Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Практические задания






Л а т и н с к и й я з ы к

 

 

Практические задания

Для студентов дневного отделения

Биологического факультета

 

 

Казань

2009


ББК Ш146.1

УДК 811.113

Утверждено к печати кафедрой истории древнего мира

и средних веков исторического факультета

Казанского государственного университета

Протокол № от 2009 г.

 

Печатается по решению учебно–методической комиссии

исторического факультета Казанского государственного университета

 

Составители:

кандидат исторических наук Н.Ю. Бикеева

кандидат культурологи Э.М. Дусаева

 

 

Рецензент:

Доктор исторических наук О.Л. Габелко

 

 

Латинский язык: Практические задания для студентов дневного отделения биологического факультета, обучающихся по специальности «Биология». [Учебно-методический комплекс / Сост. Н.Ю. Бикеева, Э.М. Дусаева] – Казань: Казанский государственный университет, 200. – 26 с.

 

В пособии содержатся методические указания по организации самостоятельной работы студентов, упражнения и учебные тексты по латинскому языку, а также даны примеры контрольных работ и итогового тестового задания.

Для повторения, систематизации и помощи в чтении и переводе текстов и терминов в пособии представлены несколько таблиц и приложений.

 

© Н.Ю. Бикеева, 2009

© Э.М. Дусаева, 2009

© Казанский государственный университет, 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Латинский язык является профессиональным научным языком биологов всего мира. Это специфический язык, который формировался на протяжении многих веков с помощью древнегреческих и латинских слов, словообразовательных элементов этих языков и латинской фонетической и грамматической системы.

Латинские и латинизированные греческие слова составляют основу всех биологических и медико-биологических номенклатур – зоологической, ботанической, микробиологической, цитологической, анатомической и др. В каждом из современных биологических кодексов имеется специальная статья, напоминающая о том, что научные названия всех систематических групп растительного и животного мира должны быть латинскими или латинизированными. В национальных биологических номенклатурах, в том числе в белорусской и русской, встречается до 40% слов – транслитератов, восходящих к латинским профессиональным терминам. Знание основ профессиональной латыни облегчает процесс понимания профессиональной литературы на английском и романских языках.

Цель изучения дисциплины «Латинский язык» – дать будущим биологам системные основы их терминологической грамотности, подготовить специалиста, способного в своей практической и научной деятельности осознанно и свободно пользоваться профессиональной латинской терминологией.

Содержание и задачи дисциплины «Латинский язык» на биологическом факультете университета определяются целями ее изучения. Поэтому изучается не латинский язык как таковой, а только те лексические и грамматические элементы, которые формируют биологические термины – преимущественно зоологические (с элементами анатомии), ботанические и микробиологические. Базисные сведения по основам терминообразования, полученные студентами в итоге прохождения курса «Латинский язык», должны закрепляться и расширяться на профильных биологических кафедрах.

Настоящая программа составлена с учетом целей и задач изучения дисциплины «Латинский язык» в структуре современной подготовки биолога. Цель, задачи и объем данной дисциплины определяют и ее логико-дидактическую структуру. В соответствии с этим основное внимание в структуре курса уделяется правилам номинации терминов униноминальных и биноминальных таксономических категорий. Это предполагает усвоение студентами основ именного склонения (I–V склонения существительных и I–III склонения прилагательных, включая степени сравнения).

Приобретение умений в составлении описаний растительного мира (так называемых диагнозов) предполагает и усвоение правил предложного управления. С учетом профессиональной научной терминологии в физиологии и биохимии даются основы латинской химической терминологии. Основное же внимание в структуре курса, наряду с грамматическими вопросами, уделяется терминообразованию аффиксальному и корневому.

На каждом занятии студенты должны осваивать не менее 30 лексических единиц или словообразовательных элементов. Учитывая общеобразовательную роль и возможности курса «Латинский язык» в гуманитаризации обучения будущих биологов, обязательным его компонентом должно быть изучение латинских афоризмов и пословиц.

Контроль усвоения знаний ведется на каждом занятии и включает в себя текущий, рубежный и итоговый контроль.

Текущий контроль предполагает обязательный письменный опрос домашнего задания по карточкам в течение 15–20 минут (письменный тест-контроль) и контроль усвоения нового материала (устный или письменный).

Рубежный контроль предполагает выполнение письменных работ по части программы или по проверке усвоения какого-то раздела.

Итоговый контроль предполагает проведение зачета, который проводится в письменной форме.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

- грамматические основы именного словообразования;

- определенный минимум профильной лексики и словообразовательных элементов (префиксальных и корневых)

уметь:

- правильно читать и произносить профессиональные латинские термины;

- конструировать профессионально-биологические однословные и многословные латинские термины, в том числе и предложные конструкции;

- переводить профессиональные латинские термины на русский язык.

Программа рассчитана на 36 часов, в том числе на 34 часа аудиторных практических занятий.

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов
1 семестр
1. Всего часов по дисциплине  
2. Самостоятельная работа  
3. Аудиторных занятий  
  В том числе лекций  
  семинарских (или лабораторно-практических)  

 

 


Литература:

Подробное и детальное изложение грамматики латинского языка, особенностей терминообразования и словари для студентов-биологов можно найти в следующих пособиях:

1. Горностаева Г.Н., Забинкова Н.Н., Каден Н.Н. Латинские названия животных и растений. - М., 1974.

2. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Разн. изд.

3. Забинкова Н.Н., Кирпичников М.Э. Латинско-русский словарь для ботаников: Справочное пособие по систематике высших растений. - М.; Л., 1957.

4. Зуева Н.И., Зуева И.В. Семенченко В.Ф. Латинский язык и фармацевтическая терминоогия. – М., 2009.

5. Калашникова В.Н. Латинский язык: Учебное пособие для студентов биолого-почвенного факультета. - Иркутск, 1977.

6. Кирпичников М.Э., Забинкова Н.Н. Русско-латинский словарь для ботаников. - М., 1977.

7. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений. - Новосибирск, 1975.

8. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицнской терминологии. – М., 2009.

9. Мирошенкова В.И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка. - М., 2003.

10. Подосинов А.В/, Щавелева Н.И. Введение в латинский язык и античную культуру. - Ч. I-III, V. - М., 1994-1995 (или более поздние издания).

11. Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. - Ч. I. - М., 1948.

12. Учебное пособие по латинскому языку для студентов-биологов / Сост. Л.В. Токмакова. - Краснодар, 1976.

13. Филиппович З.М. Латинский язык: Учебник для биологических факультетов. - Киев, 1978.

14. Цисык А.З. Латинский язык. – Минск, 2009.

15. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. – М., 2007.

 

Электронные ресурсы:

1. https://graecolatini.narod.ru/bio.doc

2. https://www.latinum.ru

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал