Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Их обусловленность его функциями






Как отмечалось в подразд. 3.1, при отсутствии социологического подхода к дизайн-деятельности, позволяющего исследовать цель, функции и задачи дизайна в обществе как целостное явление, обусловленное в своем развитии и социально-культурными, и социально-экономическими, и социально-психологическими факторами, перечень задач дизайна, выделяемых в качестве основополагающих, оказывается бессистемным, случайным, неполным.

Здесь не идет речь о задачах, решаемых специалистами в разных областях, направлениях, специализациях дизайн-деятельности и ее основных видах (систематизируемых в типологии дизайна в зависимости от приоритета утилитарного или эстетического начала, а также деятельностного, процессуального или предметного уровня ориентации дизайн-проектирования), см. разд. 2. И тем более о конкретных задачах формо-, стуктуро- и смыслообразования, решаемых практиками-дизайнерами в процессе разработки самых различных объектов художественного конструирования, имеющих свою специфику и определяющих выбор методически наиболее целесообразных тактик решения поставленных задач (например, методов исследования проектных ситуаций – дивергенция, методов поиска идей – дивергенция и трансформация, методов оценки – конвергенция и т. д.) [7].

Основные социально значимые задачи (а точнее группы задач) дизайна определяются системой его социально значимых функций (см. подразд. 3.2.), которые в разном сочетании и во взаимосвязи осуществляются именно в процессе и результатах постановки и решения этих основных групп задач.

 

Они заключаются в следующем:

1. Преобразование предметной среды во всех сферах и областях жизнедеятельности людей с учетом всех сторон человеческого фактора. Адаптация (приспособление предметной среды и ее компонентов) к био-социальным возможностям и социально-культурным потребностям человека.

Эта группа задач разделяется на две подгруппы:

1.1. Обеспечение удобства и безопасности пользования изделиями (наборами, ансамблями, комплектами) и требуемого уровня комфорта среды жизнедеятельности.

1.2. Обеспечение эстетического и художественного совершенства создаваемых объектов (в соответствии с общезначимыми эстетическими идеалами определенного этапа развития материально-художественной культуры).

В решении дизайном первой группы задач реализуются преобразовательная, познавательная, коммуникативная, адаптационная и художественная функции дизайна. Производной от последней является гедонистическая функция дизайна.

Ведущими в подгруппе 1.1 оказываются задачи преобразования и адаптации, сопутствующими – возможности познания потребителями объективных свойств изделий (и среды в целом) и содействия общению людей в процессе использования и восприятия вещей.

Ведущей задачей подгруппы 1.2 выступает задача достижения эстетической выразительности и художественной образности объектов дизайна, сопутствующей – задача обеспечения возможности эстетического наслаждения, обусловленная радостью постижения красоты произведения дизайна.

2. Обеспечение в комплексных разработках промышленной продукции оптимальности структуры и состава ее номенклатуры и ассортимента, а также высокого уровня потребительских свойств изделий (в соответствии с научно обоснованными комплексами потребительских требований к изделиям определенных групп, видов и типов).

Во второй группе задач реализуются определенные аспекты преобразовательной, адаптационной функций дизайна, а также функции социально-экономической эффективности дизайн-деятельности. Речь идет о проектно-типологическом, моделирующее-прогностическом подходе к решению задач оптимизации групповых и видовых ассортиментов промышленной продукции, ориентированном на достижение в данный период времени соответствия структуры и состава этих ассортиментов структуре и составу потребностей разных групп населения, с учетом их запросов, идеалов, предпочтений и различных ситуаций потребления (использования) вещей. А также о соответствии свойств изделий, как единиц ассортимента той или иной продукции, комплексам определенных потребительских требований (социальных, функциональных, эргономических, надежности, безопасности, экологических и эстетических).

В решении этих задач акцентируется социальная направленность и системность дизайн-деятельности, способствующая одновременно удовлетворению потребностей членов общества, его макро- и микрогрупп, индивидов в соответствующих изделиях-товарах и удовлетворению интересов производителей этой продукции в успешном безубыточном, прибыльном сбыте выпущенных ими товаров.

3. Обеспечение социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий объектов дизайна при обязательном учете требований экологии.

В этой третьей группе задач, взаимосвязанной со второй, рассмотренной выше группой, реализуются функции социально-экономической эффективности дизайна, а также экологической (защиты окружающей среды).

Но, в отличие от второй группы, в третьей акцент в задачах дизайна делается на учете интересов субъектов производства и сбыта продукции, разумеется, при соблюдении требований общества в целом, заинтересованного в социальной обоснованности принятия решений производителями о выпуске той или иной продукции и ее высоком качестве (абсолютная свобода субъектов производства и торговли в рыночной экономике идет вразрез с интересами общества в целом, она должна ограничиваться системой соответствующих узаконенных норм, правил, обязанностей). Безусловно, здесь для общества важен непременный учет и экологических требований.

Но без достижения экономически обусловленной эффективности, рентабельности, прибыльности производства и сбыта промышленных изделий, осваиваемых предприятиями по проектам дизайнеров, без удовлетворения этого условия дизайн вряд ли был бы востребован промышленностью и торговлей и не смог бы получить такого развития, какое получил в течение прошедшего века.

4. Обеспечение эффективности потребления (эксплуатации) изделий – объектов дизайна с учетом требований экологии.

В четвертой группе задач дизайна, также взаимосвязанной со второй, реализуются функции социально-экономической эффективности, защиты окружающей среды и адаптационной в тех аспектах этих функций, которые проявляются уже не в сфере производства и сбыта изделий-товаров, а в сфере их использования, эксплуатации, потребления.

Роль представителей интересов потребителей на производстве, которую взялись исполнять социально ориентированные, профессионально ответственные дизайнеры, требует от них максимума внимания к задачам этой группы.

Иначе они остаются на позициях стайлинга (коммерческого дизайна), ориентированного на покупателя, но не потребителя.

5. Повышение общей и художественной культуры, воспитание эстетического вкуса людей, содействие (благодаря знаково-коммуникативной сущности произведений дизайна как носителей определенной системы ценностей культуры) формированию в обществе гуманистических ценностных ориентаций и отношений, способствующих духовному развитию личности.

В этой последней из рассматриваемых, тесно взаимосвязанных групп социально значимых задач дизайна реализуются функции ценностно-ориентационная, общения (коммуникативная), воспитательная и опосредованно – художественная.

Знаково-коммуникативная сущность и социальный символизм мира вещей – произведений дизайна позволяют выражать в их художественном образе культурный смысл вещей, связанный с определенной системой ценностей, идеалов, ориентирующих людей в том или ином образе жизни, обусловленном кругом их потребностей.

От того, какие ценности современной культуры (учитывая ее конфликтность) предпочтет отражать в своем творчестве профессиональный дизайнер, от понимания им своей роли в формировании культуры и степени осознания меры социальной ответственности своей профессии за результаты этого процесса, во многом будет зависеть на­правленность реализации ценностно-ориентационной (аксиологической) и воспитательной функций дизайна во всем диапазоне решаемых задач.

В заключение следует подчеркнуть, что как функции дизайна, тесно взаимосвязанные между собой, представляют систему различных аспектов его социально-культурной сущности, (характеризующей многогранную роль дизайна в формировании культуры человека и общества), так и рассмотренные группы основных социально значимых задач дизайна являются структурными элементами общей системы, позволяющей в процессе реального функционирования дизайна в обществе стремиться к достижению социально значимой цели этой профессиональной деятельности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал