Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй раздел Казахстан в период расцвета Средневековья






Третья глава ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХШ вв.)

ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1212 гг.) Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства яв­лялся внук Бильге Кул Кадыр-хана Сатук Богра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было со­здано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную террито­рию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке. В этнический состав государства Караханидов входили племе­на жикил, ягма, карлуков, огузов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителя­ми избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан-хана и Богра-хана были связаны с тотема­ми - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).

Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представи­телям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись со­ветники, везиры.По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетель­ствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрыва­ется, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители. Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные. По сравнению с системой правления предшествовавших тюрк­ских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодаль­ным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора на­логов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддер­жания правящей власти. Одной из разновидностей землевла­дения была икта - земельный надел, по­жалованный хаканом своим приближен­ным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мукта. Однако икта навечно не узаконива­лась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу. Кроме икты существовали и другие разновидности землевла­дения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие зе­мельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству. Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их матери­альной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались. В оседлых районах основным видом угнетения мелких кресть­ян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и пер­сидских источниках таких земледельцев именовали музари или барзигары. Другой разновидностью гнета в период государства Караха­нидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды нало­гов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохожде­ния военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников — феодалов (крупных земельных собствен­ников). В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой об­щественного строя, сильным как политически, так и экономически.

Политическое положение государства. После смерти основа­теля государства Сатука Богра-хана в стране начались политичес­кие распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую рели­гию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако вто­рой сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верхов­ного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно пе­реходила из рук в руки. Несмотря на это, государство Караханидов умело использова­ло в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй полови­не X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Богра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он за­воевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Од­нако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в мест­ности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоева­тельные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневидскому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Караханидами, согласно которому весь Присырдарьинский ре­гион оказался во власти Караханидов. Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр. Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западно го ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный Туркестан. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Баласагун, а позднее - город Кашгар. К За­падному ханству относился Мавераннахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд. Традиционно Восточное ханство счи­талось основной частью государства Ка­раханидов. Поэтому его хан являлся ве­ликим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого не произошло из-за разгоревшейся меж­доусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-тегина одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но дли­тельная междоусобная борьба между двумя владениями государ­ства Караханидов продолжалась, все более ослабляя государство. Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столи­цу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поне­воле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вме­шивался во внутреннюю систему управления государством Кара­ханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно вы­полнял его указания. В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самар­канд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Маве­раннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управле­ния государством Караханидов. Но они назначали ханами предан­ных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государ­ство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэто­му караханидские правители во время сбора налогов для караки­таев старались пополнить и свою казну. Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему сво­его управления, Караханиды распространили свое господство на Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самаркан­де и Узгенде они чеканили свои монеты. В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться госу­дарство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хо­резм нанесло ощутимый удар по каракитаям. Следившие за обстановкой пра­вители государства Караханидов поддер­жали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухаммед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти пра­вителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук. Таким образом, пало государство Караханидов, просущество­вавшее около двух веков.

Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кентах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях раз­вивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жайляу (летние), кузеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимо­вок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочев­ники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Та­кой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Ка­захстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобла­дало оседлое скотоводство. Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжени­ем аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Тради­ционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая ско­товодческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства - коневодство.

Культура. В период государства Караханидов за счет обеднев­ших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов. Развитие городской культуры привело к росту числа мастерс­ких по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен­ных источниках часто встречаются данные об увеличении числен­ности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и тор­говцев. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры согдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде. Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знат­ных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи-Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было свя­зано с распространением среди населения исламской религии. Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань. Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было раз­носторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.

§ 11. НАЙМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛАИРЫ Расселение племен. Эти племена издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были цент­ральные и западные районы Монголии, с востока граничащие с Казахстаном. Начиная с X века, они стали осваивать его террито­рию. В конце средних веков эти племена вошли в этнический сос­тав казахского народа. Поэтому вся их история и жизнь тесно свя­заны с историей казахского народа.

Найманы. По письменным источникам VIII века, союз из вось­ми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими гора­ми. Монголы называли их найманами. Слово «найман» по-монголь­ски означает «восемь». А по другим сведениям, в Монголии имеет­ся река Секиз (по-тюркски - восемь), поэтому племена, населяв­шие берега этой реки, монголы называли найманами. Государство найманов становится известным во второй полови­не XII века. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Этот город не раз переходил из рук в руки: то к уйгурам, то к кыргызам, то к каракитаям. Государство достигло своего расцвета при найманском хане Наркеше Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская жизнь. Младший брат хана Инанч-бильге благодаря сво­им большим организаторским способностям много сделал для ук­репления государства. Он стремился приобщить найманов к ис­кусству, ремеслам и мирной жизни. Поэтому в народе его прозва­ли Бильге ханом (Знающим ханом). При правлении этого хана най­маны окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объеди­нив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Ему удалось расширить торговые отношения с другими странами. Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана - Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусоб­ная борьба за власть. Ханство раскололось на две части. Даян хан стал править степным краем, а Буйрык хан остался властвовать в местности Орунгу на реке Черный Иртыш на Алтае. Решив воспользоваться междоусобицей среди найманов, монгольский хан Чингисхан и хан кереев Ван, напав на них, одер­жали победу над войсками Буйрык хана. Хан найманов бежал к енисейским кыргызам. Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы и другие племена в 1201 году созвали курултай. Одним из его орга­низаторов являлся Буйрык хан. В местности Согак произошла их битва с войсками Чингисхана и Ван хана. Найманы и другие пле­мена потерпели поражение в этом сражении. Буйрык хан переко­чевал на юг Алтая. Войска Чингисхана взяли хана в плен и он был казнен. Даян хан направил свои войска под командованием Коксу Саурыка против Ван хана. Захваченный в плен Ван хан был также убит. Узнав об этом, Чингисхан в 1204 году организовал поход про­тив Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана Кучлук переселился в Жетысу.

Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери (кериленцы). Судя по письменным источ­никам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен, Се­ленга и Аргун. Кереи на западе соседствовали с найманами и с уйгурами. Они пользовались древнетюркской письменностью. Когда образо­валось Монгольское государство, писарями в нем в основном яв­лялись кереи. По свидетельству из исторического памятника «Тайная исто­рия монголов» (XIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Находясь в союзе, оба ханства не раз давали совмест­ный отпор меркитам, найманам и другим племенам. Ставкой Керейского государства была местность Битобе на вос­токе от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. По монгольским письменным историческим источникам, эта местность являлась жайляу керейского хана Торы (Тогурыла). Историки, исследовавшие время появления города Улан-Ба­тора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, жиркиы, конкаев, сакаев, тутау, албатов, тунхаев, кыркунов. Летовки Торы хана находились в Талане, Дабане и Науыре, а зимовки - на берегах реки Откел, в местностях Орман курке, Толе, Камысты, Куланды, Кулыне и в других местах. Названия этих зе­мель схожи с казахскими. Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Кур- шакуз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел поражение от татар (по-монгольски - тата), а его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи другого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном районе ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана. К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Неизвестно даже, когда он стал ханом. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев. После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если вы будете жить близко друг к другу, то буде­те лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг друга». После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул. В конце XII века Керейское государство, занимавшее террито­рию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайр- хон) вновь распалось на две независимые друг от друга части. Не­довольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, напра­вил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать по­ражения только благодаря помощи Чингисхана. По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях. Однако мирные отношения между керейским ханом Торы и Чин­гисханом длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы Историки, исследовавшие время появления города Улан-Ба­тора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, жиркиы, конкаев, сакаев, ту- тау, албатов, тунхаев, кыркунов.Летовки Торы хана находились в Талане, Дабане и Науыре, а зимовки - на берегах реки Откел, в местностях Орман курке, Толе, Камысты, Куланды, Кулыне и в других местах. Названия этих зе­мель схожи с казахскими. Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел поражение от татар (по-монгольски - тата), а его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи другого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном районе ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана. К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Неизвестно даже, когда он стал ханом. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев. После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если вы будете жить близко друг к другу, то буде­те лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг друга». После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул. В конце XII века Керейское государство, занимавшее террито­рию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайр-хон) вновь распалось на две независимые друг от друга части. Не­довольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, напра­вил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать по­ражения только благодаря помощи Чингисхана. По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях. Однако мирные отношения между керейским ханом Торы и Чин­гисханом длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы хан потерпел поражение. Во время отступления он был убит найманским полководцем. Часть раздробленных племен кереев при­соединилась к другим племенам, а другая часть переселилась на восток Казахстана. Персидский историк Рашид ад-Дин писал о кереях: «Жившие в IX-XIII веках на территории Монголии кереи - сильно развитый на­род. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень вы­сокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».

Жалаиры. О существовании этого племени как самостоятель­ного государственного образования нет никаких сведений ни в араб­ских, ни в персидских письменных источниках. Лишь в монголь­ских летописях скупо упоминается о нем. В них говорится, что племя жалаиров населяло берега рек Селенга и Хилок, а так же верховья реки Орхон и хребты Каракорумских гор. В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и ба­тыр Мукали (Мукылай). За безупречную и верную службу великий хан присвоил ему титул «куй ун чинсан тайжи», «гован»- «великий князь». И доверил ему командование левым крылом своего тумена (10-тысячного войска). В монгольских летописях другой жалаир Жамука фигуриру­ет то как ближайший друг Чингисхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Ар- гын) созвал курултай и объявил себя гурханом. Узнав об этом, Чин­гисхан заключил союз с ханом кереев Торы и осенью того же года нанес поражение Жамуке, принудив его подчиниться своей власти. В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. Под­тверждением этому является тот факт, что в монгольской «Золо­той летописи» жалаир Мукылай упоминается как крупный воена­чальник монголов. Один из первых казахских историков Кадыргали Косымулы Жалаири (XVI в.) писал, что во времена Чингисхана жил воена­чальник Сартак Ноян. Его сыном являлся жалаир Саба, от него произошел жалаир Тебре бек. А потомком Тебре бека был Айтоле бек, этот знатный человек командовал войсками Урус хана. Далее ученый свидетельствует, что жалаиры - одна из больших ветвей племени алаша. Их называли «тарак танбалы жалаирами». Это было в период вхождения жалаиров в состав казахского народа. Жалаиры входили и в состав всех тюркоязычных народов на тер­ритории Средней Азии. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

Политический строй. Системой правления племен являлась ханская власть. Она состояла из объединений племен и была про­образом формировавшегося феодального государства. Власть осу­ществлялась по улусной системе. Улусная система управления не была похожа на родовую или племенную системы. Она была бли­же к народной системе управления. Улус имел свою определенную территорию. К нему относились объединенный союз нескольких племен или народности, имеющие самое многочисленное население и самую обширную территорию расселения. В монгольских письменных источниках говорится, что племя жалаиров было самым крупным и известным среди других пле­мен, состояло оно из десяти родов. К тому же в те времена ханство состояло из нескольких улусов. В каждом из них избирали пра­вителей ханской орды, военачальников и нукеров (воинов хана). Ханская ставка считалась высшим органом власти. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан сам назначал командующих тысячами и туменами.

Хозяйство. Найманы, кереи и жалаиры в основном занима­лись скотоводством, а кереи преимущественно коневодством. Ско­товодство носило сезонно-полукочевой характер. Кочевья и их направления находились в прямой зависимости от мест летовок различных племен, от количества пастбищ, водных источников и богатого травостоя. У кереев, жалаиров, найманов было два вида кочевания. С од­ной стороны, кочевали большими группами, а, с другой, отдельные семьи кочевали самостоятельно или небольшими объединениями. Выращивали преимущественно лошадей и овец. Лошадь являлась средством передвижения, кочевники питались ее мясом и молоком. Овец держали ради мяса, шкур и шерсти. Эти племена содержали и крупный рогатый скот. В кибитки на колесах запрягали быков. Основным жилищем были юрты.

Связи с соседними народами. В «Тайной летописи монголов» содержится много сведений, что найманы соседствовали с мерки тами, тангутами и монголами. Говорится, что они находились между собой то в мирных отношениях, то в состоянии войны, по­этому не могли создать сильное централизованное государство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал