Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Авалокитешвара (таб. - ченрези) - мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления.






Авалокитешвара (таб. - Ченрези) - мужское медитативное божество, олицетворяющее сострадание полного просветления.

Бардо (тиб.) - промежуточное состояние между смертью и повторным рождением.
Бесповоротный выход (тиб'. - нге-джунг) - подход, связанный со стремлением оставить позади страдания сансары, а также их причины и вместо этого обрести покой нирваны, или полного просветления состояния Будды; в этой связи обычно употребляется термин " отречение".

Бинду (санскр.) - см. " капли".

Блаженство - крайне приятное ощущение; в высшей йога-тантре тончайшее сознание ясного света испытывает великое блаженство, сосредоточившись на пустоте.

Бодхичитта (санскр.) - альтруистическое побуждение бодхисаттвы; желание достичь просветления, для того чтобы приносить благо другим; полностью открытое и посвятившее себя другим существам сердце.

Бодхисаттва (санскр.) - тот, чья духовная практика направлена на достижение просветления; тот, кто обладает сострадательным побуждением бодхичитты.

Божественная гордость - сильная убежденность в достижении состояния определенного медитативного божества; ср. стадия зарождения.

Будда 1) (санскр.) - полностью просветленное существо; тот, кто устранил все омрачающие ум факторы и развил в совершенстве все добродетельные качества; первая из трех драгоценностей прибежища.
Будда - 2) см. " Будда Шакьямуни"

Будда Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.) - четвертый из тысячи основных будц современной эпохи; по происхождению - принц из североиндийского клана Шакья, обучал пути сутры и тантры, ведущему к освобождению и полному просветлению; основатель той философской системы, которая сейчас известна как буддизм.

Буддовость, или состояние будды, - см. " просветление".

Ваджрное тело - система каналов, энергетических ветров (тиб. терминология, используемая для описания движения энергетических потоков) и капель, существующая внутри обычного физического тела человека и активизируемая через практику высшей йогв-тантры, в результате чего возникает крайне утонченное состояния ума, позволяющего пережить блаженство (ср. " ясный свет"), что в свою очередь ведет к зарождению всепроникающей мудрости, способной искоренить омраченность ума.

Ваджрадхара (тиб. - Дордже-чанг) - мужское медитативное божество; обличье, через которое Будца Шакьямуни раскрывает ученикам учение тайной мантры.

Ваджрасаттва (тиб. - Дордже-семпа) - мужское медитативное божество; основная очистительная тантрииская практика, направленная на устранение препятствий, порожденных негативной кармой и нарушением данных обетов; ср. " предварительные практики".
Ваджрайогиш (тиб. - Дордже-налджорма) - женское медитативное божество; традиционно связываемое с Херука Чакрасамвара.

Ветер энергии - (санскр. - прана) - составляющая ваджрного тела; энергия, служащая в качестве основы для различных " грубых" и тонких состояний сознания.

Визуализация - использование творческого воображения в медитации, например при воссоздании и проявлении себя в обличье определенного медитативного божества; несмотря на этимологию этого термина, визуализация не всегда ограничивается зрительным рядом, но включает в себя весь спектр изобразительных средств (слух, осязание и т.д.).
Внутренний огонь (тиб. - тум-мо) - энергия, располагающаяся в чакре манипуре (в районе пупка), активизируемая на стадии завершения высшей йоги-тантры и используемая для направления энергетических ветров в центральный канал; называемая также " внутренним жаром", " физическим жаром".

Высшая йога-тантра (санскр. - ануттара-йога тантра) - четвертая и главная часть тантрийской практики, состоящая из стадий зарождения и завершения; через практику этого класса тантр тантрик может достичь полного просветления в течение одной жизни.

Гуру (санскр.; тиб. - лама) - духовный руководитель или наставник; тот, кто указывает последователю путь к осовобождению и просветлению; в тантре учитель рассматривается как единое целое с медитативным божеством и тремя драгоценностями прибежища.
Гуру-йога (санскр.) - основная тантрийская практика, в которой гуру рассматривается как существо, тождественное буддам; медитативному божеству (чью практику выполняет ученик), а также сущностей природе ума ученика.

Дока (санскр.) - буквально " небоходец" (тиб. ка-дро); мужское божество, помогающее (опытному) тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.
Докипи (санскр.) - буквально " женщина-небоходец" (тиб.. кадро-ма); существо женского рода, помогающее опытному тантрийскому практику активизировать энергию блаженства.
Далай-лама - мирской и духовный лидер Тибета; признан как воплощенный в человеческом облике Авалокитешвара, будда сострадания; современный Далай-лама Тэнзин Гьяцо родился в 1935 году и является четырнадцатым по счету в своей линии.

Двойственное видение - характерное для непробужденного сознания невежественное видение, при котором все вещи воспринимаются в ложном свете как обладающие самостной природой; при таком видении, внешний облик объекта смешивается с ложным образом его независимости или самости, таким образом приводя к развитию последующих двойственных взглядов относительно субъекта и объекта, себя и остальных и так далее.

Дхарма (санскр.) - духовные учения; буквально: " то, что удерживает от страданий"; вторая из трех драгоценностей прибежища.

Дхармакайя (санскр.) - см. " тело истины".

Заблуждение (санскр. - клеша; тиб. - ньен-монг) - фактор, омрачающий в своей основе чистую природу ума и таким образом приводящий к страданиям и состоянию неудовлетворенности; главное из заблуждений - невежество, поскольку оно порождает такие заблуждения, как пристрастная привязанность, ненависть, зависть и проч.

Иллюзорное тело (санскр. - майякаия; таб. - гйю-лу) - тонкая телесная форма, зарождаемая через практику стадии завершения высшей йоги-тантры.

Инициация - посвящение, см. " передача силы". Йидам (тиб.) -'- см. " медитативное божество".
Йога (санскр.) - духовная дисциплина, к которой человек " прикрепляет" себя с целью достижения полной интеграции тела и ума.

Йоги божеств - тантрийская практика " зарождения" себя в облике одного из медитативных божеств среди пречистого окружения.

Йога пустоты - в буддийской тантре практика растворения, рассеивания всех внешних проявлений в пустоте, используемая как предпосылка к самовоссозданию в пречистом облике медитативного божества.

Йогин - мужчина, практикующий йогу; тантрийский адепт.

Йогиня - женщина, практикующая йогу; тантрийский адепт.

Сострадание - (санскр. - каруна) - желание, чтобы все существа освободились от умственных и физических страданий; предпосылка для развития бодхичитты; символизируется Авалокитешварой.
Кайя (санскр.) - см. " три тела Будды".

Калачакра (тиб. - Ду-кор) - буквально: колесо времени; мужское медитативное божество высшей йоги-тантры, в практике которого содержатся наставления по медицине, астрологии и т.д., так же как и путь к просветлению.

Каналы (саскр. - нади) - составляющая ваджрного тела, по которой происходит движение энергетических ветров и капель.

Капли (санскр. - бинду) - составляющая ваджрного тела, используемая при зарождении великого блажества; бывают двух видов - красные капли, получаемые при зачатии от матери, и белые - получаемые от отца.

Карма (санскр.) - действие; закон причины и следствия, в котором благие поступки приносят счастье, в то время как отрицательные - страдание.

Колесо энергии - см. " чакра".

Колесница (санскр. - яна) - средства, указывающие практикующему путь и ведущие его к достижению желанной духовной цели; ср. " сугрвяна" и " тантраяна".

Концентрация - умение сосредоточить свой ум на любом выбранном объекте медитации, мысленно удерживая этот объект.

Коренной слог - в тантрийских визуализациях это возникающий из пустоты слог на санскрите, из которого в свою очеред1 возникает медитативное божество.

Кундалини (санскр.) - энергия блаженства, спящая в физическом теле, активизируемая через тантрийскую практику и используемая для зарождения проницательного проникновения (инсайта) в истинную природу реальности.

Лама (тиб.; саискр. - гуру) - духовный руководитель или наставник в буддийской традиции.Тибета; ср. " гуру".

Мадхьямика (санскр.) - Срединный Путь; система анализа, основателем которой является Нагарджуна, основанная на Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; считается превосходящим остальные изложением мудрости пустоты; ср. " Срединный Путь".
Мандола (санскр.) - круговая диаграмма, символизирующая всю Вселенную; место обитания медитативного божества, осознаваемое как эманация мудрости этого божества; в переносном смысле - окружение какой-либо личности, рассматриваемое как отражение состояния ее ума.
Манджушри (тиб. - Джам-пел-йанг) - мужское медитативное божество, воплощение мудрости полного просветления.

Мантра (санскр.) - буквально: защита ума; слоги на санскрите, читаемые в связи с практикой определенного медитативного божества и воплощающие качества этого божества.
Март, или Марба (1012-1096) - основатель традиции Кагью в тибетском буддизме; прославленный тантрийский мастер и переводчик; последователь Наропы и гуру Миларепы.
Махамудра (санскр.) - великий символ; глубочайшая система медитативного созерцания природы ума и изначальной природы реальности.

Махасиодха (санскр.) - достигший высочайших степеней развития тантрийский практик.
Медитация - процесс тщательного освоения благоприятных состояний ума, как через аналитическое исследование, так и через концентрацию на определенном предмете.
Медитация умственного проникновения, или медитативный инсайт (санскр. - випасхьяна) - исследование и ознакомление с истинным положением, образом существования вещей;
используется для развития мудрости пустоты.

Медитативное божество (тиб. - йи-дам) - существо мужского или женского рода, воплощающее определенный аспект опыта полного просветления и используемое в тантре для концентрации и самоотождествления.
Миларепа (1040-1123) - выдающийся последователь Марпы, получил признание благодаря своей напряженной практике, преданности гуру, достижению просветления и многочисленным песням духовной реализации.
Мудрость (санскр. - праджня; тиб. - ше-раб) - безошибочное понимание природы вещей; в частности, мысленное проникновение (инсайт) в природу пустоты, то есть истинный образ существования всех вещей; противоядие от невежества; симво[ лизируется Манджушри.
Нагарджуна - индийский махасиддха, давший толкование Сутрам Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни; основатель философской школы мадхъямиков.

Нади (санскр.) - см. " каналы". Наланда-университет монастырского типа на севере Ин дии; один из основных источников распространения тантрийских учений на территорию Тибета.
Наропа - индийский махасиддха, живший в XI в. и передавший множество глубоких тантрийских учений, в том числе учение Херука Чакрасамвара и Ваджрайогини; последователь Тилопы и гуру Марпы.

Невежество или неведение (санскр. - авидья; тиб. - ма, риг-па) - ошибочная уверенность в независимой, самостной природе всех вещей; заблуждение, являющееся корнем сансары и источником всех страданий, уничтожаемых мудростью пустоты.
Недвойственная мудрость - понимание истинного образа существования всех вещей, свобода от двойственных воззрений;
часто употребляется как синоним " мудрости пустоты".

Нирвана (санскр.) - состояние всецелого освобождения от сансары; цель практика, стремящегося к собственному избавлению от страданий; обычно говорят о двух уровнях достижения состояния нирваны: нирвану " низшего" уровня связывают с упомянутым выше этапом личного освобождения из пут сансары, в то время как нирвана " высшего" уровня означает несравненное достижение всецело просветленного состояния будды.
Нирманакайя (санскр.) - см. " тело эманации". Освобождение - см. " нирвана". Отречение - см. " бесповоротный выход".

Помнен Лама (1570-1662) - Панчен Лама Первый (гуру Пятого Далай-ламы), автор многочисленных учений по сутре и тантре, в том числе таких трудов, как " Подношение духовному мастеру" и текст махамудры " Основной путь покорителей".
Передача силы, разрешение на практику (тиб. - вант) - передача, получаемая от тантрийского мастера, позволяющая последователю заниматься практикой определенного медитативного божества; также в этом смысле употребляется термин " инициация".
Перерождение- вхождение сознания в состояние нового существования после смерти, а иногда - в промежуточное состояние; целью тантрийской практики является освобождение этого процесса из-под контроля заблуждений.
Прана (санскр.) - см. " ветры энергии".

Предварительные практики (тиб. - нендро) - медитации, предназначенные для преодоления препятствий и накопления энергии заслуг, что необходимо для успешной практики тантры.

Принять прибежище - обратить ум к подлинному источнику зашиты от страданий сансары; в буддизме это означает вверить себя трем драгоценностям - будде, дхарме и сангхе.
Промежуточное состояние - см. " бардо".

Просветление (санскр. - бодхи) - полное пробуждение; состояние будды; конечная цель буддийской практики, достигается, когда устранены все ограничения ума и осуществлен положительный потенциал; состояние, характеризуемое безграничным состраданием, высокой степенью мастерства и мудростью.

Пустота (санскр. - шуньята) - отсутствие ложных представлений о существовании вещей; в частности, отсутствие не' зависимой, самостной природы явлений.
Путь ступеней (тиб. лам-рим) - представление учений Будды Шакьямуни в форме, удобной для постепенного (шаг за шагом) обучения ученика.

Равностность - одинаковое отношение ко всем, культивируемое за счет преодоления привычки разделять окружающих на друзей, врагов и посторонних; необходимая основа для развития мотивации сострадательной бодхичитты.

Резидентный ум, или ум сознания - очень тонкий уровень ума, находящийся в сердечной чакре и поддерживающий непрерывное существование от жизни к жизни (вместе с питающим; его неуничтожимым энергетическим ветром).

Садхана (санскр.) - метод выполнения; подробные инструкции, которые шаг за шагом описывают практику медитации, посвященную конкретному медитативному божеству.
Самадхи (санскр.) -состояние углубленного медитативного созерцания; концентрация на истинной природе вещей, свободная от блуждания мыслей и двойственных концепций.
Самообожание - эгоцентрический подход, при котором ктолибо ставит свое собственное благополучие выше счастья всех остальных; основное препятствие, преодолеваемое при развитии бодхичитты.

Самостоятельное существование, самобытие, самость вещей - ошибочное представление о том, что вещи существуют сами по себе, независимо от причин, условий, явлений и процесса концептуальной обусловленности; мудрость пустоты заключается в понимании того, что ни одна из вещей не обладает ни единым, атомом самости, другими словами, она " пустотна".
Самбхокакайя (санскр.) - см. " тело наслаждения".

Сангха (санскр.) - духовная община; третья из драгоценностей прибежища.
Сансара (санскр.) - циклическое существование; постоянно повторяющийся цикл смерти и перерождения, обусловленный невежеством и несущий в себе страдания.
Смерть - отделение ума от тела, конец жизни.

Состояние пробуждения - состояние просветленного существа, пробудившегося от сна невежества.
Срединный Путь - подход, представленный в Сутрах Совершенства Мудрости Будды Шакьямуни и истолкованный Нагарджуной как взаимозависимость всех существующих явлений, что влечет за собой идею об ошибочности крайних подходов этёрнализма и нигилизма, отрицания или утверждения самобытия явлений; ср. " Мадхъямика".

Стадия зарождения (тиб. - кйе-рим) - первая из двух стадий высшей иога-тантры, на протяжении которой культивируется ясное созерцание и божественная гврдость в отношении избранного медитативного божества.

Стадия завершения (тиб. - дзог^рим) - вторая из двух стадий высшей йоги-тантры, на протяжении которой обретается контроль над ваджрным телом через такие практики, как практика внутреннего огня.

Сутра (санскр.) - учение Будды Шакьямуни; раздел буддийских учений, предшествующих тантризму и делающих ак цент на культивации бодхичитты и практиках шести совершенств, а именно щедрости, дисциплины, терпения, усилия, медитативного сосредоточения и мудрости.
Сутраяна (санскр.) - дотантрийская колесница буддизма, ведущая к достижению полного просветления через три неисчислимые эпохи, через практику шести совершенств; таким образом, известна также как колесница совершенств (санскр. -. парамитаяна).

Сутры Совершенства Мудрости (санскр. - Праджняпарамита-сутра) - учения Будды Шакьямуни, в которых изложены мудрость пустоты и путь бодхисаттвы.

Тайная мантра - тантрийские учения Буддизма; см. " тантраяна".

Тантра (санскр.) - буквально " нить непрерывности"; тексты буддийских учений тайной маитры;

часто используется для обозначения самих учений.

Тантраяна (санскр.) - колесница буддизма, последующая за сутрой; учение, с помощью которого можно достичь освобождения в течение одной жизни; называемая также " молниеносной колесницей"; а также " ваджраяной", " мантраяной".

Тантрийскчй мастер - гуру, обладающий компетенцией давать посвящения и вести учеников по тантрийскому пути к просветлению.

Тара (тиб. - Долма) - женское медитативное божество, олицетворяющее добродетельное поведение полностью просветленного существа; рассматривается как мать всех будд прошлого, настоящего и будущего.

Тело истины (санскр. - дхармакайя) - ум полностью просветленного существа, свободный от всех омрачений и пребывающий в медитативно-сосредоточенном состоянии прямого восприятия пустоты при одновременном осознании всех явлений; см. " три тела Будды".
Тело наслаждения, или тело величия (санскр. - самбхогакайя) - или " тело совершенных сведений", то есть форма, в которой просветленный ум проявляется для того, чтобы приносить благо высокоосуществленным бодхисаттвам; см. " три тела • Будды". I
Тело эманации, или тело воплощения (санскр. - нирманакайя) - форма, в которой проявляется просветленный ум, для того чтобы приносить благо обычным существам; см. " три тела Будды".
Талона - махасиддха, живший в Х в.; гуру Наропы; источник множества учений традиции тайной мантры.

Тотальность - состояние, в котором отсутствуют все ограничения на пути к полному развитию и выражению внутреннего потенциала; нетрадиционнь1й синоним слов " просветление" и " буддовость", используемый Ламой Йешей.

Три тела Будды (санскр. - три-кая) - неограниченный ум (дхармакая) просветленного существа, его явление высокоосуществленным бодхисаттвам (самбхогакайя) и его явление обычным существам (нирманакайя); ср. " тело истины", " тело наслаждения", " тело эманации".

Три драгоценности прибежища - будда, дхарма и сангха. Три основных принципа пути - основные учения пути сутры к просветлению; см. " бесповоротный выход", " бодхичитта" и " пустота".

Тум-мо (тиб.) - см. " внутренний огонь".

Хатха-йога (санскр.) -физические упражнения, направленные на достижение человеком телесной гибкости, что способствует устранению " блоков", препятствующих правильному движению энергетических ветров; используется в определенных практиках, связанных с ваджрным телом.

Херука Чакрасамвара (тиб. - Кор-ло дем-чог) - мужское медитативное божество высшей йога-тантры.
Центральный канал - (санскр. - авандути, сушумна; тиб. - ца у-ма) - основной энергетический канал ваджрного тела, представляемый как полая трубочка света, расположенная спереди позвоночника.
Цепкость " эго", или цепкое удержание " эго" (санкр. - атмаграха; тиб. - даг-джин) - невежественное принужденное стремление рассматривать свою собственную личность, или " я" как нечто постоянное, самостное и независимое от других явлений.

Цэонкхава(1351-14П) - основатель традиции гэлугпа тибетского буддизма; внес новые изменения во многие учения сутры и тантры, а также в монашескую традицию Тибета в целом.
Циклическое существование - см. " сансара"

Чакра (санскр.) - колесо энергии; расположенные вдоль центрального канала места сосредоточения энергии, на которые устремляется внимание практикующего (особенно на стадии завершения йога-тантры).

Четыре класса тантр - разделение тантр на четыре группы: крийя (действие), чарйя (исполнение), йога и ануттара-йога (высшая йога).

Четыре благородные истины - содержание первой проповеди, или сутры Будды Шакьямуни, а именно: 1) страдание; 2) причина страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь, ведущий к прекращению страданий.

Чистая земля - область существования за пределами сансары, в которой присутствуют все условия, благоприятствующие достижению полного просветления.
Шуньята (санскр.) - см. " пустота".

Шесть Йог Наропы - учения, в основном относящиеся к практикам стадии завершения высшей йога-тантры.

Ясное созерцание - визуализация себя и своего окружения в пречистой форме медитативного божества и мандала; см. " стадия зарождения".

Ясный свет (тиб. - о-зел) - крайне утонченное состояние ума, достигаемое при растворении всех энергетических ветров в центральном канале (что происходит в момент смерти или на стадии завершения высшей йога-тантры).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал