Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандартизация в сестринском деле






В настоящее время в России экспертиза качества меди­цинской помощи базируется на оценке работы врачей, а не медсестер. Сегодня в России отсутствует система кон­троля качества работы среднего медицинского работника, так как управление качеством возможно только при нали­чии стандартов. В противном случае оценка качества ра­боты является субъективной и не отвечает требованиям времени.

Международным советом медицинских сестер провозгла­шена концепция универсальных стандартов, так как потреб­ности в сестринских услугах во всех странах одинаковы.

Одним из основных направлений реформы сестринско­го дела в России, реализации отраслевой программы явля­ется создание стандартов, их апробация и дальнейшее вне­дрение в практику.

Опираясь на определения, принятые Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Европейской эко­номической комиссией ООН (ЕЭК ООН), принципы и под­ходы к выработке стандартов и учитывая российский и зарубежный опыт, можно утверждать, что:

Стандарт — это эталон, образец, — единый и обяза­тельный, научно обоснованный, принимаемый за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов, дей­ствий и т.п., это нормативно-технический документ, уста­навливающий основные требования к качеству услуг. Стан­дартом может быть норма, модель. Например, норма по­ведения медицинской сестры отражена в Этическом кодек­се медицинской сестры и является стандартом поведения.

Модель сестринского дела — это направление на до­стижение цели, например, профессиональная модель, кото-

42


рая только разрабатывается для применения в сестрин­ском деле.

Для сестринского дела рекомендуется применять следу­ющие виды стандартов:

1. Стандарты структуры (управленческие).

2. Стандарты процесса (технологии выполнения про­
стых медицинских услуг, протоколы ведения больных).

3. Стандарты результата (реакций пациента на дей­
ствия медицинской сестры).

4. Стандарты содержания (сестринская деятельность по
отношению к врачу, пациенту или его родственни­
кам, а также описание принимаемых основных ре­
шений по всем вопросам сестринского дела).

В России первым элементом систематизации в сфере медицинских услуг является Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги», который введен в действие приказом Минздрава России № 374 от 22.12.98 и актуа­лизирован приказом Минздрава России № 113 от 10.04.01. В 2003 году принята программа развития системы стан­дартизации в здравоохранении на 2003—2007 годы, а в 01.01 2008 года создан'и введен национальный стандарт Российской Федерации «Технологии выполнения простых медицинских услуг». Правила построения, изложения, оформления и обозначения соответствуют ГОСТу 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты на­циональные РФ».

Структура данного стандарта состоит из общего поло­жения1, описываются область применения, цели и задачи их стандартизации, структура и правила заполнения раз­делов стандарта, а также критерии оценки медицинских технологий и перечень условий оказания и функциональ­ного назначения медицинских услуг.

Сегодня определены основные принципы стандартиза­ции в здравоохранении. Они могут быть сведены к следую­щим пунктам:

■ стандарты должны быть дифференцированы с уче­
том возможностей ЛПУ;

■ при разработке стандартов следует учитывать суще­
ствующие рекомендации (местные, территориальные,
национальные);

43


■ утверждение стандартов следует проводить после
клинических испытаний;

■ стандарты необходимо периодически обновлять.
При применении стандартов необходимо соблюдение ряда

обязательных условий:

1. Выбор стандарта должен соответствовать клиниче­
ской ситуации.

2. Уровень оказания помощи должен соответствовать
квалификации персонала и возможностям ЛПУ.

3. Медицинская сестра обязана знать и понимать стан­
дарт в целом (уметь обосновать каждое действие стан­
дарта).

4. На основе стандартов должны составляться индиви­
дуальные планы ухода за пациентами.

5. Согласно стандарту уход осуществляется в макси­
мально короткие сроки и в минимально достаточном
объеме.

6. Своевременный вызов врача, организация консуль­
тирования являются неотъемлемым условием соблю­
дения стандарта.

Создаются федеральные стандарты, например, ОСТ «Протокол ведения больных. Пролежни», утвержденный после апробации в 2002 году, «Протокол ведения боль­ных. Чесотка», 2003 год и другие. Примером региональ­ных стандартов могут быть стандарты, утвержденные на региональном уровне, например, «Профилактика внутри-больничной инфекции» 2004 года, утвержден в Самар­ской области.

Следует учитывать, что попытки стандартизовать ле­чебный процесс, сестринский процесс вызывают опреде­ленный негативизм у многих клиницистов, сестринского персонала. Слово «стандарт» подразумевает наличие стан­дартных ситуаций, заболеваний и пациентов, которых, как известно, не бывает. Умение применить «стандарт» яв­ляется профессиональным долгом медицинской сестры.

Совершенно очевидно, что «стандарты» являются ин­струментом управленческой деятельности, благодаря им сокращается время оказания помощи и ухода, улучшает­ся качество оказываемой помощи, объективно оценивает­ся труд медицинской сестры.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал