Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как была написана Библия?






 

Владыка, в нашей почте много писем, связанных с книгой книг, Биб­лией. Давайте сегодня поговорим о книге, са­мым старым страницам которой почти три ты­сячи лет. О первой книге, вышедшей из-под печатного станка Гуттенберга, которая на се­годня ежегодно распространяется тиражом около 30 млн. экземпляров. О книге, переве­денной на 600 языков и являющейся Священ­ной для миллионов верующих. О книге, сюжеты которой несколько десятков столетий вдохновляют писателей, поэтов, художников и без знания которой невозможно понять мировую культуру.

—Само слово «библио», по-видимому, происходит от названия древнего средизем­номорского города Библ (побережье совре­менного Ливана, сейчас город Джбайл), где, возможно, более чем за полтора тысячелетия до н.э. изобрели алфавит. Библ был крупным портовым ханаанским городом, в котором, по крайней мере с XVIII в. до н.э., шла оживленная торговля с Грецией и Египтом, в том числе кедровой древесиной и папирусом. Наверное, кому-то из писцов города Библа, владеющему как клинописью, так и иерог­лифическим письмом, однажды пришло в голову, что написание текстов можно упрос­тить, если один знак будет обозначать один звук. Греки, заимствовавшие изобретенный алфавит, стали использовать название горо­да как слово, обозначающее написанный та­ким способом текст, а потом и как слово, обозначающее книгу, — «библос». Но, строго говоря, Библия — это не одна книга, а собра­ние книг, написанных более чем сорока ав­торами в течение четырнадцати столетий. Ее книги писали начиная с XIII в. до н.э. до II в. по РХ в Аравийской пустыне, Палестине, Вавилоне, Греции и Риме. Среди авторов книги книг люди всех общественных слоев: и царь, и крестьянин, и пастух, и философ, и рыбак, и государственный деятель, и уче­ный, и врач, и сборщик налогов. Старейшие известные рукописи Ветхого Завета, свитки, дошедшие до нас, датируются приблизи­тельно временем Иисуса Христа (свитки об­щины, жившей у Мертвого моря). А отрывок текстов из всех четырех Евангелий был най­ден в вещах солдата — папирус датируется 120-м годом. То есть уже в это время сущест­вовали все четыре Евангелия. Известно, что самым поздним из них было Евангелие от Иоанна, ученые считают, что оно было на­писано не позже 60-го года после Рождества Христова.

Ко времени Иисуса Христа древнееврей­ское Священное Писание включало в себя все тридцать девять книг, известных нам се­годня как Ветхий Завет. И большинство книг нашего Ветхого Завета цитируется в Новом Завете. Сейчас вряд ли возможно установить точно, как именно на протяжении тысячеле­тий из многих разных книг складывался Вет­хий Завет, но принятая в иудаизме традиция приписывает собирание книг Ветхого Завета в единое целое книжнику Ездре, то есть это произошло около 400 г. до н.э. В то время Ветхий Завет существовал на древнееврейском языке, но во время царствования фарао­на Птоломея Филадельфа (285-246 гг. до н.э.) по его указанию был сделан перевод книг Ветхого Завета на древнегреческий язык. Перевод осуществили семьдесят два толковника, поэтому он называется переводом се­мидесяти — Септуагинтой. Историки счита­ют, что этот древнегреческий перевод Ветхо­го Завета был предназначен для иудеев, жив­ших в Египте.

То есть во времена Христа существовал и древнееврейский текст Ветхого Завета, и его древнегреческий перевод?

—Да, ведь греческий язык был одним из основных языков Римской империи, и важ­но, что дошедшие до наших дней переводы в целом подтверждают точность сохранив­шихся древнееврейских рукописей. То, что большинство христиан I века называло «Библией», было греческим переводом Вет­хого Завета. Вероятно, первые христианские общины, следуя обычаю, принятому в иу­дейских синагогах, читали во время собра­ний определенные места из Ветхого Завета, и для христиан было естественным допол­нять чтение ветхозаветных Писаний расска­зами об учении Христа и Его жизни. Еванге­лие (от греч. — «благая весть») было написа­но не позднее 90-го года от РХ, на древнегре­ческом языке. Уже к 200 г. из всех Писаний о Христе признание Церкви получили только четыре Евангелия, хотя существовали мно­гочисленные апокрифы. А в 363 г. на Лаодикийском и в 397 г. на Карфагенском соборах был утвержден список книг Нового Завета, соответствующий нашему, за одним исклю­чением: в лаодикийском списке отсутство­вала книга Откровений.

То есть канонически Библия с Новым За­ветом оформилась к IV веку от РХ?

—Да, так называемый Синайский кодекс («кодекс» — это книга, в которой страницы скреплялись почти так же, как и в современ­ных книгах), датируемый IV в., содержит Новый Завет полностью. А вот вопрос кано­на — это очень сложный вопрос, скажем только, что те книги, которые читались за Богослужением, относятся к каноническим, а те, которые не читались, — к неканоничес­ким. Кроме тридцати девяти книг Ветхого Завета, у иудеев были и другие священные писания, впоследствии вышедшие из упо­требления. К ним при выработке греческого канона христианской Библии было проявле­но такое же уважение, как и к прочим ветхо­заветным книгам, но все же они не имеют той же степени канонического достоинства и их называют «второканоническими книга­ми». Второканонические книги считают не богослужебными книгами, а книгами, благо­словленными для домашнего чтения. В нашу, Синодальную Библию включено одиннад­цать второканонических книг Ветхого Завета, но кроме этих книг есть еще так называемые апокрифы (от греч. — скрытый, тайный), подложные книги, например, Евангелие от Фо­мы, Евангелие Детства, Апокалипсис от Мо­исея. Эти подложные книги Церковью ни­как не используются.

Таким образом Библия нашего, Синодального перевода содержит тридцать девять канонических книг Ветхого Завета плюс одиннадцать книг второканонических и...

—...двадцать семь книг Нового Завета.

То есть всего семьдесят семь книг.

—И все это собрание книг, старшей из ко­торых более трех тысяч лет, повествует о Спасительной истории, о домостроительст­ве Спасения. Библия начинается с книги Бытие, книги начал, в которой рассказыва­ется о сотворении Богом нашего мира и че­ловека, о грехопадении, а дальше книги Библии дают нам картину развития и ста­новления человеческого духа от самых пер­вобытных времен до пришествия в наш мир Христа. Заканчивается Библия книгой От­кровение, которая принадлежит к так назы­ваемой апокалиптической литературе («апо­калипсис» — греч. — «откровение»). Апока­липсис в Новом Завете стоит особняком, это книга, в которой в зашифрованной образной форме, форме видений, Бог рассказывает о грядущей судьбе мира.

Владыка, конечно, удивительно, что все эти книги, написанные в течение четырнадцати ве­ков, в разных местах, людьми различного соци ального происхождения, образования, истори­ческого опыта, при этом имеют цельность за­мысла. Они непротиворечивы и в них идет раз­витие этого замысла от эпохи к эпохе. Мы ви­дим, что пророчества, произнесенные в одной книге, сбываются в другой. Все эти книги, даже разные по жанру, не только пронизаны единой темой, но и несут одну образную систему, симво­лику. Самый очевидный пример - числа. А в Библии мы найдем бесконечное повторение чис­ла три, числа семь, чисел двенадцать, сорок...

—Да, за этими числами стоит своя симво­лика. В Библии вообще нет ничего случай­ного. А удивительное единство Библии как раз объясняется Ее боговдохновенностью, или, как еще говорят, богодухновенностью. Ведь, смотрите, чем больше читаешь Биб­лию, тем большая глубина открывается пе­ред тобой. И это абсолютно не связано с ге­ниальностью авторов, это совершенно осо­бый дар, который мы называем боговдохновенностью. Не просто вдохновение, которое тоже присутствует и в той или иной мере, свойственно любому творчеству, а дар от Бо­га. Надо понимать, что книги Библии напи­саны Божьими людьми - пророками, святы­ми, апостолами, движимыми Духом Свя­тым. И в каждой книге Библии соединен и исторический контекст, и личность автора с его человеческой индивидуальностью, и Бо­жественное вдохновение.

Наверное, подобно тому, как пишет о себе святой Иоанн Богослов в Откровении: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу...» (Откр. 1. 10-11).

—Есть несколько точек зрения на богодухновенность Библии. Одна из них - вербальная теория, которая говорит о том, что каждое слово Библии продиктовано Богом. Есть, напротив, взгляд, когда считают, что Священное Писание написано людьми и ничего Божественного в нем нет. А есть теория о гармоничности создания Священного Писания. Эта теория подразумевает, что священные писатели — пророки, святые, апостолы, были вдохновлены свыше Духом Святым, но они излагали все это, не теряя своих личностных качеств. Известный факт: четыре Евангелия написаны четырьмя различными людьми, и каждое индивидуально. Мы можем почувствовать уровень образования, и социальную среду евангелиста, и его личностные качества. Например, известно, что евангелист Лука был врачом, в одном из документов, датируемом 170 г., о нем говорится так: «Лука, сириец, родом из Антиохии, врач, ученик апостола Павла...» Так вот, Лука очень активно привносит в описание жизни Христа и Его учения медицинские термины — для него это естественно. Он ученый, и для Евангелия от Луки, так же как и для книги Деяния Апостолов, авторство которой тоже принадлежит Луке, свойственна научная строгость и аккуратность. Но главное, что священные писатели — люди разные — все­гда рассказывали о Боге, движимые Духом Святым.

Владыка, а сама Библия, которую мы на­зываем Священным Писанием, обладает бла­годатью? Ведь описано много случаев исцеле­ний по слову Библии. В молитвословах есть молитвы, начинающиеся словами: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего словами Бо­жественного Евангелия...», и дальше надо чи­тать по главе из него...

—Священное Писание благодатно уже по самому определению, оно благодатно воз­действует на жизнь людей.

И неверующих тоже, или они там ничего не увидят, им не откроется?

—Ну, это не нам судить — откроется или не откроется, это Господь открывает. Бывает, люди начинали читать эту великую книгу с тем, чтобы написать на нее потом пародию, но соприкосновение со Священным Писа­нием приводило их к вере. А сколько случа­ев исцеления! «Из всех недугов, обременяю­щих человеческую природу, нет ни одного, ни душевного, ни телесного, который бы не получил врачевства из Писания, - говорил Иоанн Златоуст, - чтение Писания окружает дух стеною,...ставит выше диавольских стрел». Священное Писание - это духовный меч, но меч, как сказано, обоюдо­острый, и человек, приступающий к его чтению, должен это осознавать.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал