношенческого контракта.

Контракт найма:

Контракт найма из-за асимметрии информации страдает от предконтрактный оппортунизма наемного работника в виде неблагоприятного отбора.

Постконтрактный оппортунизм из-за асимметрии информации проявляется в виде морального риска со стороны наемного работника и в виде вымогательства со стороны нанимателя, использующего наличие у работников специфичного человеческого капитала (навыки могут быть использованы только на конкретном рабочем месте).

Контракт найма подразумевает продолжительные отношения работника и нанимателя, поэтому он не может реализовываться в форме классического контракта и реализуется в форме неоклассического или отношенческого контракта.

Контракт кредита:

На предконтрактной стадии возможен оппортунизм со стороны заемщика, что приводит к неблагоприятному отбору.

На этапе реализации контракта кредита асимметрия информации может приводить к моральному риску со стороны заемщика и к вымогательству со стороны заемщика, если кредитор сделал в него специфические инвестиции (переговорная сила заемщика возрастает, и он может настаивать на продлении сроков и увеличении объема финансирования).

 

Тип контракта Оппортунизм Форма реализации контракта
Ex ante Ex post
Вид Оппорту-нист Вид Оппорту-нист
Контракт купли-продажи неблагопри-ятный отбор Продавец м оральный риск вымога-тельство Покупатель Продавец Классический (специфичности активов нет) или неоклассический
Контракт найма Неблагопри-ятный отбор Наемный работник моральный риск вымога-тельство Наемный работник Наниматель Неоклассический или отношенческий
Контракт кредита Неблагопри-ятный отбор Заемщик моральный риск вымогательство Заемщик Заемщик Неоклассический или отношенческий

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал