Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опора звука






Можно сказать, что опора звука – это направленная распространенность звучания в аппарате. Чем больше и полноценнее распространенность звучания в аппарате, тем качественнее столб, тем полноценнее и качественнее звучание голоса. При правильной орга­низации опоры звука весь объем легких, бронхи, трахея, гортань и надгортанные полости вплоть до выхода из ротового отверстия заполнены как бы однородной плотной массой звука. Этот звуковой столб может быть разным по степени звукового давления на стенки аппарата в зависимости от необходимости, но это звуковое давление должно быть равномерным вплоть до твердого неба. И лишь в вершине неба, в точке соответствующей кончику носа, это давление будет несколько большим вследствие резонанса (более подробно ниже). Добиться такого столба – вот цель постановки голоса. Звучание в донебной части аппарата независимо от гласного звука („а”, „о” или „и”) должно напоминать гул, как бы слегка окрашенный в тот или иной гласный звук. Такой гудящий столб воздуха – следствие правильно организованного „звучащего” дыхания. Маэстро Барра, один из выдающихся мастеров итальянской школы пения, любил пользоваться таким сравнением: „Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя при хорошей тяге”. Ярко выраженный гудящий грудной обертон хорошо слышен в звуке выдающихся мастеров нашего жанра. Грудной обертон связан с работой грудного резонатора. Вторая важнейшая часть единой опоры звука – опора звука на твердое небо. Близость и яркость звука достигается путем выведения и собирания полноценного гудящего столба в вершину твердого неба. В полости рта происходят два процесса:

Рис.13
Распилы моделей верхней челюсти по средней линии. Различные формы небного свода в продольном направлении. (Взято из сборника:,, Вопросы вокальной педагогики”, выпуск 5. Москва, „Музыка", 1976, с. 217.)
Рис. 12
1) усиление звука благодаря рупорной форме полости рта (чем шире раскрыт рот, тем сильнее и ярче звук);

Анатомические образования небного свода и его поверхности. 1 - граница между мягким и твердым небом; 2 - мяг­кое небо; 3 – твердое небо; 4 - костный выступ по средней линии твердого неба; 5 - поперечные небные складки (альвиолы); 6 - резцовый сосочек: 7 -верхнечелюстные бугры; 8 - точка опоры или центр опоры на небо  
2) примыкание к небной кости полостей-резонаторов (см. рис. 4) придает звуку конкретность, четкость и ясность, как бы проявляет его.

Рис. 14
Контроль за опорой звука на небо происходит за счет возникающих на твердом небе резонансных ощущений, вызванных звуковым давлением протекающего по небу столба. Резонансные ощущения на твердом небе наиболее значительны из-за куполообразной формы вершины твердого неба. Вследствие такой купо-лообразности в вершине твердого неба происходит пересечение и наложение звуковых волн, то есть РЕЗОНАНС. (Резонанс – это увеличение амплитуды колебания звуковой волны вследствие пересечения и сложения звуковых волн. Такое увеличение приводит к усилению звука.)

 
1 – точка пересечения струи воды
Собиранию звукового столба в вершине небного свода способствует сама форма небного свода, напоминающая ковшик с максимальным углублением ближе к передним зубам (рис. 13)*. Форма аппарата должна способствовать собиранию звуковой струи, наподобие струи воды в ложке (см. рис. 14).

_____________________________

* Автор рекомендует прочесть статью С.Л.Ямштекина „Влияние небного свода на профессиональное певческое голосообразование" в сборнике „Вопросы вокальной педагогики", выпуск 5. Москва, „Музыка", 1976.

Надо сказать, что небный свод значительно глубже ложки и имеет такую форму, что пересечение звуковой струи происходит под поперечными небными складками (см. рис. 13. 8 – точка опоры). При правильной организации опоры звука во время пересечения звуковой струи в месте ее собирания возникают наибольшие резонансные ощущения. Место собирания звука автор называет центром опоры на твердое небо.

Напомним, что собиранию звука в центр опоры на небо способствует форма мягкого неба. Она напоминает форму основания ложки (см. рис. 14).

Мы говорим — собирание звуковой струи. Но как создать такую струю?

Такая струя возникает вследствие ЗАУЖИВАНИЯ ВЫХОДА ИЗ ГОРТАНИ НАДГОРТАННИКОМ.

Рис. 15
Рассмотрим этот процесс.

Мы уже говорили, что принцип дыхания аналогичен принципу работы насоса. Аналогия заключается еще и в том, что зауженный вход из камеры сжатия в насосе аналогичен зауженности выхода из гортани.

Рис. 16
1 - игла; 2 - камера сжатия; 3 — поршень
б)
Возьмем шприц. Если мы будем выдавливать воду или подкрашенный газ из шприца без иглы, то получим небольшой фонтанчик (рис. 15 б). Если же мы вставим в шприц иглу и будем давить на поршень с силой, равной той, с которой происходило надавливание в первом случае, то получим струю воды значительно большей протяженности (рис. 15 в). Надев на шприц иглу, мы заузим отверстие выхода. При этом давление воды (или газа) пришлось на меньшую площадь сечения отверстия выхода, и давление воды в отверстии увеличилось. Чем уже отверстие, тем больше давление на единицу площади сечения отверстия. Вследствие такого увеличения давления увеличивается мощность струи жидкости или газа.

В случае с пением, при зауживании выхода из гортани, возникает струя воздуха, достигающая небного свода и омывающая его наподобие струи воды в ложке (см. рис. 14).

Но ведь это струя воздуха, а нам нужна струя звука, скажет кто-то. Да, но это звучащая струя воздуха. Ведь звук – это доходящие до нас колебания давления воздуха, вызванные источником звука.

На рис. 16 а изображена схема устройства первого звукозаписывающего аппарата. Певец пел в раструб специальной трубы. Другой конец трубы постепенно зауживался. Выход из трубы закрывала эластичная мембрана с прикрепленной к ней иглой. Вследствие зауживания трубы звуковые волны в ней собирались и накладывались. Возникало повышенное звуковое давление, которое

заставляло вибрировать мембрану в такт звуковым колебаниям. Игла, прикрепленная к пластине мембраны, оставляла след на вращающейся с определенной скоростью восковой пластине. След от иглы заливали пластмассой и получали плас­тинки, прародичи современных пластинок. Для воспроизведения звука на пластинку, вращающуюся с такой же скоростью, как при записи, ста­вили иглу аналогичной трубы. Игла, очерчивая неровности звуковой дорожки, заставляла вибрировать мембрану. Колебания мембраны вызывал и колебания воздуха в трубке с частотой, равной колебаниям звука при записи звуковых волн. Колебания воздуха приводили к возникновению звука. Этот звук усиливался за счет рупорной формы трубы (рис. 16 б).

Рис.17
Мы описали принцип работы граммофона. Принцип зауживания трубки для создания повышенного звукового давления применяется и в рупоре.

1 - камера, где вследствие зауживания увеличивается звуковое давление
Надсвязочная часть гортани напоминает часть рупора, собирающую звуковое давление. Раструб образуют черпаловидные хрящи и надгортанник (рис. 18).

Рис. 18
Из вышесказанного следует, что зауживание выхода из гортани приводит к возникновению мощной звучащей струи воздуха (столба), необходимой для опоры звука, то есть для возможности влиять на тембр голоса.

а) Надгортанник в правильном положении. б) Надгортанник опущен, что уменьшает раструб выходе из гортани, а следовательно, уменьшает звуковое давление. К тому же надгортанник мешает протеканию столба в верхние полости.
а) б)
Работа с головным резонатором имеет главенствующее значение. Как правило, опытный певец никогда „не тянет грудь вверх”. Для сохранения грудного обертона достаточно сохранить „раскрытость аппарата в грудь”, то есть достаточный объем глотки и достаточную голосовую щель. Если организовать полноценный столб и собрать его под куполом в вершине небного свода, звук сам отразится в груди. Вследствие собирания звукового потока и возникающего при этом отраженного встречного потока звуковых волн возникает ощущение акустического сопротивления в надгортанных полостях.

Сплошными линиями изображены отраженные от кеба волны.

Рис. 19
Такое отражение способствует улучшению тембра голоса и приводит к ощущению плотности звукового столба в этой части аппарата.

Ощущения плотности звукового давления в до-глоточных и надгортанных полостях должны уравновешиваться и приводить к ощущению цельного столба. Это одна из основных задач опоры звука.

Качественное пение требует от певца свободного владения акустической ситуацией внутри аппарата независимо от динамики звука, избранного режима звучания или от того или иного приема в звукоизвлечении.

Механизм отражения звука
Усиление звука вызывается повышением общего доглоточного давления (при помощи зауживания выхода из гортани) и прорывом такой усиленной струи в надгортанные полости.

Усиление звукового давления столба требует повышенного внимания к опоре звука на твердое небо в связи с необходимостью управлять звуковым давлением в частях аппарата. Однако организация опоры звука при громком звучании не требует особых усилий, она быстро достижима, так как хорошо ощущаема. Многие певцы не умеют петь тихо из-за недостатков в опоре голоса. Ведь при тихом пении звуковое давление минимальное, а в связи с этим и слабая ощущаемость столба. Без хорошей организация опоры дыхания и звука качественно петь тихо очень сложно, что является существенным недостатком. Впрочем, таким же недостатком является неумение петь громко.

Рис. 20
Говоря об опоре звука в куполообразный свод твердого неба, мы говорим о центре опоры на небо. При пении центр опоры звука на небо ощущается как область самого высокого резонирующего, вибрирующего звукового давления, это то место, куда мы направляем, собираем звук. Устройство небного свода таково, что при правильной организации звукового столба звук, пройдя по небу и деснам, собирается, упирается в переднюю часть небного свода под поперечные небные складки и отражается под куполом твердого неба.

Можно искусственно регулировать площадь опоры звука в купол твердого неба, изменяя форму мягкого неба, ширину глотки (то есть ее форму) и зауженность выхода из гортани. Чем больше площадь опоры на твердом небе, тем шире звук, а чем меньше площадь опоры, тем уже звук. В пении пользуются как узким, так и широким звуком, в зависимости от выбора краски. Узкий звук – это звук, возникающий вследствие следующих моментов:

1. Выход из гортани очень заужен, В результате получается мощная и узкая струя звука. Такая мощная струя звука не растекается по всему ковшу небного свода, а проходит лишь в центре его. Площадь опоры звука на небо, то есть площадь повышенного звукового давления, минимальна. Центр опоры ощущается почти как точка и значительно доминирует по силе резонансных ощущений (см. рис. 20 б).

Анатомический образец небного свода. а) 1 - центр опоры на твердое небо; 2 - возможные площади опоры звука на небо. они ощущаются как площади повышенного звукового давления. б) Зона растекания звуковой струи приузком звуке. 1 - центр опоры на небо; 2 - площадь опоры на небо; 3 - растекание звуковой струи. В) Зона растекания звуковой струи при широком пении. 1 - центр опоры на небо; 2 - площадь опоры на небо; 3 - зона растекания звуковой струи
2. Форма глотки при узком звуке достаточно узка, но не мешает свободному проникновению звучащей струи на твердое небо. Чем шире глотка, тем больше ее объем, тем больше возможности для озвучивания столба низкими частотами, так как низкие частоты обладают длиной волны значительно большей, чем высокие (чем ниже звук, тем больше длина волны, и наоборот). Чем больше длина волны, тем легче гасятся такие звуковые волны на мягких тканях языка в глотке. Узкий зев глотки мешает полноценному проникновению в глотку отраженного резонанса.

3.Цель пения узким звуком – большая его прорезаемость, полетность звучания. Форма мягкого не должна способствовать нерастеканию звуковой струи по чаше небного свода (см. рис. 21 а).

Надо сказать, что независимо от узости или ширины звука ткани мягкого неба должны быть растянутыми, так как мягкие ткани поглощают звук и особенно низкие частоты.

Рис. 21
Широкий звук:

1. При широком звуке зауженность выхода из гортани несколько больше, чем при узком звуке. Струя звука растекается по всей чаше небного свода. Площадь опоры значительно увеличивается (в зависимости от необходимости). Центр опоры звука ощущается слабее, чем при узком звуке, а иногда сливается по ощущению со всей площадью опоры на небо. Чем уже ярче по ощущениям центр опоры, тем полетнее звук, и наоборот, чем шире и слабее по ощущению центр опоры, тем матовее, приглушеннее звук, чем больше площадь опоры на небо, то есть чем больше площадь активного резонирования в небном своде, тем богаче тембр.

2. Широкий звук требует большого объема глотки, что увеличивает общий объем надгортанных полостей и делает звук насыщенным и объемным (см. рис. 20 в)

3. Форма мягкого неба и всего зева должна способствовать растеканию звуковой струи по стенкам чаши небного свода и проникновению в глотку, отраженных от неба звуковых волн (см. рис. 21 б).

Схема распространения, протекания звуковой струи и распространение отраженных волн в подгортанных полостях аппарата, а) При узком звуке; б) При широком звуке. 1 - центр опоры на небо (примерно соответствует кончику неба).  
Более подробно нужно сказать о расширении объема глотки. При зауживании выхода из гортани низкие частоты от грудного резонатора не отсекаются, а уплотняются в струе воздуха, то есть возникает активно вибрирующая плотная струя звука, насыщенная самыми разными звуковыми частотами. Но для проявления резонанса грудных частот нужен объем. Для этого надо увеличивать объем глотки. Вообще в надгортанных полостях происходит сложная система резонанса. Звук отражается от небного свода в глубь глотки, там он сталкивается с отражениями от стенок глотки и встречным потоком столба. Если объем глотки достаточен, плотность звучания в доглоточных полостях и надгортанных полостях уравновешивается, возникает ощущение цельности звукового столба.

Но практически научиться правильно разводить, увеличивать объем глотки нелегко.

Расширение формы глотки, увеличение ее объема ассоциируется у нас с зеванием. Но при зевании опускается гортань. Если при пении оставить такую заниженность гортани, увеличится расстояние от выхода из гортани до точки на небе, соответствующей центру опоры на небо. Для того чтобы полноценно опереть звук на небо, понадобится очень сильная струя звука. Сделать звук близким, при значительном опускании гортани, практически невозможно. Выход один – научиться раскрывать, расширять глотку без опускания гортани (о положении гортани сказано выше).

Особого рассмотрения требует работа аппарата по опоре звука при пении верхних переходных нот и верхней части диапазона, то есть выше переходных нот.

Чем выше тон, тем больше растягиваются, утончаются голосовые связки. Это приводит к обуживанию голосовой щели, повышается подсвязочное давление, что без правильной опоры может привести к болевым ощущениям на связках, Звук при этом становится напряженным, „зажатым”.

Для расширения диапазона вверх и успешного качественного пения переходных нот применяется эффект так называемого прикрывания или затемнения звука. Прикрытый звук в нашем жанре – это нечто среднее между фальцетным и грудным звуком, такой звук мы называем микстовым. У хороших певцов переход от грудного голоса к микстовому мало заметен, а порой и вовсе не заметен. По качественным характеристикам микстовый звук должен мало уступать грудному. Микстовый звук легок для восприятия и для исполнения, что способствовало его широкой распространенности в поп-музыке. Но сначала опишем механизм правильного фальцетного звука (в женских голосах так называемый „медиум").

Пение фальцетом — это пение с использованием минимальной вибрации связок. Причем, используются только края связок. Такое пение напоминает игру на флейте. При фальцете, чем выше звук, тем шире голосовая щель. Это снимает с голосовых связок напряже­ние, но громкость звука при этом небольшая. Усиления такого звука можно добиться следующим образом: зауживается выход из гортани и увеличивается давление воздушной струи. Певец как бы усиливает продувание гортани. Под струю воздуха подставляются только края связок, так как они значительно разведены. Зауженность выхода из гортани при опертом фальцетном пении значительно большая, чем при других режимах. Вследствие этого возникает значительная по мощности звуковая струя.

Рис. 22
При правильной опоре в вершину твердого неба возникает мощный отраженный поток звука. Если увеличить объем глотки (не опуская гортани) и полости рта, можно достичь значительного „окунания” звука, то есть проявления низких частот. При правильной опоре звука фальцетный голос всегда яркий, полетный и достаточно „гудящий”. Вследствие сильной обуженности выхода из гортани из большой голосовой щели часть звука отражается от верхних стенок гортани, что усиливает грудной резонанс (см. рис. 22).

1 - звуковые волны, отражающиеся от верхних стенок гортани при сильном зауживании выхода из гортани  
При микстовом пении голосовая щель несколько меньше, чем при фальцетном. При этом интенсивность вибрации связок больше, что приводит к возникновению большего звукового давления, к большему озвучиванию грудного резонатора. Механизм усиления звука остается таким же, как при фальцете.

Механизм микстового звукоизвлечения позволяет сократить объемность я достаточную силу звучания при меньшей интенсивности вибрации голосовых связок, что облегчает их напряженность. При этом легче растягивать, утончать голосовые связки, что способствует расширению диапазона голоса вверх.

Такая незначительность, минимальность интенсивности вибрации голосовых связок используется и в грудном пении, при звукоизвлечении, характерном для эталонного звука в нашем жанре.

Грудным звуком принято называть такой звук, при котором достигается максимальное звуковое давление в полостях грудного резонатора (см. „Форма аппарата"). Обычно такое давление достигалось за счет вовлечения в работу максимальной поверхности голосовых связок, что неизбежно приводило к обуживанию голосовой щели. А это, в свою очередь, приводит к появлению характерных гортанных призвуков, особенно у низких мужских голосов, что совершенно неприемлемо в нашем жанре. Большая интенсивность работы голосовых связок делает звук малоподвижным, ограничивает диапазон такого голоса.

Но мы с вами уже рассмотрели возможности усиления звукового давления при незначительной интенсивности вибрирования связок. Получив возможность влиять на грудное давление без усиления работы голосовых связок, мы можем добиться расширения грудного диапазона голоса, что очень характерно для поп-музыки. При этом возникающий не грудной звук, будет очень его напоминать.

Завершая разговор об опоре звука, скажем о способе контроля за опорой звука, то есть о вокальном слухе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал