Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура знания
Процесс познания включает в себя два этапа - чувственное и рациональное знания. Роль и значение этих этапов в истории философии определялись позициями тех или иных философов. Одни из них, например ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ решающую роль отдавали рациональному познанию, отрицая значение чувственного познания. Сторонники эмпиризма - ГОББС, ЛОКК, напротив, признавали чувственное знание главным. Как же человек в действительности познает окружающие его предметы, явления, процессы? Для познания материальных объектов, в первую очередь необходима деятельность органов чувств, а также нервной системы, благодаря чему у человека возникает ощущение и восприятие этих объектов. Ощущения - это образы материального мира, которые отражаются в мозгу человека, поступая через органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, обоняет, чувствует вкус: все это и есть ощущения - первоначальный источник наших знаний. Благодаря совокупности, комплексу ощущений человек способен воспринимать предметы как нечто целое. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах. Эти ощущения суммируются и превращаются в восприятие. Предмет дается сознанию в своей целостно-предметной форме. Восприятие - это целостный образ материального предмета. Еще более сложная форма чувственного познания называется представлением. Представление - это образ предмета, возникающий в памяти, когда сам предмет непосредственно недоступен органам чувств. Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущения, восприятия, представления. Основными формами рационального познания или мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Человек мыслит понятиями. Понятия выражаются в словах, которые возникают в процессе выделения и фиксации общих существенных свойств предметов и явлений. Слова - понятия, фиксируя общее в материальных объектах, сами материальными не являются. Так в восприятии человек отражает реальное дерево, а понятие - это дерево вообще. Понятия возникают и существуют в голове человека в виде суждений. Мыслить - значит рассуждать о чем-либо. Суждение - это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: «человек - разумное существо», «растения не обладают разумом». В процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь сложных рассуждений. Законченной единицей рассуждения является умозаключение. Умозаключение - это мыслительная операция, когда из двух или более суждений логически выводится новое (вывод).
|