Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы обучениядвига тельным действиям






Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сто­рон - физическое образование, под которым понимается " системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобрете­ние таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений" (Л.П. Мат­веев, 1983). В процессе физического воспитания занимающихся обучают различ­ным двигательным действиям в целях развития способностей управлять своими Движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению действий, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И нако­нец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возни­кает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершен­ствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постепенное совершенствование спо­соба выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления дви­жениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигатель­ным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершен­ного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Например, в ряде случаев материал про­граммы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умений. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку глав­ным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение пере­ходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автома­тизированный характер управления движением. Двигательный навык - это опти­мальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизиро­ванным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При навыке сознание направленно главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах - на изменении рельефа ме­стности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при мета­ниях - на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонен­тах достижении высокой эффективности действия. Эффективность процесса обу­чения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от:

1)двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опы­та обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2)возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

3)координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4)профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал