Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение памяти и внимания в профессиональной деятельности человека






Память удерживает объективную информацию, положенную в основу профессиональных знаний, умений, навыков, в фундамент профессионального опыта и мастерства.

Память характеризуется объемом, то есть количеством предметов или фактов, которые способен запоминать человек за определенное время. Ее нужно постоянно тренировать, развивать. Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности, ее содержанием. При запоминании большую роль играет интерес к тому, что надо запомнить. Увлеченный своей работой человек запоминает лучше все, что связано с его профессией, значительно прочнее и быстрее человека, который тяготится своей работой.

При этом большое значение приобретает диагностика памяти человека. Изучение законов памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. С самого начала большое значение придавалось измерению объема памяти, так как считалось, что предпосылкой «сильного» интеллекта является быстрота, с которой субъект запоминает материал.

Чтобы измерить «чистую» память, необходимо устранить все осложняющие влияния, которые оказывает на нее интеллектуальная переработка материала. Измеряя память, необходимо принять меры, чтобы материал, который запоминают испытуемые, не был ими уложен в определенные смысловые структуры (Н.И. Шевандрин, Л.В. Тарабакина и др.).

«Чистую» память называют непосредственным процессом, или объемом памяти. Классические исследования ее основных законов выполнены Г. Эббингаузом. Со времен Эббингауза стали создаваться мнемометры, позволяющие предъявлять экспериментальный материал по элементам через определенные промежутки времени. Наиболее часто употреблялись конструкции мнемометров Вирта, Липпмана, Мюллера и других.

Основные методы исследования памяти можно разделить на две ключевые группы:

· методы исследования непосредственной памяти (эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала);

· методы опосредованного запоминания (с помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала).

Рассмотрим значение внимания в профессиональной деятельности человека. В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Выработанные в трудовой деятельности определенные качества внимания становятся затем чертами характера работника.

В сложной многогранной деятельности менеджера, объектами внимания могут быть в каждый отдельный момент деловой партнер, предмет договора, товар, цена, покупатель, счета, накладные и т.д. Деятельность как таковая может не вызвать у человека непосредственного интереса, но так как ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания. Так, когда товаровед принимает новые товары, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, представитель фирмы ведет переговоры с партнером, ни один из них не может быть невнимательным, если хочет получить безошибочный результат.

Искусство деловых переговоров требует от партнеров мобилизации внимания, как настройщика сознания на существо обсуждаемой проблемы. Умение подчинить свое внимание, руководить им, перерастает в такое важное качество, как внимательность, а это уже личностное свойство, оно профессионально значимо для делового человека (А.К. Семенов, Е.Л. Маслова).

Внимание проявляется в других познавательных процессах. Невозможно быть «просто» внимательными, можно со вниманием воспринимать, запоминать, рассуждать и т.д. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию. Так, наблюдая делового партнера, можно по внешним признакам сделать вывод, внимателен ли он к предмету разговора или нет.

К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся:

· избирательность;

· возможность распределения;

· устойчивость;

· концентрированность;

· объем;

· переключаемость.

Эти свойства внимания по-разному необходимы в различных видах деятельности, так, для бизнеса главное это переключаемость и возможность распределения, для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль, наибольшее значение приобретает устойчивость внимания и т.д.

Известно, что для поддержания продолжительного и интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение. Возникает необходимость создания во время работы обстановки, способствующей отвлечению внимания от ненужных воздействий.

Определено, что среди разнообразных качеств внимания большое значение имеют распределение и устойчивость внимания. Многие виды деятельности требуют одновременного выполнения нескольких действий и быстрого переключения от одного действия к другому. Устойчивость внимания проявляется в точности выполнения деятельности и сохранении темпа познавательных процессов на протяжении определенного времени.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал