Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этика консультанта
Завершая разговор о психологическом консультировании как таковом, невозможно не обсудить вопрос об этических нормах и правилах работы психолога-консультанта. За рубежом об этических принципах психологического консультирования и психотерапии уже написаны целые тома, а несоблюдение профессиональных требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д. (Алешина, 1994. С. 9). Следование принципам поведения психолога-консультанта не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является одним из залогов успешности психологического воздействия. Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. 3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. 4 Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента (Алешина, 1994. С. 11—12). Сходными являются и принципы телефонного консультирования: 1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека. 2. Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание беседы абсолютно конфиденциально. 3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипулировать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического. 4 Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение (см. Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет, 1996).
ЛИТЕРАТУРА Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: Реф. дипломной работы. МГУ. Факультет психологии, 1994 // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. № 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Моск. психотерапевтический журн. 1993. № 1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. СПб., 1993. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2. Грановская P.M. Элементы практической психологии.
Л., 1984.
Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Новосибирск, 1992. Гринсон Р.Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994. Гунами Л. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия // Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995. Давыдовский И.В. Травма как биологическая проблема // Арх. пат. 1957. № 9. Т. 19. Журавлев А. Фонетическое значение. Л, 1974. Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса // Актуальные вопросы медицинской психологии: Сб. науч. трудов Ин-та им. В.М.Бехтерева / Под ред. М.М.Кабанова, И.М.Тонконогого. Л., 1974. Т. 72. Кабанов М. М., Лычко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. Каган В. Янусово мышление психотерапии // Психотерапевтич. тетради. Вып. 1. СПб., 1993. Кареасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980. Кареасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982. Кареасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. М., 1991. Лазар С, Зонненберг С., Урсано Р. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. М., 1992. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., I960. Нарицын Н.Н. Московский рынок психотерапевтических услуг, или базар по-русски /7 Психол. журн. 1994. № 2. Ожегов С.И, Шзедова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М,, 1995. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1986. Огинская М.М., Разин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопр. психологии. 1991. т 4. Психология: Словарь. М., 1990. Пуселик Ф., Люис Б, Магия нейролингвкстического программирования. СПб., 1995. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992. Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет. СПб., 1996. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб., 1993. Сталин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. М., 1989. Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л., 1984. Ушаков Г.К.. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Материалы к тренингу партнерского общения. СПб: Институт Тренинга, 1993. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Моск. психотерапевтический журнал. 1992. № 2. Черепанова Н.Ю. Фоносемантический аспект суггестии // Фоносемантика и прагматика: Тезисы докладов Всероссийской конференции. М., 1993. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989. Kokotovie A.M., Tracey T.J. Woking Alliance in the Early Phase of Counseling // Journal of Counseling Psychology. 1990. Vol. 37, № 1. January. Kretschmer E. Medizinische Psychologic. Stuttgart, 1971. McCarthy P. Clinical Supervision Practices of Licensed Psychologist // Professional Psychology: Research and Practice. 1994. Vol. 25. № 2. Daws R..V. The Individual Differences Tradition in Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 1992. Vol. 39. № 1. Rogers C. A Way of Being. Boston, 1980.
Учебно-научное издание В.Ю.Меновщиков Введение в психологическое консультирование Серия: «Теория и практика психологической помощи» Редактор О.В. Квасова Корректор Т.П. Толстова Компьютерная верстка М.Н. Малкова, Д.В. Чекалин Художник Ф.С. Сафуанов Подписано в печать 21.08.2000. Формат 84х 108/32. Бумага типографская. Гарнитура Times New P.oman. Печать высокая. Усл. печ. л. 5, 88. Тираж 7500 экз. Заказ № 1604. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
|