Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование понятий, основные пути изучения (Л.С. Выготский)






По Выготскому: единица - такой продукт анализа, который, в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому и которые являются далее неразложимыми живыми частями этого единства. Такая единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его Значении. Значение слова, его обобщение является актом мышления. Оно есть речь и мышление в одно и то же время. Значение слова рассматривается не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления.

Метод, предложенный Л.С. Выготским, был направлен на то, чтобы как можно больше освободиться от личного опыта ребёнка и поставить его в такие условия, при которых ему приходилось бы наиболее самостоятельно применять доступные ему формы классификации. Вместе с тем этот опыт был направлен на изучение динамики последовательного формирования понятия через анализ тех приёмов, которые применяются испытуемыми для решения предложенной им задачи.

Перед испытуемым раскладывался ряд геометрических фигур, которые имели разную форму, цветя размер. Все эти фигуры обозначались определёнными искусственными словами, и испытуемый, который брал одну из фигур, мог увидеть на её (ранее скрытой) нижней стороне написанное там слово, например «рас» или «мор» и т.д. Центральным для этого метода был тот факт, что данное искусственное слово обозначало новое, ранее не существовавшее в опыте понятие, включавшее комбинацию из нескольких признаков. В начале этого опыта испытуемым сообщали, что каждое слово имеет какое-то значение и они должны определить, что именно означает каждое слово, подобрав несколько предметов. Трудность этого опыта заключается в том, что искусственными словами обозначаются не простые, а комплексные признаки. Внимательное проведение этого опыта позволяло провести анализ того, как испытуемый постепенно, учитывая получаемую им новую информацию, вырабатывает искусственное понятие, какие шаги он делает, какую стратегию применяет и т.д.

Фазы формирования понятия в эксперименте:

1. Л.С. Выготский называл эту стадию «стадией кучи» или «хаоса». Научно её можно назвать «синкретической фазой», когда нет твёрдых принципов, которые лежат в основе организованного объединения предметов.

2. Создавалась группа, которая была построена не по типу устойчивого обобщенного понятия, а по принципу «комплекса», в который каждая из отобранных фигур входила по своему основанию. Таким образом, эта стадия психологически характеризовалась тем, что испытуемые, которые пытались найти, что именно обозначает данное им искусственное слово, объединяли предметы не по одному устойчивому признаку, а по разным меняющимся признакам.

3. Подлинная классификация предметов, которую можно обозначить как процесс категориальной классификации, или процесс формирования нового понятия в подлинном смысле этого слова. В этом случае стратегия поисков психологически была совершенно иной: испытуемый пытался найти понятия, гипотетически обозначал словом некоторую комбинацию признаков, вырабатывая таким образом новую абстрактную категорию, обозначенную данным искусственным словом.

Итог: стадии развития понятия:

1. Ряд фигур, между которыми нет никакой объективной связи – синкрет;

2. Ряд, в котором любые две фигуры связаны хоть по 1 параметру – комплекс (4 вида: ядерный, цепной, коллекция, диффузный);

3. Если отобранный набор предметов имеет общие признаки, но они не осознаются – псевдопонятие;

4. Если выбор осознан – понятие. (Выготский разделял понятия по характеру их содержание [конкретному/абстрактному] на потенциальные и истинные).

 

Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях.

При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал