Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Употребительные латинские суффиксы и их отражение в современных языках






В латинском языке способом суффиксации образуются, главным образом, имена существительные и прилагательные и в значительно меньшей степени — глаголы. При суффиксальном словообразовании в качестве производящей основы используются именные основы (субстантивные и адъективные) и глагольные, из которых словообразующими являются основы инфекта и супина (ср. подчеркнутые основы в 4 основных(словарных) формах: глаголов transporto, transportā vi, transportā t um, transportā re; perficio, perfē ci, perfect um, perfic ere; oppono, opposui, opposit um, oppon ere).

При суффиксации на границе основы и суффикса нередко происходят фонетические изменения. Так, например, конечный гласный основы или исчезает перед гласным (aureus из auro-eus), или подвергается редукции (bonitas из bonotas).

Определенные фонетические изменения происходили и при присоединении к суффиксу флексии. Это вело к тесному слиянию этих словообразующих компонентов, и во многих случаях трудно вычленить каждый из них. Суффикс с флексией (окончанием) предстает как единый конечный словообразовательный элемент. В латинизмах эти конечные элементы в каждом европейском языке имеют определенные соответствия, которые можно видеть при характеристике суффиксов существительных.

1. От глагольной основы инфекта образуются существительные с конечными словообразовательными элементами - ment-um, -ium, -io, -antia/-entia: 1) существительные со значением орудия действия или результата (фр. ornament m, англ. ornament, нем. Ornament m, рус. орнамент при лат. ornā re украшать, ornā mentum, i n снаряжение, украшение); 2) существительные со значением действия, состояния (фр. – e, -ium: é tude m, pré sidium m, англ. - y, -ium: study, presidium, нем. - ium: Studium n, рус. - иум, -ия: консилиум, студия при лат. praesidere сидеть впереди, studē re старательно заниматься, стремиться); 3) существительные со значением результата действия (фр. –ion: lé gion f, англ. - ion: legion, нем. - ion: Legion f, рус. - ион: легион при лат. legere собирать; набирать (солдат); 4) существительные со значением качества или состояния (фр. - ance/-ence: ignorance f, science f, англ. - ance/-ence: ignorance, existence, нем. anz/-enz: Ignoranz f, Existenz f, рус. - анция, -енция: станция, потенция).

Продуктивным типом образования имен существительных в европейских языках является модель субстантивированного латинского причастия настоящего времени с суф. –(e)nt (лат. studens, studentis - от глагола studē re ‘усердно работать, прилежно заниматься’, ср. фр. é tudiant m; англ. student; нем. Student m; рус. студент).

2. От основы супина, оканчивающейся на -t-/-s -, образуются существительные с конечным словообразовательными элементами -tus/-sus, - tio/-sio, - tū ra/-sū ra -, --tō r /-sō r, -torium: 1) существительные со значением действия, процесса (лат. transi tus, us m прохождение, переход; cur sus, us m бег, движение, processus, us m шествие, движение вперед → фр. transit m, cours m, processus m, procè s m, англ. transit, course, process, нем.Transit m, Prozeβ m, Kursus m рус. транзит, курс, процесс); 2) существительные со значением действия (лат. ac tio, ō nis f действие, diffu sio, ō nis f распространение → фр. action f, diffusion f англ. action, diffusion, нем. Aktion, Diffusion, рус. акция, диффузия); 3) существительные со значением действия или результата действия (лат. cul tū ra, ae f возделывание, cen sū ra, ae f строгое суждение, критика → фр. culture f, censure f, англ. culture, censure, нем. Kultur, Zensur, рус. культура, цензура); 4) существительные со значением действующего лица (лат. doc tor, ō ris m учитель, profes sor, ō ris m преподаватель, учитель → фр. docteur m, professeur m, англ. doctor, professor, нем. Doktor m, Professor m, рус. доктор, профессор); 5) существительные со значением места (действия) (лат. audī tō rium, i n аудитория, dormī tō rium, i n спальня, scrip torium, i n комната для переписчиков → фр. auditoire m, dortoir m, англ. auditorium, dormitory, нем. Auditorium n, рус. аудитория).

3. От основ существительных образуются существительные с конечным словобразовательными элементами -ī na, -arius, -arium, -ā tus, -ista, -ulus, -olus, -culus, -ellus, -ullus: 1) существительные со значением искусства или занятия (лат. medic ī na, ae f врачебное искусство, doctr ī na, ae f учение; обучение → фр. medicine f, doctrine f, англ. medicine, doctrine, нем. Medizin f, Doctrin f, рус. медицина, доктрина); 2) существительные со значением лица по роду занятий (лат. statu ā rius, i m, deposit ā rius, i m депозитор, хранитель вклада, bestiā rius, i m бестиарий, цирковой борец (со зверями) → фр. dé positaire m, statuaire m, англ. statuary, нем. Depositar, Depositä r, рус. библиотекарь, секретарь); 3) существительные со значением хранилища (лат. aqu ā rium, i n, libr ā rium, i n, calendā rium, i n запись ссуд, долговая книга, altā rium, i n алтарь, жертвенник (с алтарем) → фр. librairie, англ. library, нем. Aquarium n, рус. алтарь, календарь); 4) существительные со значением лица (лат. magistrā tus, us m представитель власти, чиновник, peditā tus, us m пехота → фр. magistrat m, англ. magistrate, нем. Magistrat m, рус. магистрат); 5) существительные со значением действующего лица (или механизма) (лат. - ista – суф. греческого происхождения: cithar ista, ae m кифарист, ball ista, ae f баллиста, камнемет → фр. socialiste m, англ. socialist, нем. Sozialist m, рус. социалист, окулист, стилист); 6) существительные со значением уменьшительности (лат. -ulus, -olus, -culus, -ellus, -ullus: artus - articulus, i m, сустав, часть тела, pars, partis – particula, ae f частичка, homullus, i m человечек, tabella, ae f дощечка, castellum i n, canis – canicula, ae f собачка; Сириус → фр. article m, particule f, châ teau m, англ. article, castle, нем. Artikel m, Kastell n, рус. артикль, каникулы).

4. От основ прилагательных образовались имена существительные с конечными словообразовательными элементами -tū do, -tas: 1)существительные со значением качества или свойства (лат. ampli tū do, inis f величина, multi tū do, inis f масса, множество → фр. amplitude f, multitude f, англ. amplitude, multitude, нем. Amplitude f, рус. амплитуда); 2) существительные со значением качества (лат. universi tas, ā tis f совокупность, целость, pari tas, ā tis f равенство, одинаковость → фр. université f, parité f, англ. university, parity, нем. Universitä t f, Paritä t f, рус. университет, паритет).

Имена прилагательные латинского языка характеризуют конечные словообразовательные элементы – ā nus, a, um (Romā nus, a, um римский, -ая, -ое, urbā nus, a, um городской), - ī nus, a, um (feminī nus, a, um женский), - arius, a, um (ordinā rius, a, um расположенный по порядку), - icus, a, um (civicus, a, um гражданский, гражданственный, отечественный), - ā lis, e (locā lis, e местный), - ā ris, e (militā ris, e воинский, военный), - ō sus, a, um (odiō sus, a, um ненавистный), - ilis, e, (civī lis, e гражданский, государственный), - bilis, e (amā bilis, e любимый, любящий), - idus, a, um (validus, a, um здоровый), - ī vus, a, um (positī vus, a, um положительный).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал