Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Феодальное государство и право






На третьем этапе развития рабовладельческого общества наступает эпоха его кризиса. Рабовладельческие производственные отношения, прежде всего их характер, уже не полностью соответствуют уровню развития производительных сил, становятся тормозом для них. Рабский малопроизводительный труд постепенно заменяется трудом колонов, которым передаются в пользование определенные участки земли на ус­ловиях выполнения повинностей в пользу хозяина земли (нередко быв­шего рабовладельца).

Это свидетельствует о зарождении в недрах рабовладельческого об­щества новых, более прогрессивных феодальных производственных от­ношений, способствующих дальнейшему поступательному развитию производительных сил. В конечном счете они одерживают победу над старыми производственными отношениями, что отражается в надстрой­ке: рабовладельческое государство заменяется на феодальное, которое становится орудием господства крупных землевладельцев (помещиков, феодалов) над зависимым крестьянством. Возникнув на базе феодальной системы хозяйства и феодальной собственности, феодальное государст­во охраняет экономическую основу феодализма.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта становится земельная рента. Известны три ее формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.

При отработочной ренте крестьянин находился под прямым надзором и принуждением собственника или его представителя, он жил в непо­средственной близости от него и отрабатывал определенное количество дней в неделю на его земле. При продуктовой ренте крестьяне сами располагали своим временем, выращивали урожай и расплачивались с хозяином продуктами. При преобладании денежной ренты отношения между крестьянами и земельным собственником складывались на дого­ворной основе, причем первые превращались либо в арендаторов земли, либо в собственников, либо в неимущих батраков, нанимавшихся за деньги.

Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному - удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянст­во ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собствен­ностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господи­ном. Помещик мог потребовать от крестьянина выполнения работы на себя. Крепостной без ведома хозяина не мог жениться, отлучиться из деревни, приобретать имущество, покупать землю и распоряжаться ею.

Для феодализма характерно деление на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие - будущую буржуазию, каждое из кото­рых имело свои права и обязанности. Первые два сословия составляли класс феодалов, господствующий, эксплуатирующий и угнетающий кре­стьян. Главной отраслью производства являлось земледелие, поэтому собственность на землю имела решающее значение. На Востоке в ряде стран наряду с землей исключительно важную роль играли ирригацион­ные сооружения, без которых земледелие было невозможно. Существо­вали и другие объекты собственности: сельскохозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, семена, хозяйственные постройки, кото­рые находились в собственности не только помещиков или государства, но и крестьян, ремесленников.

Следовательно, экономической основой феодального государства яв­ляются феодальная собственность на орудия и средства производства и частичная собственность на крестьянина. Основной признак крепостно­го права - прикрепление крестьянства (оно составляло большинство населения, города были развиты крайне слабо) к земле. Отсюда про­изошло и само понятие " крепостное право". Крестьянин мог работать определенное число дней на себя на том участке, который выделял ему помещик, остальное время он работал на хозяина.

Сущность общества сохранялась: оно держалось на классовой экс­плуатации. Полноправными были только помещики, крестьяне остава­лись бесправными. Их положение мало чем отличалось от положения рабов в рабовладельческом государстве. Но все же крепостной крестья­нин не считался полной и непосредственной собственностью помещика, до известной степени принадлежал себе, и крепостное право при более широкой возможности развития обмена, торговых отношений все более и более разлагалось, расширяя возможности для освобождения кресть­янства.

В истории феодального общества можно также выделить три перио­да развития.

В Западной Европе феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху (V - XVII вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, госу­дарственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными группировками среди феодалов составляли характерные черты этого общества.

Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефео­дального строя существует раннефеодальное государство (конец V -середина XI в.). Феодализм еще только консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но весьма слабые

по степени интеграции монархии (феодально-раздробленные государст­ва). Для второго этапа - периода полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI - конец XV в.) типичны централизован­ные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа - периода позднего средневековья (конец XV - XVII в.), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные монархии.

Первый этап феодализма характеризуется незрелостью феодального способа производства; его классовая структура обусловлена тем, что наряду с феодально-зависимым крестьянством сохранялась еще большая масса свободных крестьян-общинников и мелких земельных собствен­ников; с земледельцами-феодалами сливалась военно-дружинная знать; эксплуатация осуществлялась как в форме ренты, так и в виде взимания дани; завершение процесса становления феодального способа производ­ства связано с узурпацией общинных земель.

Второй этап отличается господством крупной земельной собственно­сти, незначительной ролью городского ремесла, торговли и товарно-денежных отношений при сохранении натурального хозяйства; народное ополчение заменено феодальным, что привело к ослаблению королев­ской власти, так как отдельные феодалы стали богаче королей; про­изошло полное слияние дружинной знати и земледельцев-феодалов; ко­роли становятся первыми среди равных (primus inter pans); при нату­ральном в основном хозяйстве прочные экономические связи отсутство­вали; существовали коллективные органы феодальной олигархии: коро­левская курия или совет, боярская дума (XIII - XFV вв.), съезды феода­лов, княжеские съезды.

Связь по вертикали от короля до простого рыцаря обеспечивалась иерархией собственности и политической власти, установлением вас­сальной зависимости менее крупных феодалов от более крупных, нали­чием системы сюзеренитета-вассалитета.

Сословно-представительной монархией называется такая централизо­ванная феодальная монархия, в которой формально полновластный мо­нарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий.

Преодоление феодальной раздробленности осуществлялось на почве интенсификации производства, возросшая способность сельского хозяй­ства производить больше продукции стимулировала развитие обмена между городом и деревней, товарно-денежных отношений и эволюцию городов как ремесленных центров. Без торговли интенсификация произ­водства становилась для феодала бесцельной. Развитие товарно-денежных отношений открывало возможность превратить ренту в сред­ство удовлетворения разнообразных потребностей и потому требовало повышения производительности труда и усиления эксплуатации кресть­янства в целом.

Усиливающиеся крестьянские войны требовали установления силь­ной государственной власти, чему в немалой степени способствовало также укрепление позиций среднего землевладения (стабильность мона­стырского землевладения) и появление служилого землевладения. По­этому объединение обширных областей в феодальные королевства явля­лось потребностью как для земельного дворянства, так и для городов.

На третьем этапе государство существует в виде абсолютной монар­хии, где верховная власть всецело и нераздельно (неограниченно) при­надлежит монарху, который издает законы, назначает чиновников, со­бирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в зако­нодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции при бесправии народа.

Феодальное государство принимает форму абсолютной монархии в переходный период, когда старые феодальные сословия приходят в упа­док, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, когда ни одна из борющихся сторон не может взять верх над другой. Это четко прослеживается на примере Англии в прав­ление Тюдоров в XVI в., когда появилось новое дворянство - джентри.

Классовая сущность феодального абсолютизма не меняется, так как оно, по общему правилу, является государством самого могущественно­го, экономически господствующего класса. Абсолютная монархия ха­рактеризуется ликвидацией или полным упадком значения сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, уве­личением аппарата подавления.

Рассматривая сущность феодального государства, следует исходить из общей закономерности происхождения государства. Государство и право феодального типа возникают там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия между феодалами и крестьянами объективно становятся непримиримыми.

Для того чтобы обеспечить классовое господство, используется сила, которая стоит над обществом, - феодальное государство, которое вы­ступает политической организацией экономически господствующих по­литических сил, стоящих у власти. Классовая сущность такого государ­ства - диктатура этих политических сил. Как при рабстве, так и при крепостничестве господство меньшинства над громадным большинством не может обходиться без принуждения. Для сохранения власти необхо­дим соответствующий аппарат - государство. Функции феодального государства делятся на внутренние (охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян, идеологическое воспитание народ­ных масс) и внешние (оборона страны, захват чужих территорий, пора­бощение других народов, например крестовые походы).

Механизм феодального государства в процессе его эволюции пре­терпевал существенные изменения: он был относительно прост на пер­вом этапе и становился все более сложным по мере развития государст-

ва. Абсолютизм доводит его до гигантских размеров. Исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной государственной машиной, с войском чиновников рядом с армией, обвивающая точно сетью все тело общества и затыкающая все его поры, возникла в эпоху абсолютной монархии, при упадке феода­лизма. Основная роль в этой машине принадлежала карательным орга­нам: армии, полиции, жандармерии, суду, тюрьмам и т.п.

Большую роль в феодальном государстве играла церковь, догматы которой были одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получали во всяком суде силу закона. Особенно сильное влия­ние христианская церковь имела в Западной Европе, где она безраз­дельно господствовала в сфере духовной жизни в период средних веков. Религия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми от­раслями богословия, и к ним применялись те же принципы, которые господствовали в нем. " Нет власти аще не от бога, существующие же власти от бога установлены" - непререкаемая догма феодального строя. Происходила ожесточенная борьба между римско-католической церко­вью и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе.

Большое влияние в период феодализма имела божественная теория Фомы Аквинского, носившего титул " ангельского доктора", которого в 1323 г. церковь причислила к лику святых. В 1879 г. папа Лев XIII объ­явил его учение " единственно истинной философией католицизма". Надо сказать, что в этот период велась активная борьба против заси­лья церкви, широкое распространение получили ереси, особенно в XI -XIII вв., которые были как плебейско-крестьянские, так и бюргерские. Последние проповедовали идеи объединения и создания сильной цен­трализованной власти. Доктор богословия, профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уинклиф (1324 - 1384) и чешский теолог Ян Гус (1371 - 1415) провозглашали независимость английской церкви от папской, оспаривали принцип непогрешимости пап, возражали про­тив вмешательства церкви в дела государства, полагали частную собст­венность и деление на сословия идущими от бога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал