Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы научного и философского познания







Метод (греч. Methodos - < путь к чему - либо>) это система принципов, приемов, правил, требований, к-ми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методология – это учение о методах познания и преобразование действительности. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. Метод имеет три аспекта:

1. предметно-содержательный – в методе отражено знание о предметет исследования; метод основывается на знании, в частности на теории, к-ая опосредует отношение метода и объекта. Метод содержателен, эта та же теория, но направленная на познание и преобразование объекта.

2. операциональный - зависимость метода от субъекта, на формирование правил-предписаний влияет уровень научной подготовки спец, его умение и опыт. Субъектность метода – на одной теории возникают модификации метода.

3. аксиологический - степень эффективности, надежности, экономичности метода.

Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Специфические признаки научного познания: 1. Н. имеет дело с идеализированными объектами; 2. Н. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир; 3. Н. всегда опирается на определенные методы; 4. Важнейшие методы науки - гипотезы и теории; 5. Н. ориентируется на будущее; 6. Н. знание предметно и объективно.

Научное познание – это зрелая форма познавательной деятельности людей. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становиться научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное – это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Задачами научного познания в уразумении сущности объекта, постижение истины, установлении связей, отношений и закономерностей. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики.

Критерии научности: 1. Воспроизводимость 2. Проверяемость 3. Проблемность 4. Мобильность 5. Критичность 6. Практичность 7. Имперсональность 8. Системность

К числу характерных признаков научного метода обычно относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и тд.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания делятся на следующие основные группы:

1. Философские методы – характеризуют чел-ое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности чел-ка. Объективная основа – общефилософские закономерности понимания окружающего мира, самого чел-ка, его мышления, процесса познания и преобразования мира чел-м (даилектический, метафизический, аналитический – совр анлитическая фил-я, интуитивнй, феноменологический, герменевтический и тд,). Фил методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не опр-т оконч рез-т познания прямо и непосредственно.

Диалектико-материалистическая методология. Объективную основу диалектического метода составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот метод не подменяет методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Основные принципы:

Объективность – принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

А) исходить из чувственно-предметной деят-ти (практики) во всем ее объеме и развитии

Б) осознавать и реализовать активную роль субъекта познания и действия

В) исходить из фактов в их совокупности уметь выражать логику вещей в логике понятий

Г) выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований

Д) умело выбирать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее

Е) рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций

Ж) подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно- критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

Всесторонность (д. пр-п познания, выражающий всеобщую связь всех явлений действит-ти) включает следующие требования:

А) вычленение предмета исследованияи проведение его границ

Б) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета

В) его целостное многоаспектное рассмотрение

Г) осуществлдение познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

Д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

Конкретность (ф. категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) и ли как мыслительно-конкретное (на теоретическом этапе).

А)_ требование «вывести» данное явление из его субстанционального признака и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое

Б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях.

В) учесть многообразные условия места, времени, и др обст-ва, изменяющие бытие этого предмета

Г) выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного

Д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

Историзм (ф-й пр-п, являющийся методологическим выражением саморазвития действ-ти в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Требования:

А) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования

Б) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этаповего исторического движения

В) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета

Пр-п противоречия (д. пр-п, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к сл. Требованиям:

А) Выявление предметного противоречия

Б) Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия

В) исследование другой противоположности

Г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них

Д) прослеживание этапов развития данного противоречия

Е) анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения

Ж) определения места противоречия в системе других противоречий предмета

2. общенаучные подходы и методы исследования – характеризуют ход познания во всех науках.Их объективная основа – общеметодологические закономерности познания, к-ые включают в себя и гносеологические принципы (методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, формализация и тд).

1) Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.). Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не только ученые а все люди. Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе мыслят логически но не все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился раньше научного. Им пользовались и древние греки и теологи средних веков. Логический метод послужил основой для научного но последний качественно отличается от него.

Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования. Когда частности изучены, наступает “обратная” стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое. А и С порождают в каждой области специальные методы.

Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Абстрагирование - это временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас. отвлечение от других свойств, к-ые в данном контексте несущественны. Идеализация – предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Определение предела того или иного свойства (абсолют). Пример: понятие “точка”. Введение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов.

Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция, дедукция, аналогия Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.Индукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль. При этом сущ и отдельные строгие формы инд как математическая. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Дает достоверное знание, если верна посылка. Как методы исследования индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают полную и неполную индукцию. Полная – вывод какого-либо общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента множества. На практике чаще всего встречается неполная индукция, как общее из лишь части предметов данного класса. Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования. Аналогия тесно связана с методом моделирования - прием познания, кот-й позволяет посредством одной системы воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования. Различаются модели материальные и идеальные.

Моделирование. Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих познание.Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании изучения модели. Моделирование – это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы. Модель – это имитация одного или ряда свойств объекта с помощью некоторых иных предметов и явлений. Если модель и оригинал – одинаковой физической природы, то это физическая модель. Если в виде формальной системы с помощью знаков, то логически-знаковая модель. Матер. модель - вещественное воспроизведение исследуемого объекта. Идеальные модели представляют собой совокупность мыслительных элементов - матем формул, уравнений. Моделирование применяется потому, что оно дает возможность осуществить исследование, в отсутствие самого оригинала. При этом возможно предметное, физическое, математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели.

Системный подход - это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. СП – явл-ся не философским, а общенаучным, хотя и базируется на философско-методологическом принципе системности. Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным (в идеале) или необходимым (для каких-то практических целей) количеством связей с другими объектами данной системы.

2) Научные методы исследования:

а) Методы построения эмпирического знания. Эмпирический уровень - непосредственно соприкасается с действительностью. Явленческая сторона действительности. Здесь получение исходных данных, подготовка эмпирич. исследования, формирование фактов науки. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение, а также использование приборов (т.е. опосредованное исследование). Словом для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение мб непосредственным и опосредованным, например с помощью микроскопа и т.п. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Важнейшее место в подготовке наблюдений является уяснение задач наблюдения, требований, предварительная разработка планов.

Эксперимент - это исследование к.-л. явления путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Чел не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданые условия, отвечающие целям иссследования. Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение. Особую роль познания составляет мыслительный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью.

Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств. В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание. Основное научное требование к описанию – это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Измерение – процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за единицу.это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

б) Методы построения теоретического знания. Теоретический уровень - более высокий уровень, уровень идеализации, абстрагирования. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.

Формализация - это построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Ф. – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Огрубление реального объекта. Формализация рассуждений состоит в том, что, во-первых, происходит отвлечение от качественных характеристик предметов; во-вторых, выявляется логическая форма суждений, в которых зафиксированы утверждения; в-третьих, само рассуждение.

Аксиоматический подход. Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не требуется.

Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Гипотеза – форма и метод теоретического исследования. Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие, догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям. В р-те формир сама гипотеза как наиболе вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидеии новых.

Гипотеза- знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанное теорет. Построение (рассуждение). Это - некоторое утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленному знанию (фактам, законам, принципам), достоверность которого уже доказана; должна объяснять все факты, относящиеся к данному кругу явлений. Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию.

В ходе доказательства одни гипотезы становятся теорией, а другие отбрасываются, превращаются в заблуждения. Новые гипотезы выдвигаются на основе проверок старых, даже если они были отрицательными.

В широком смысле теория - знание вообще, в узком - знание, имеющее строго определенную форму. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики действительности. Исходные положения теории - аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем.

Основным элементом теоретического уровня познания является теория – совокупность связанных между собой обобщенных положений. Теория – высшая форма организации знания. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т. не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т. является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие основные элементы теории:

1.исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и тп.

2.Идеализированный объект- абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов(идельный газ)

3.Логика теории – формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалектика – направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов и др форм теоретического знания.

4.Совокупность законов и утверждений, выведенных из основовположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5.Философские установки, ценностные, социоультурные основания.

Ключевой Эл-т теории- закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

Осн. Функции теории:

1. Синтетическая (объединяет, синтезирует знания)

2. Объяснительная (объясняет явления своей предметной области)

3. Методологическая (ср-во достижения нового знания)

4. Предсказательная – предвидение

5. Практическая

То любая теория имеет следующие основные особенности:

1. Т. – это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная развивающаяся система.

2. Чтобы превратиться в теорию, знание должно не просто описывать опр совокупность фактов, но и объяснять их

3. Для т. обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений

4. Т. знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений

5. Характер т. зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль в выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем лучше. Поппер – «критерий относительной приемлимости» - отдает предпочтение той теории, к-ая сообщает наибольшее кол-во инфорамции, те имеет более глубокое содержание, явл-ся логически более строгой, обладает большей объяснительной и предсказательной силой, может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

Исторический и логический методы исследования. Для изучения объектов, к-е не могут быть воспроизведены в опыте применяется исторический и логический методы. Использование исторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Обусловленность настоящего и будущего прошлым. Области его применения — прежде всего человеческая история, а также различные явления живой и неживой природы (возникновение жизни на Земле, образование полезных ископаемых — нефти, урана и др.). Этот метод позволяет получить представления о движении и развитии того или иного объекта, процесса. Логический метод исследования — это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта в форме определенной теории. При логическом исследовании объекта мы отвлекаемся от всех исторических случайностей, несущественных фактов, зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными случайными событиями. Из истории вычленяется самое главное, существенное, определяющее общую направленность развития.

3. специальные= частнонаучные методы – применимы только в рамках отдельных наук, соотв данной основной форме движения материи (методы механики, химии, физики, биологии тд). Их объективная основа – соотв специально-научные законы и теории.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки (каждая фундам наука представляет комплекс дисциплин)

5. Методы междисциплинарного исследовании – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникающих как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки науч дисциплин

Методология не есть простая сумма отдельных методов. Методология – сложная, динамическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия и тд.




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал