Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим рынок олигополистической конкуренции.






Признаки, характеризующие олигополистические рынки:

а) Малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного П находится в руках нескольких крупных фирм (от 3 до 8), которые реализуют продукт многим мелким покупателям. Здесь решающим признаком становится уровень концентрации.

б) Олигополии могут быть однородные и дифференцированные, т.е. в олигополистической отрасли могут производиться стандартные или разнообразные товары.

Стандартными товарами являются: нефть, каучук, полиэтилен, медь, руда, сталь.

Однородные олигополии преобладают на рынке сырья и полуфабрикатов.

Дифференцированные олигополии в основном имеются в отраслях производящих потребительские товары: товары бытовой химии, шины, масла, автомобили, электроприборы, сигареты.

в) В условиях олигополии появление новых фирм затруднено, поскольку это требует громадных затрат. Кроме того, технологии в производстве самых современных химических продуктов защищены патентами и лицензиями, покупка которых обходится очень дорого => высокие барьеры входа на рынок.

г) Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

В этих условиях борьба за потребителя с помощью маневрирования ценами (ценовая конкуренция) становится невыгодной в отличие от рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

При ограниченном числе продавцов и П снижение цены не приведет к росту С, поскольку остальные производители проделают то же самое. Поэтому механизм ценообразования на олигопольном рынке использует другие методы:

· лидерство в ценах

· ценовое соглашение

Лидерство в ценах – это ориентация производителей олигополистов на цены, установленные ведущей фирмой.

Ценовое лидерство бывает 2-х видов:

1 – подлинное, т.е. когда одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером;

2 – барометрическое – когда фирмы-олигополисты устанавливают цену, которую спрогнозировали ведущие экономисты.

Ценовое соглашение – это сговор между фирмами о единой цене и разделе рынка. Такой сговор запрещен законами большинства стран и преследуется в судебном порядке, поэтому информация о ценах хранится в тайне от правительства и покупателей.

На олигопольном рынке преобладает неценовая конкуренция. Этими методами являются:

1 – высокий барьер входа на рынок за счет обладания патентами;

2 – необходимость большого стартового капитала;

3 – борьба за обладание стратегическими запасами сырья.

Другими финансовыми барьерами могут быть огромные расходы на рекламу, техническое превосходство, количество и надежность изделий, методы сбыта и т.д.

Создание монополий зависит от эффекта слияний.

Непосредственной причиной слияния является то, что объединение конкурирующих фирм увеличивает рыночную долю и позволяет новой крупной производственной единице пользоваться всеми преимуществами концентрации производства.

Другой причиной слияния является рыночная власть. При создании олигополии появляется возможность контролировать рынок и цену своей продукции.

Всеобщая зависимость, вытекающая из немногочисленности, вызывает необходимость возможные ответные действия конкурента вследствие изменения ценовой политики.

Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли таково, что каждая при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию со стороны конкурентов.

Олигополия является преобладающей формой рынка в хим промышленности, включает таких основных участников, как ЛУКойл, ЮКОС, Ростнефть, ТНК, СИДАНКО.

Снижение цен одной их этих структур неизбежно подвергает остальных в ценовую войну (н-р, такую войну развивал ЛУКойл, снизивший под предлогом помощи с/х в период страды цены на топливо).

Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

Крупные размеры и значительный капитал хим фирм делают их крайне немобильными на рынке, поэтому им очень важен сговор для поддержания цен и максимизации прибыли.

Сейчас активно проводится деление рынка (картельное соглашение) и заключаются под конкретные проекты договора о сотрудничестве. (В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными).

Классическим примером образования картельного соглашения является ОПЕК.

Невозможность постоянно использовать картели для взаимодействия вынуждает олигополии проводить тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться в виде политики жесткости цен, патентных пулов или консорциумов.

Жесткость цен – это практика действия олигополии, когда даже при изменении издержек или С фирма не меняет цену из-за страха развить ценовую войну.

Патентный пул – это соглашение о специализации и кооперировании производства между хим фирмами.

Олигополии используют также такую модель ценообразования, как «издержки +», когда цена устанавливается исходя из издержек при некотором запланированном уровне объема производства и к ним добавляется «накидка» в размере средней прибыли.

Неучаствующие в тайном сговоре олигополии сталкиваются с ломаной кривой С. Эта кривая и сопутствующая кривая предельного дохода объясняют негибкость цен, которая характеризует такие рынки, но не объясняет уровень цен.

Неопределенности, присущие неоснованному на тайном сговоре ценообразования толкает сейчас нефтехимические фирмы к секретным соглашениям, позволяющие действовать как монополисты, т.е. получать доп прибыли.

В экономической литературе господствует точка зрения Гелбрейта и Шумпетера, согласно которой именно олигополии способствуют НТП, поэтому имеют лучшую продукцию, более низкие цены и крупные объемы производства по сравнению с отраслями, имеющие более конкурентный характер.

1) – современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области НИОКР.

2) – существование барьеров для вступления в отрасль дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.

В ряде случаев ценообразование на олигопольных рынках идет по модели Курно. Эта модель используется в случае когда каждое предприятие определяет свой объем производства исходя из условий постоянного конкретного объема своих конкурентов. Поэтому объем спроса рынка в каждом периоде неизменен, а расширение производства одним предприятием вызовет у других сокращение производства. При этом цена продукции и объем производства устанавливаются исходя из предельного дохода и предельных издержек в точке пересечения кривых этих показателей. Выполняя расчеты при различных значениях объема производства конкурентов предприятия конкурирующие между собой получают значения своих объемов производства для каждого конкретного случая. Объединив графики объемов производства 2-х конкурирующих предприятий, получим кривые, их функции друг к другу. Равновесие наступает в точке пересечения кривых при соответствующих объемов производства каждого предприятия.

В олигополиях существует минимальный эффект масштаба (мэм) каждой отрасли.

Н-р, в химии минимальный эффективный объем предприятия обычно составляет 4 – 6% общего объема производства товара данной подотрасли. С повышением технической сложности изготовления продукции минимальный эффективный размер предприятия увеличивается, если мэм достаточно велик относительно общего объема спроса, то возможность прибыльного производства в отрасли существует только у нескольких предприятий. Этот вариант называется естественной монополией.

Тема: Ценовая дискриминация в химической промышленности

 

Каждый конкретный период продавцы назначают единую цену для всех покупателей. В первом приближении это можно допустить в отношении розничных цен и большинство оптовых цен, тем не менее существует множество исключений – когда продавец назначает разным покупателям разные цены на практически одинаковый продукт, он занимается ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация представляет собой продажу (или покупку) различных единиц товара или услуг по ценам, разница в которых на прямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.

В это определение включается не только продажа одинаковых единиц товара по разным ценам, но и продажа похожих единиц товара одному и тому же покупателю по разным ценам. Ценовая дискриминация выгодна продавцу при соблюдении 3-х условий:

1) – продавец должен в определенной степени контролировать цены, т.е. обладать некоторой монопольной властью. Чисто конкурентная фирма не может заниматься дискриминацией с выгодой для себя. Она может продать какие-то товары по цене ниже той, которая преобладает на рынке, но если у нее крупная партия товара, ей не следует поступать подобным образом, поскольку она просто упустит часть прибыли;

2) – продавец, собирающийся осуществить ценовую дискриминацию должен суметь разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью С по цене или на отдельные классы, борющиеся за положение в обществе;

3) – продавец должен знать, что существуют ограниченные возможности для перепродажи его товара покупателями, которые приобрели его по низкой цене (арбитраж – это получение прибыли от перепродажи товара, приобретенного по низким ценам).

Получение арбитражного дохода от перепродажи индивидуальных услуг практически не возможно, поэтому сфера услуг лучше всего подходит для ценовой дискриминации.

Поскольку большинство товаров может быть складировано, транспортировано и перепродано, арбитражные операции с товарами осуществляется легче. Т.о., возможности для ценовых дискриминаций в сфере материального производства довольно велики.

Иногда различия в ценах отражают различия затрат необходимых для поставки товара или его обслуживания, поэтому не любое различие цен является дискриминацией, а единая цена не всегда признак отсутствия дискриминации.

Совершенно конкурентное предложение не устанавливает цен, а является ценополучателем, поэтому ценовая дискриминация при совершенной конкуренции не возможна, в отличии олигополии или монополии.

Различают 3 вида (или 3 степени) ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация 1-ой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по цене С так, что цены, по которым товар покупается для всех покупателей разные. Этот вид дискриминации предполагает т.о. как персональное, так и межличностное различие цен С, поэтому ее называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация 2-ой степени имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество уплачивает одинаковую цену. В этом случае отсутствуют межличностные различия цен С.

Ценовая дискриминация 3-ей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой цене, не зависящей от объема покупки. В таком случае имеет место межличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное. Такой вид ценовой дискриминации называется сегментацией рынка.

Существует также пространственная ценовая дискриминация, когда транспортировка продукта требует высоких затрат. Если предприятие обладает монопольной властью, оно может устанавливать разные цены для покупателей расположенных в близи или в дали от источников производства (снабжения) ценовая дискриминация имеет двойственные экономические последствия. С одной стороны монополист будет способен увеличивать свои прибыли занимаясь ценовой дискриминацией, с другой стороны – при прочих равных условиях монополист занимаясь ценовой дискриминацией производит больше продукта, чем не занимающийся е.

Примеры ценовой дискриминации:

- электростанции, продающие электроэнергию населению и заводам по разным тарифам;

- билеты разного класса на самолетах.

Условия для ценовой дискриминации присутствуют не на всех рынках, но они не редки. Н-р, оплата за обучение в Вузе в зависимости от уровня вступительных отметок и среднего балла.

В хим промышленности к ценовой дискриминации можно отнести четкое разграничение сегмента рынка, на который выходит отрасль и невозможность появления там новых конкурентов, а также предложение материалов и товаров заменителей в замен производимых другими отраслями по более низким ценам.

 

Тема: Инвестиции в отрасли

Иностранные инвестиции делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции означают иностранную долю вложения в предприятия в виде техники, технологии, лицензии, оборотные средства.

Портфельные инвестиции означают скупку акций предприятий с целью их дальнейшей спекулятивной перепродажи.

На базе прямых инвестиций создаются СП, на базе портфельных – ПИИ.

 

1) Совместные предприятия

По классификации ООН совместными называются предприятия образованные учредителями из нескольких государств, ведущих совместную хозяйственную деятельность, имеющие орган управления, независимый от органа управления учредителей, имеющие финансовую самостоятельность и распределяют прибыль и убытки между учредителями пропорционально вложенному капиталу.

Задачи СП в России:

1 – доступ западной техники и технологии без затрат валюты;

2 – получение моделей форм и типов конкурентоспособной продукции;

3 – западный опыт оплаты и стимулирования труда и организации производства;

4 – использование системы рекламы, сбыта и реализации иностранного партнера;

5 – совершенствование структуры экспорта, за счет увеличения доли конечного продукта;

Цели иностранных партнеров:

1 – вынос со своей территории экологически вредных производств (веществ);

2 – доступ к дешевому сырью, использование связей российского партнера;

3 – квалифицированная дешевая рабочая сила;

4 – широкий рынок сбыта.

Основными партнерами России по СП являются: Китай, ФРГ, США, Финляндия, Италия.

Основные отрасли, в которой созданы СП:

1) нефтехимия, химия, нефтепереработка;

2) деревообработка;

3) строительство, машиностроение;

4) легкая;

5) пищевая.

2) Предприятия с иностранными инвестициями

ПИИ называются хозяйственные структуры, имеющие портфельные иностранные вложения.

Именно они дают в российской экономике большую часть иностранного капитала. Закупаются иностранными инвесторами прежде всего акции «голубых фишек», т.е. компаний имеющих наивысший рейтинг на фондовой бирже – самых престижных, устойчивых, ликвидных.

В основном «гф» в российской экономике сосредоточены в сфере нефтедобычи, химии, связи и фирм импортирующие уникальными природными ресурсами (алмазы, норильский никель и т.д.).

Акции российских предприятий продвигаются на зарубежный рынок самыми крупными российскими компаниями, например, Лукойл, Татнефть выпустили АDR (американские депозитные расписки, т. е. ценные бумаги, разрешенные для обращения на Нью-йоркской фондовой бирже).

 

Тема: Сырьевая база химической промышленности

Сырье, материалы, топливо и энергия являются основной для функционирования предприятий отрасли и экономики страны в целом. Для многих стран обеспечение топливно-сырьевыми ресурсами является первостепенной задачей экономической политики.

Например, Японская промышленность полностью работает на привозном сырье. Это привело к прогрессивным безотходным технологиям и погоней за наращиванием экспорта всеми отраслями ради возможности в достаточном количестве приобретать сырьевые и топливно-энергетические ресурсы.

Россия обладает таким запасом сырьевых ресурсов, что не только обеспечивает собственную химическую промышленность, но и активно их экспортирует.

Значение сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике заключается в следующем:

- создание условий для развития всех отраслей промышленности и обеспечения экономической безопасности государств;

- рациональное их использование снижает себестоимость продукции, а значит, повышается конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- экспорт этих ресурсов является в основном источником валютных поступлений в бюджет;

Химическая промышленность относится к наиболее материалоемким отраслям промышленности, причем отрасль использует в виде предметов труда как основные, так и вспомогательные материалы, которые входят в состав готового продукта (вспомогательные материалы – катализаторы, вода, абсорбенты и т.д.). Доля вспомогательных материалов в химической промышленности в 2 раза выше, чем в других отраслях.

Сырье как элемент производственного процесса оказывает непосредственное влияние на работу отрасли.

Сырьем, называется предмет труда на добычу или получение которого был затрачен труд.

По своему происхождению сырье применяемой в химии делится на промышленное, с/х-е и природное.

К промышленному сырью относятся продукты добывающих отраслей (нефть, природный газ, горнохимические продукты). Продукты промышленного производства, а также отходы промышленных производств выступают как сырье для химии. К промышленному сырью относятся полуфабрикаты и продукты химических производств потребляемые другими заводами отрасли.

К природному сырью, находящемуся в применении на химических заводах относят воду и воздух.

К сельскохозяйственному сырью относят сырье растительного и животного происхождения, полученного как непосредственно в сельском хозяйстве, так и в результате первичной обработки. Принципиальное отличие промышленного сырья от сельскохозяйственного является возобновляемость последнего при соблюдении культуры его использования.

При вовлечении в переработку запасов минерального сырья и топлива, выступающего в химии как сырье, существенное значение имеет экономическая оценка месторождений. Только с учетом этой оценки может быть принято решение о сооружении нового объекта или расширение ранее построенного химического предприятия.

Элементами экономической оценки являются:

- величина разведанных и потенциальных запасов сырья;

- качество сырья;

- методы его обогащения;

- условия залегания сырья;

- экономические условия промышленной эксплуатации.

Запасы сырья делятся на 2 группы: балансовые и забалансовые.

Балансовыми называются запасы, удовлетворяющие промышленным требованиям и имеющие эффект от горонохимической добычи в данный период.

Забалансовыми называются запасы с низким процентным содержанием основного компонента, находящиеся в условиях сложной эксплуатации или малоизученные с точки зрения промышленной переработки. Эта группа имеет перспективный характер, так как при изменении условий забалансовые запасы могут перейти в балансовые.

Качество сырья определяется полезным содержанием в нем основного компонента, однако потребности техники требуют более широкого круга химических элементов. Поэтому состав полезных ископаемых начинают рассматривать комплексно с учетом возможности извлечения отдельных элементов.

При экономической оценки месторождений учитывают затраты на разведку, поскольку в химии (для нефти и газа) они обычно превышают себестоимость. Сюда же включаются затраты на транспортное, коммунальное и жилищно-бытовое строительство.

Основой экономического обоснования выбора сырья является выбор метода получения продукта. Составляется сырьевой баланс, выявляющий степень дефицитности данного сырья. Кроме того, обязательно учитывается транспортный фактор.

При выборе источников сырья необходимо также учитывать современное и перспективное состояние региона, где намечается производство.

Тема: Размещение химической промышленности

Важнейшей задачей повышения эффективности общественного производства является рациональное размещение промышленности по территории страны.

Размещение химической промышленности зависит от размещения других отраслей (машиностроение, энергетика и т.д.).

Выбор района и пункта сооружения химического предприятия определяется не только экономическим эффектом, возникающим в результате его деятельности, но и общегосударственным результатом.

Основными критериями оптимизации размещения любого химического производства является максимальная прибыль, конкурентоспособность продукции, уровень производительности труда, т.е. размещение химических предприятий должно обеспечивать минимум общей величины эксплуатационных и капитальных затрат на производство, перевозку и потребление продукта.

Высокая материалоемкость в химии делает одним из важнейших принципов размещения, максимальное приближение производства к источникам сырья, что позволяет шире вовлекать в переработку полезные ископаемые и углублять специализацию производства.

Низкая трудоемкость химических производств позволяет строить предприятия в малозаселенных регионах.

Практически все химические предприятия размещаются в близи крупных водных ресурсов, но при этом одним из важных экономических параметров становится суммарный объем транспортных перевозок.

При планировании размещения химических заводов необходимо учитывать фактор времени. Сооружение любого предприятия в минимальные сроки экономит огромные средства. Поэтому для оптимального размещения важное значение приобретает наличие в районе строительства мощной строительной базы, способной комплексно и быстро обеспечить сооружение химического предприятия. Кроме того, при размещении предприятий в обжитых районах сокращаются затраты на строительство жилья и комуникальных объектов.

Особое значение факт времени приобретает в связи с быстрым моральным старением химико-технологических процессов, а также в связи с необходимостью быстрого освоения новейших изделий.

Особенностью размещения химических производств является их негативное воздействие на экологию, что требует учета розы ветров, лесозащитных насаждений и т.д.

Международное разделение труда в химии также оказывает влияние на размещение. В Россию переносятся не только экологические, но и технологические и информационно грязные производства.

Таким образом, можно выделить следующие главные принципы размещения предприятий отрасли:

1 – максимальное приближение к источникам сырья, топлива, водным ресурсам, энергии; 2 – близость к транспортным магистралям; 3 – квалификационные рабочие; 4 – близость к районам потребления продукции; 5 – экология.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал