Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вооруженные Силы и экология






 

Особую опасность для экологического состояния не только отдельных регионов, но и всей планеты в целом, в силу специфичности средств и методов достижения поставленных целей, представляет военная деятельность современных государств. Действительно, боевые действия, боевая подготовка всегда были причиной больших жертв и разрушений. Однако в современных условиях непоправимыми последствиями для природы оборачиваются не только боевые действия, но и повседневная деятельность войск. Повседневная деятельность как Вооруженных Сил (ВС) в целом, так и воинской части, военного объекта в частности, оказывает на окружающую среду негативное воздействие различными антропогенными экологическими факторами. Это, прежде всего радиационное, световое, тепловое, химическое, шумовое, электромагнитное загрязнение окружающей среды, загрязнение бытовыми и хозяйственными отходами, нерациональное и с нарушением технологий использование природных ресурсов и т.д. Большинство из указанных факторов одновременно прямо или опосредованно воздействует не только на природу, но и на сами войска (объекты) [14].

Поэтому сейчас, когда жизненная необходимость сохранения окружающей среды неизмеримо возрастает, небывалую остроту приобретает особая проблема военной теории и практики - проблема экологическая.

 

Любое воинское формирование (от отдельного подразделения до военного округа) можно рассматривать как специфическую военную экосистему. Ее главные элементы: личный состав, вооружение и военная техника (ВВТ), а также окружающая природная среда в пункте постоянной дислокации или местности, где осуществляется та или иная военная деятельность (рисунок 1).

 

 
 
В О Е Н Н А Я Э К О Л О Г И Я

 


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

               
 
 
   
СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА
 
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
 
ВОЙСКОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (рентабельность)
 
   
НАДЕЖНОСТЬ И БОЕГОТОВНОСТЬ
 
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
 
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВВТ (ресурсосбережение)

 

           
 
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ
 
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (эффективность)
 
 
ЭРГОНОМИКА И БОЕСПОСОБНОСТЬ
 
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
 
ВОЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
 
 
БЕЗОПАСНОСТЬ И РИСК
 
ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 
ВОЕННЫЙ МАРКЕТИНГ

 


Рис. 1. Структура военных экосистем

 

Основным направлением развития военной экологии является решение задач по обеспечению жизнедеятельности (жизнеобеспечение) войск на трех системных уровнях:

- обеспечение качества профессиональной подготовки личного состава, образцов вооружения и военной техники, а также окружающей при­родной среды в пунктах дислокации войск;

- экологическое обеспечение защиты войск от неблагоприятного воздействия окружающей среды (природной и техногенной) и защиты природы в пунктах дислокации войск;

- экономическое обес­печение войскового хозяйства (рентабельность), эксплуатации вооружения и военной техники (ресурсосбережение), боевой подготовки личного состава (эффективность) [22].

Важнейшими задачами военной экологии являются: научное предвидение (экологическое прогнозирование) состояния военных экосистем и окружающей среды в различных условиях жизнедеятельности в целях своевременного приня­тия профилактических мер по оздоровлению складывающейся обстановки; под­держание боеспособности и обеспечение экологической защиты личного сос­тава при боевых действиях, ликвидации последствий аварий в зоне разрушений предприятий атомной энергетики, химической, нефтеперерабатывающей и га­зовой промышленности, других экологически опасных производств и объектов; обеспечение защиты личного состава, гражданского населения, вооружений и военной техники, а также окружающей природной среды от вредного воздействия экологических факторов; организация жизни и быта воинских подразделений, дислоцированных в экологически опасных регионах.

Отличительной особенностью военной экосистемы является приоритет­ность задач боевой подготовки несовместимых на первый взгляд с природоох­ранными мероприятиями. Принцип единоначалия, заложенный в основу организации Вооруженных Сил, делает командира ответственным не только за боевую подготовку вверенного ему воинского коллектива, но и за сохранение природы в пункте постоянной дислокации, в районах проводимых учений, на полигонах и стрельбищах [30].

Успешное начало обеспечения реализации государственной политики в области охраны окружающей природной среды в Министерстве обороны РФ было заложено Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. - создано Управление экологии и специальных средств защиты. Одна из основных задач управления - разработка концепции и формирование научно-технической политики в области экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ.

Концепция экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, разработанная названным управлением, была утверждена начальником Генерального штаба ВС РФ и согласована на тот момент с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Для Вооруженных Сил, по сути, это первый документ такого рода, который является одним из важнейших.

Рассмотрим основные положения данной концепции.

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это комплекс правовых, экономических, со­циальных, научно-теоретических и орга­низационно-технических мероприятий, осуществляемых Вооруженными Силами РФ в мирное и воен­ное время, направленных на охрану и вос­становление природной среды в ходе де­ятельности ВС РФ и обеспечение реше­ния задач войсками и силами флота в усло­виях воздействия экологически небла­гоприятных антропогенных и природных факторов.

Целью экологического обеспече­ния ВС РФ является достижение экологиче­ской безопасности деятельности ВС РФ и за­щита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

Основные задачи экологического обеспечения повседневной деятельности войск и сил флота:

- совершенствование экологических органов ВС РФ;

- обеспечение выполнения в ВС РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны окружающей природной среды;

- экологическая паспортизация военных объектов;

- планирование и осуществление мероприятий экологического обеспечения в ходе боевой подготовки войск и сил флота;

- строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных сооруже­ний и установок, непосредственно связанных с деятельностью ВС РФ;

- оценка экологиче­ского ущерба от деятельности ВС РФ;

-разра­ботка и осуществление мероприятий по восстановлению окружающей природной среды.

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ подлежат: есте­ственные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхно­стные и подземные воды. А также атмосферный воз­дух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране под­лежат государственные природные заповед­ники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, ре­дкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их оби­тания. Личный состав ВС РФ, рабочие и слу­жащие и члены их семей, вооружение и воен­ная техника (ВВТ), военные объекты, жилые городки и гарнизоны, районы постоянной дис­локации, боевой подготовки и иной деятель­ности войск и сил флота также являются объектами экологического обеспечения [59].

Основными принципами организации экологического обеспечения ВС Российской Федерации являются:

- приоритет сохранения жизни и здоровья человека и окружающей природной среды при решении задач ВС РФ в мирное время;

- при­оритет выполнения боевых задач ВС РФ в военное время с учетом по возможности эко­логических аспектов и соблюдения междуна­родных актов по экологии;

- научно обоснован­ное сочетание качества вооружения, военной техники и военных объектов, экономики и эко­логии в ходе военного строительства и рефор­мирования ВС РФ;

- максимальная адаптация войск и сил флота к задачам экологического обеспечения;

- безусловное соблюдение тре­бований природоохранительного законода­тельства государства и международных актов в области экологии;

- тесное взаимодействие Вооруженных Сил с государственными и природоохранительными органами по решению экологических про­блем.

Экологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ в мирное время явля­ется элементом повседневной деятельности ВС РФ. В военное время оно должностатьэлементом боевого обеспечения. Общее ру­ководство экологическим обеспечением осу­ществляют командующие, командиры и начальники всех степеней. Экологическое обеспечение планируется и организуется штабами воинских частей, соединений, объединений, военных округов, флотов. Осуществляется оно силами и средствами войск и флота. Наиболее сложные, специфические, объемные и ответственные задачи, особенно по ликвидации аварий и катастроф, выполняются силами и средствами войск радиационной, химиче­ской и биологической защиты, инженерных войск, медицинских частей и других войск в зависимости от обстановки.

Военно-научное, методическое, специальное математическое и программное обеспечение и сопровождение экологического обеспечения осуществляет Экологический центр Министерства обороны России. Крупные перемены в жизни России, начавшиеся в 90-х годах прошлого века, и формирующиеся новые жизненные ценности потребовали иных подходов к деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и в отношении к окружающей среде. В декабре 1991 г. был принят Закон № 2060 – I «Об охране окружающей природной среды». В 1992 г. в целях реализации требований Закона Российской Федерации № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», было создано Управление экологии и специальных средств защиты Министерства обороны Российской Федерации. Датой его рождения определено 15 июля 1992 года.
Военным экологам в то время пришлось решать сложные экологические проблемы, связанные с выводом российских войск из Западной группы войск, Прибалтики, Белоруссии, высвобождением и утилизацией вооружения и техники, внедрением в войска новых требований российского природоохранительного законодательства и организацией соответствующего взаимодействия с органами государственной власти. [47]
В этих целях была создана необходимая нормативно-правовая база. Одним из первых документов, разработанных управлением, была директива министра обороны РФ 1992 года «О первоочередных задачах по экологическому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации». Директива определяла важнейшие направления деятельности войск и сил по обеспечению экологической безопасности. Были внесены изменения в уставы Вооруженных Сил Российской Федерации и другие руководящие документы с целью исполнения требований Закона «Об охране окружающей природной среды». Кроме того, было немало сделано для организации экологического мониторинга в районах дислокации войск, принято решение о подчинении Центральной лаборатории контроля за водными ресурсами и атмосферным воздухом начальнику Управления экологии и специальных средств защиты Министерства обороны. В последующем на базе этой лаборатории был создан Экологический центр Министерства обороны РФ (ЭЦ Минобороны РФ).
В 1997 году указом президента страны Управление экологии и специальных средств защиты Минобороны было реорганизовано в Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации и непосредственно подчинено министру обороны.
В 1998 году приказом министра обороны РФ создана Экологическая служба Вооруженных Сил РФ, предназначенная для организации, координации и руководства обеспечением экологической безопасности деятельности войск и сил. Их защиты от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и контроля за рациональным использованием природных ресурсов в районах дислокации, базирования и деятельности армии и флота. В состав службы вошли: Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил, Экологический центр Минобороны, экологические службы военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и родов войск, главных и центральных управлений военного ведомства, объединений и соединений.
Кроме вопросов обеспечения экологической безопасности повседневной деятельности и боевой подготовки войск, на Экологическую службу Вооруженных Сил возложено решение и ряда специфических задач. Среди них: обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности, функционирования объектов и полигонов Минобороны РФ, обращения с опасными отходами, утилизации вооружения и военной техники и некоторые другие.
В декабре 2001 года приказом министра обороны РФ общее руководство обеспечением экологической безопасности Вооруженных Сил РФ было возложено на начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя министра обороны Российской Федерации. Под его руководством существенно повысилось качество обеспечения экологической безопасности в войсках и на флоте, значительно увеличилось финансирование природоохранных мероприятий.
С 2003 года завершены работы по ликвидации загрязнений нефтепродуктами и другими опасными веществами на территориях 14 военных объектов (около 12% от потребности). С апреля 2006 года обеспечение экологической безопасности организовано по территориальному принципу.
Ежегодно в рамках контрольных комплексных проверок Тыла Вооруженных Сил РФ проводится оценка состояния экологической безопасности в 400 - 450 воинских частях, дислоцированных на территориях различных военных округов, флотов.
Проведена работа по созданию основной номенклатуры технических средств экологической безопасности. В период с 2001 по 2006 г. приняты на снабжение три войсковых средства экологического контроля, установка уничтожения отходов, подвижная экологическая лаборатория. По состоянию на 1 января 2010 года в войска поставлено 150 единиц технических средств экологической безопасности.
Специалисты управления принимали активное участие в оценке радиационно-экологической обстановки в районе гибели АПЛ «Курск» и обеспечении экологической безопасности подъема, транспортировки и докования атомохода.
С использованием специального оборудования, установленного на самолете Ан-ЗОРР, осуществляется экологическое обследование территорий военных объектов, по результатам которого оценивается степень загрязненности территорий и готовятся предложения на выполнение мероприятий по их очистке.
Ежегодно, начиная с 2005 года, осуществляется экологический мониторинг акваторий и объектов с использованием первого в истории Российского флота экологического судна «Петр Градов» на Черноморском флоте и экологического катера в зонах ответственности Ленинградской военно-морской базы и ЛВО.
Для обеспечения учебного процесса в системе экологического обучения и воспитания военнослужащих по заказу управления разработаны, изданы и направлены в войска, на флоты и в военно-учебные заведения учебно-методические пособия и учебники по военной экологии. С 2000 года действуют курсы переподготовки и повышения квалификации должностных лиц экологических служб и преподавателей экологических дисциплин на базе Военной академии РВСН им. Петра Великого и на академических курсах Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. В общей сложности с сентября 2000 года по июль 2007 года на курсах переподготовки и повышения квалификации прошли обучение 57 преподавателей и 251 специалист из состава экологических служб Вооруженных Сил.
Для решения экологических проблем на международном уровне управление совместно с ВМФ проводит работу по привлечению иностранных инвестиций в рамках международного военного сотрудничества между министерствами обороны России, США, Норвегии, Великобритании по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (программа АМЕС). Общая сумма привлеченных денежных средств - около 14 млн. долларов США. Это позволило внедрить экологически безопасные технологии по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом на Северном флоте.

На данный момент непосредственно руководит организацией экологическо­го обеспечения ВС РФ Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Конт­роль за состоянием экологической обстанов­ки и инспекцию осуществляют Центральная экологическая инспекция МО РФ, экологиче­ские службы видов ВС РФ (Тыла Вооружен­ных Сил) и родов войск, округов, флотов, глав­ных и центральных управлений МО РФ, штат­ные и нештатные войсковые экологи и другие природоохранные органы.

Экологические измерения и анализы осу­ществляются экологическими лабораториями видов ВС РФ, родов войск, главных и цент­ральных управлений МО РФ, округов, флотов, в отдельных случаях лабораториями других министерств и ведомств, отечественных и за­рубежных организаций, оснащенных совре­менными средствами физико-химического анализа. Все виды контрольных (арбитраж­ных) экологических измерений, анализ и рас­шифровку контрольных проб осуществляет Центральная экологическая лаборатория Ми­нистерства обороны РФ. Экологическую экс­пертизу на стадиях жизненного цикла ВВТ, проектирования, строительства и эксплуата­ции военных объектов, специальных работ, утилизации и уничтожения ядерного, химиче­ского, обычных видов оружия и военной тех­ники на военных объектах осуществляет экологическая экспертиза МО РФ.

Экологические структуры, силы и средства ВС РФ привлекаются для решения региональ­ных и государственных экологических про­блем в соответствии с законодательством по решению правительства РФ и руководства МО РФ и по согласованным с местными орга­нами планам взаимодействия.

Подготовка кадров военных экологов ведется в военно-учебных заведениях войск радиационной, химической и биологической защиты по специальности: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В других военно-учебных заведениях вводятся специальные предметы (курсы) " Военная экология" (" Экологическое обеспечение вида ВС, рода войск"). В программы боевой подготовки войск и сил флота вводятся разделы по экологическому обеспечению. При военно-учебных заведениях открываются курсы переподготовки и повышения квалификации военных экологов.

В Минобороны России на оснований предложений видов ВС РФ и родов войск, главных и центральных управлений составляется еже­годный " План экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ". Долгосрочные рабо­ты определяются " Перспективным планом экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

Первоочередного экологического обеспечения в Вооруженных Силах РФ требуют следующие работы: участие в утилизации ядер­ных энергетических установок, ядерных боеприпасов, хранении и утилизации радиоактивных отходов; участие в очистке полей падения отдельных частей ракет-носителей от металлических фрагментов и остатков ракетного топлива; утилизация выслужившей установленные сроки, вышедшей из строя военной техники и вооружения, в том числе атомных подводных лодок, ракет, химического оружия. А также качественное улучшение состояния баз и складов горючего и ракетного топлива; дооборудование кораблей и судов Военно-Морского Флота современными техническими средствами предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Оценка экологического ущерба, нанесенного войсками на территории стран пребывания; строительство новых, реконструкция и расширение действующих очистных сооружений; проведение экологической паспортизации военных объектов и организация системы экологического контроля; осуществление комплексного и непре­рывного экологического воспитания и образо­вания военнослужащих, служащих армии и флота и членов их семей; создание и оснаще­ние необходимой техникой экологических подразделений для проведения работ по вос­становлению нарушенной окружающей среды.

Финансирование программ и работ по охра­не и восстановлению окружающей природной среды, осуществляемых ВС РФ, предусматри­вается отдельной статьей расходов в бюдже­те МО РФ. Программы стабилизации и оздо­ровления экологической обстановки на объек­тах ВС РФ финансируются за счет ассигнова­ний, выделяемых отдельной строкой в обо­ронном бюджете, средств предприятий, уч­реждений, организаций и других источников, установленных законодательством Россий­ской Федерации. Хозрасчетные организации и предприятия предусматривают ассигнова­ния на природоохранные мероприятия за счет средств основной деятельности.

С началом войныиливооруженногоконфликтароль экологической безопасности существенно изменяется. Нет необходимости доказывать, сколь велики и пагубны экологические последствия военных действий с применением современных средств поражения и крупных масс войск, оснащенных гусеничной, колесной и другой боевой техникой. В ходе войны соблюдение, как войсками, так и в отношении их норм экологичес­кой безопасности, установленных для условий мирного времени, невоз­можно. Поскольку способы достижения победы над противником вклю­чают такие действия, как нанесение мощных огневых ударов противоборствующими сторонами с неизбежным преднамеренным или сопутствующим разрушением экологически опасных объектов. А также частое маневрирова­ние соединениями и частями с использованием лесных массивов для скрытого расположения войск и строительства различных укрытий, бы­строе возведение полевых оборонительных сооружений с широким при­менением землеройной техники, прокладка дорог, колонных путей и т.д.

Особенно серьезные нарушения экологического равновесия последуют в случае ведения боевых действий с применением оружия массового поражения, зажигательного оружия, дефолиантов и других средств, пред­назначенных для экологического воздействия на территорию, занимае­мую противником.

Всё это неизбежно приведет к немедленным или отдаленным вредным экологическим последствиям, а в некоторых случаях — к возникновению условий, опасных даже для кратковременного пребывания личного состава в определенных районах.

Отдаленные отрицательные экологические последствия боевых дейст­вий не будут приниматься во внимание командирами и командующими, если они позволят решить тактические и оперативные задачи. Это под­твердили вооруженные конфликты, имевшие место за последнее время в различных регионах мира. Можно считать, что пагубные экологические последствия вооруженной борьбы так же неизбежны, как потери личного состава, и входят в цену победы - подчас слишком высокую.

Вместе с тем не исключается возможность выполнения войсками требований экологической безопасности, которые могут и должны соблюдаться, если не вступают в противоречие с задачей нанесения максимальных потерь противнику или другими задачами, направленными на повышение вероятности достижения успеха в бою или операции. Например, при длительном размещении войск и военных объектов в одном и том же районе, где потребуется поддержание нормальной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки [61].

В соответствии с требованиями законодательных актов правительства Российской Федерации, приказов и директив Министерства Обороны Российской Федерации в каждой воинской части (учреждении) совместно с территориальными органами Государственного комитета по охране природы составляется экологический паспорт.

Экологический паспорт разрабатывается заместителем командира воинской части по тылу совместно с начальником Экологической службы, подписывается заместителем командира части по тылу, согласовывается с местными органами власти и председателем территориального Государственного комитета по охране природы, утверждается командиром воинской части (учреждения) и регистрируется в территориальном Государственном комитете по охране природы.

Экологический паспорт - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию воинскими частями (учреждениями) ресурсов (природных, вторичных и других) и определению влияния производства на окружающую среду. Экологический паспорт представляет комплекс данных, выражаемых через систему показателей, отражающих уровень использования воинской частью природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

В соответствии с действующим законодательством воинская часть (учреждение) в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий, подконтрольно местным органам власти, а также региональным органам Министерства Природных Ресурсов РФ.

Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отчетности, инвентаризация источников загрязнения и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности. Экологический паспорт для действующих форм и видов государственной отчетности воинских частей (учреждений) составляется по состоянию на 1 января текущего года и дополняется при изменении технологии производства, замене оборудования в течение месяца со дня изменений, хранится на предприятии, в воинской части (учреждении), территориальном органе государственного контроля по охране природы [60].

Охрана природной среды в воинской части осуществляется в соответствии с «Положением об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями; предприятиями и организациями Министерства обороны» и представляет собой комплекс воспитательных, организационно-плановых, научных, материально-технических, эксплуатационных и правовых мероприятий [59].

Воспитательные мероприятия: имеют целью разъяснение личному составу природоохранительной политики правительства, а также значение охраны природы.

Организационно-плановые включают управление всеми работами в воинской части по выполнению планов по охране окружающей среды путем сокращения и ликвидации загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранения растительного и животного мира на основе неуклонного соблюдения природоохранного законодательства.

Охрана природной среды включает следующие мероприятия:

- руководство работами по охране природной среды в воинской части. Общее руководство этими работами осуществляет командир части; непосредственно всю работу по охране окружающей природной среды планируют и организуют командиры /начальники/ частей /учреждений;

- выявление и учет источников загрязнения природной среды, включая их качественную и количественную оценку;

- учет и оценку технического состояния средств для улавливания, сбора и обезвреживания загрязняющих отходов;

- разработку планов мероприятий по сокращению и ликвидации загрязнения природной среды в воинской части;

- организацию контроля за выполнением планов и соблюдением правил и норм по охране природной среды;

-согласование проектов строительства объектов воинской части с органами, осуществляющими надзор за охраной природы.

- получение разрешения на специальное водопользование;

- получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, с установлением предельно допустимой нормы выброса;

- предоставления отчетности по охране природы [46].

С целью предотвращения истощения запасов пресной воды, их загрязнения и засорения, воинские части, как и все предприятия, организации, потребляющие воду непосредственно из природных объектов и сбрасывающие в них сточные воды, в соответствии с Основами законодательства должны иметь разрешение на специальное водопользование. Оно выдается сроком на 3, 5, 25 лет [60].

В разрешении указывается характеристика устройств для забора воды измерение ее расхода и лабораторию анализа, разрешенный объем забираемой воды из водоисточника, количество сбрасываемых сточных вод и сухих отходов, допустимый уровень загрязнения, а также концентрация загрязняющих веществ в водоеме после сброса в них сточных вод.

Научно-технические мероприятия имеют своей целью приведения уровня технического обслуживания, технических систем, транспортных средств и коммунально-бытовых объектов в соответствии с требованиями охраны природы.

Материально-технические мероприятия включают строительство систем коммуникации и очистки стоков, пыле - и грязеулавливающих устройств, обеспечение воинской части оборудованием для сбора и обезвреживания отходов. Контроль степени загрязнения окружающей природной среды и очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, а также своевременное проведение профилактических осмотров и ремонта, как основного технологического оборудования, так и оборудования систем очистки и обезвреживания отходов.

Эксплуатационные мероприятия имеют своей задачей снижение уровня загрязнения окружающей природной среды путем повышения технической культуры (соблюдения правил хранения, грамотной эксплуатации оборудования и техники).

Правовые мероприятия - выявление всех случаев нарушения природоохранительного законодательства и других нормативных документов, установление виновных в этом должностных лиц и привлечение их установленной законодательством ответственности. При определении виновных должностных лиц необходимо учитывать, что к ответственности привлекаются и те, кто способствовал этому своей бездеятельностью.

Выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды в воинских частях (учреждениях), важное условие экологического благополучия.

Воинские части (учреждения) являются источниками загрязнения окружающей природной среды (обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем, всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей) сопровождается образованием отходов и выбросов различных веществ.

Эти отходы и выбросы должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Постоянное перемещение воздушных и водных масс, локальные загрязнения распространяются на десятки и сотни километров от места возникновения, нанося ущерб объектам природы и людям [58].

Все образующиеся в воинской части загрязнения так же, как и в любом населенном пункте, можно объединить в следующие группы:

- газообразные токсические вещества, сажа и пыль, образующиеся в результате сжигания топлива при работе котельных, транспортных средств и других как стационарных, так и передвижных установок;

- бытовые и промышленные сточные воды, поступающие из казарм, жилых и общественных зданий, с пунктов обслуживания всех видов техники и образующихся в результате функционирования коммунально-бытовых объектов;

- твердые отходы и отбросы, образующиеся в жилой зоне военных городков, на объектах общественного питания, при обслуживании и ремонте техники и всех видов транспортных средств;

- электромагнитные поля;

- шум и вибрация [59].

Охрана атмосферного воздуха достигается путем выполнения требований Закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» и включает:

-соблюдение норм предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, включая транспортные и иные передвижные устройства и установки, а также норм предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных (загрязняющих) веществ в воздухе;

- создание и бесперебойную эксплуатацию установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ, содержащихся в отходящих газах технологических и вентиляционных систем;

- проведение мероприятий по снижению шумов и иных физических воздействий на атмосферу;

- контроль качества атмосферного воздуха в военных городках и на объектах воинских частей путем систематического проведения анализов воздушной среды на содержание вредных (загрязняющих) веществ.

Охрана вод достигается путем выполнения требований " Основ водного законодательства Российской Федерации", " Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами". Охрана вод включает:

- получение воинской частью разрешения на специальное водопользование;

- рациональное и экономное использование водных ресурсов;

- очистку всех сточных вод и соблюдение правил их сброса в реки и другие водоемы;

- устройство санитарных зон вокруг водных источников;

- строительство систем и устройств, снижающих потребление воды и степень ее загрязнения;

- строительство и эффективную эксплуатацию канализационных систем и станций очистки сточных вод;

- проведение анализов потребляемых и сбрасываемых вод и качества воды в водоемах.

Охрана земель включает:

- предохранение земель от загрязнения сточными водами, производственными, бытовыми и иными отходами;

- рекультивацию земель при проведении учений, строительных, дорожных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

- предотвращение эрозии почв, их засоление и заболачивание.

Леса и другая древесно-кустарниковая растительность охраняются от незаконных порубок, пожаров, нарушений в их использовании. Охрана лесов достигается путем выполнения требований " Основ лесного законодательства Российской Федерации" и включает:

- рациональное использование и своевременное восстановление закрепленных за воинской частью лесов, правильное ведение лесного хозяйства;

- посадку и уход за лесными и другими насаждениями на территории воинской части;

- охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней;

- недопущение незаконной порубки лесов, повреждения деревьев и кустарников;

- предотвращение повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, строительным мусором [11].

Охрана дикого животного мира достигается путем выполнения требований Закона Российской Федерации " Об охране и использовании животного мира" и включает:

- сохранение видового многообразия диких животных и птиц;

- охрану среды обитания животного мира;

- осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного влияния хозяйственной деятельности воинских частей на дикий животный мир и среду его обитания;

- соблюдение правил ловли рыбы, охоты на диких животных и птиц, искоренение случаев браконьерства.

Охрана природной среды осуществляется в процессе выполнения основных задач, стоящих перед воинскими частями, и представляет собой комплекс воспитательных, организационно-плановых, научно - и материально-технических, эксплуатационных и правовых мероприятий.

Таким образом, знание основ экологической работы должностными лицами воинской части (учреждения), приведет к выполнению комплекса мероприятий по охране окружающей и природной среды, ослабит загрязнение атмосферы, вод и земли [21].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал